Интервью

Глава ФАС: дела против мировых IT-гигантов - это не "антисанкционная" кампания

Игорь Артемьев рассказал о том, что грозит Microsoft в РФ, если компания пойдет по пути Google, и что получит потребитель от разбирательств с Apple

Глава ФАС: дела против мировых IT-гигантов - это не "антисанкционная" кампания
Игорь Артемьев
Фото: пресс-служба правительства РФ/ТАСС

Москва. 27 февраля. INTERFAX.RU - Федеральная антимонопольная служба в последние годы получила целый ряд новых функций - от тарифного регулирования до полномочий в области гособоронзаказа - и теперь вполне может претендовать на звание мегарегулятора. Но наибольшее внимание общественности по-прежнему привлекает "классика жанра" - антимонопольные расследования ФАС, а среди них в последние годы выделяются разбирательства в отношении крупных зарубежных компаний.

В интервью "Интерфаксу" глава ведомства Игорь Артемьев рассказал о том, что грозит Microsoft в России, если компания пойдет по пути Google, что получит рядовой потребитель от разбирательств антимонопольной службы с Apple, а также об исходе дела в отношении международных контейнерных перевозчиков.

- Федеральная антимонопольная служба в последние год-полтора постоянно на слуху, в первую очередь, из-за разбирательств с иностранными игроками высокотехнологичной отрасли, с ее глобальными гигантами. И самое, пожалуй, громкое - "дело Google". Наладилась ли коммуникация с компанией, сообщает ли вам Google о ходе исполнения предписания ФАС. Если коммуникации нет, они не готовы ее выстраивать, чем компании в конечном счете это грозит, могут ли они потерять долю на рынке?

- Сейчас коммуникации нет. Дверь не закрыта, они могут звонить.

- Но что-то происходит? Или компания тянет время?

- Да. Они надеются, что если европейский антимонопольный орган примет другое решение, то у них будет хороший прецедент, и это усилит их позиции в нашем суде. Боятся они решения европейского антитраста, аналогичного нашему, потому что там рынок больше. И, соответственно, размер штрафа может быть гораздо больше.

Между нами сейчас коммуникации нет. Мы в суде пытаемся понудить их к исполнению предписания, они пишут нам абсолютно пустые бумажки, они ничего не исполнили. Самое главное, что они могут просто направить письмо вендорам, в котором откажутся от эксклюзивной предустановки приложений корпорации, и таким образом перестанут нарушать антимонопольное законодательство. Но они даже этого не делают.

- Еще одно известное дело в вашем "ареснале" - дело Apple. Если вам удастся добиться победы в споре с компанией по координации цен на смартфоны, как это изменит российский рынок и что потребитель от этого получит, приведет ли это к реальным изменениям?

- По Apple у нас два дела. Первое - по координации цен. Мы усматриваем признаки координации ценообразования на территории Российской Федерации у реселлеров Apple, что стало причиной установления одинаковых розничных цен на смартфоны iPhone 6s и iPhone 6s Plus. Компания, как только узнала про эти дела, прислала высокопоставленную комиссию из Купертино (где расположена штаб-квартира Apple - ИФ). Комиссия начала внутреннее расследование деятельности российского отделения, потому что в компании Apple есть внедренный антимонопольный комплаенс. Для американцев это означает внутреннюю систему, которая не должна допустить нарушения антимонопольного законодательства ни в одной стране. Представители компании пришли к нам и сказали, что проводят тщательное расследование. Почему? Потому что мы нашли в их переписке официальные документы, которые координировали политику дилеров и говорили им, не продавайте ниже этой цены, а это прямой пункт нарушения нашего антимонопольного законодательства. У нас это задокументировано, мы это предъявим в суде. Что они смогут на это возразить? Они говорят: может быть, это эксцесс исполнителя. Но мы не можем признать это эксцессом исполнителя, потому что были последствия - все остальные компании продавали смартфоны по более высокой цене, потребители пострадали.

Они спрашивают: возможно ли мировое соглашение? Мы говорим: а давайте обсудим второе дело, здесь речь идет о непоставке запчастей для ремонта в Россию. Я сам с этим столкнулся, когда у меня сломался телефон, и я не мог найти запчасти для него у "официалов". Но у нас есть еще серый рынок, и мне предложили тут же поставить нелицензированную запчасть на 5 тыс. рублей дешевле, но, естественно, без документов.

В итоге у нас с компанией Apple идут конструктивные переговоры. Обсуждаются вопросы совершенствования соответствующих процедур комплаенса внутри российского подразделения и вопросы, связанные с тем, чтобы сервис Apple появился как можно быстрее в России (ФАС предписала Apple до конца апреля открыть в РФ собственный сервисный центр, в котором будет ремонтироваться ее продукция - ИФ).

- Сейчас же есть ряд авторизованных центров. Это будет собственный официальный сервисный центр Apple?

- Да. По информации компании Apple, единственная причина, по которой они не могут сейчас поставлять запчасти - отсутствие на территории России сертификационного центра, где запчасти проверяют, тестируют, чтобы соблюдались высокие стандарты качества.

Дела против компаний Google, Apple, Microsoft - это никакая не "антисанкционная" кампания. Просто эти фирмы приехали с плохими практиками в Россию, а мы не банановая республика, они должны прекратить так себя вести. В Америке, скажем, их бы быстренько оштрафовали на $1 млрд за нарушение антимонопольного законодательства. Наша задача - воспитывать такие компании, чтобы они вели себя у нас так же, как ведут себя в своих странах, соблюдая антимонопольное законодательство.

- То есть с Microsoft это может быть тот же сценарий, что и с Google?

- Посмотрим, как компания будет себя вести. Если так же, как Google, то сценарий будет похожий. Будем долго с ними судиться.

- А что c Samsung? Возбуждено ли уже дело?

- Мы завершили проверку. Дело возбуждать не будем, так как признаки нарушения не подтвердились. Там вполне рыночное ценообразование.

- И все-таки есть примеры, когда все закончилось мировым соглашением. Расскажите, как вам удалось достичь мировой с контейнерными линиями?

- Заключение мирового соглашения является неплохим способом восстановления справедливых правил конкуренции на рынке линейных контейнерных перевозок.

Компании совершили запрещенные согласованные действия, которые привели к установлению надбавок к ставкам фрахта на рынке линейных контейнерных перевозок, тем самым они нарушили антимонопольное законодательство Российской Федерации.

Проиграв в суде первой инстанции, контейнерные перевозчики обратились в антимонопольную службу с предложением заключить мировое соглашение. При этом они прекратили нарушение: перевозчики перестали публиковать прогнозы цен, и взяли на себя обязательства вести с каждым своим заказчиком отдельные переговоры по цене в непубличной форме. Общего для всех компаний сигнала с прогнозом повышения цен больше не будет.

Сейчас антимонопольная служба совместно с участниками рынка ведет работу по подготовке "гайдлайна", определяющего единые правила и принципы поведения на рынке морских линейных перевозок.

- А совместная работа с иностранными коллегами как идет? Вот, к примеру, ваши украинские коллеги выписали "Газпрому" огромный штраф. Вы каким-то образом взаимодействуете с антимонопольным ведомством Украины? Как-то пытались подключиться к этой проблеме?

- Прежнее руководство антимонопольного ведомства Украины было не просто квалифицированным, это были наши друзья и уважаемые коллеги. Василий Петрович Цушко, прежний руководитель украинского антимонопольного органа, до этого был министром внутренних дел, министром экономики, губернатором Одесской области. Это человек, для которого Россия и Украина - братские страны. Его команда такой была. Как только случилась вся эта история на Украине, были возбуждены абсурдные уголовные дела против него и против его работников. С ним случился инфаркт.

Тем не менее, у нас есть межгосударственный совет по антимонопольной политике стран СНГ (МСАП), куда Украина входит. Мы им постоянно посылаем приглашения на заседания МСАП, но новое руководство украинского антимонопольного ведомства никуда не ездит, с нами не разговаривают. К сожалению, у нас нет никаких контактов сейчас.

К делу "Газпрома" мы не подключались. Но, судя по тому, что я про него слышал, это, конечно, абсурд полный. Ну, понятно, это просто попытка сравнять ставки, разменять что-то на что-то, но на самом-то деле я не вижу там никаких проблем. Дело все в том, что Украина для России была очевидно дружеской страной долгое время. Ну, конечно, им предоставлялись различные льготы, поэтому какая там монопольно высокая цена может быть?

- А с офисом Маргарет Вестагер по улаживанию европейского антимонопольного дела в отношении "Газпрома" ФАС взаимодействует как-то, скажем, на уровне экспертов?

- Нет, мы не участвуем. Президент издал специальный указ, что официальным представителем от России является министерство энергетики РФ. Мы не обсуждаем этот вопрос, "Газпром" с Минэнерго сами что-то делают.

Меня немножко другое удивляет. "Газпром" мог бы догадаться и приехать к нам, чтобы мы ему рассказали, вообще говоря, о некоторых вещах, которые ему никакие адвокаты не расскажут, но представители компании к нам за помощью не обращались.

- А у вас не было такого желания?

- Нет, ну а зачем? Мы сказали Игорю Ивановичу Шувалову, и Дмитрий Анатольевич (Медведев - ИФ) знает, что если надо, мы всегда готовы помочь им в некоторых тонкостях. Но "Газпром" сам принимает решения.

- Кстати, "Газпром" сейчас стал фактически единственным продавцом на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже. Независимых производителей эта ситуация не устраивает. Как из нее выходить? Почему до сих пор не реализована ваша инициатива об обязательной продаже 5% добываемого газа на бирже?

- Приказ о 5% блокируют независимые производители. Объемы для продаж у них есть, а в ближайшей перспективе появятся значительные свободные объемы. Такое поведение, например, "НОВАТЭКа" , вызывает сожаление.

- Как идет рассмотрение ходатайства "Сафмара" о покупке "М.Видео" ? Есть ли решение, и будет ли предписание сократить количество магазинов?

- Мои коллеги занимаются этим, я эту проблему не числю среди самых важных, поэтому не занимаюсь ей лично. Беспокойства большого нет, рынок конкурентный. А если там будет что-то не так, мы дадим предписание с поведенческими условиями.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Интервью

Фотогалереи

Фотохроника 17 января7 фото

Фотохроника 17 января

Фотохроника 16 января6 фото

Фотохроника 16 января

Столкновения у здания Рады в Киеве5 фото

Столкновения у здания Рады в Киеве

Международный автосалон в Детройте10 фото

Международный автосалон в Детройте

Фотохроника 15 января6 фото

Фотохроника 15 января

Прощание с Михаилом Державиным8 фото

Прощание с Михаилом Державиным

ЧП в пермской школе5 фото

ЧП в пермской школе

Самолет в Турции съехал с обрыва7 фото

Самолет в Турции съехал с обрыва

Умер Михаил Державин10 фото

Умер Михаил Державин

Самые дорогие футболисты мира10 фото

Самые дорогие футболисты мира

"Золотой глобус"12 фото

"Золотой глобус"

Встреча православного Рождества10 фото

Встреча православного Рождества

Профессия: Снегурочка10 фото

Профессия: Снегурочка

Цитаты года12 фото

Цитаты года

Москвичи несут цветы к месту ДТП у "Славянского бульвара"5 фото

Москвичи несут цветы к месту ДТП у "Славянского бульвара"

Автобус съехал в переход на Славянском бульваре7 фото

Автобус съехал в переход на Славянском бульваре

Самые богатые спортсмены всех времен10 фото

Самые богатые спортсмены всех времен

Прощание с Леонидом Броневым6 фото

Прощание с Леонидом Броневым

Ушел из жизни Леонид Броневой6 фото

Ушел из жизни Леонид Броневой

Жеребьевка ЧМ-20189 фото

Жеребьевка ЧМ-2018

Презентация олимпийской формы сборной России7 фото

Презентация олимпийской формы сборной России

Forbes назвал самых высокооплачиваемых актрис10 фото

Forbes назвал самых высокооплачиваемых актрис

Рейтинг российских музыкантов по версии Forbes10 фото

Рейтинг российских музыкантов по версии Forbes

Тонкости сумо8 фото

Тонкости сумо

МАКС-201718 фото

МАКС-2017

Церемония закрытия Кубка конфедераций-20177 фото

Церемония закрытия Кубка конфедераций-2017

Первый полет МС-217 фото

Первый полет МС-21

Шанхайский автосалон8 фото

Шанхайский автосалон

Недвижимость
Последние новости