ХроникаНападение на Crocus City HallОбновлено в 19:53

Глава Минвостокразвития: созданные условия способствуют раскрытию потенциала Дальнего Востока

Александр Галушка рассказал о том, как удалось выстроить работу с инвесторами

Глава Минвостокразвития: созданные условия способствуют раскрытию потенциала Дальнего Востока
Александр Галушка
Фото: пресс-служба Минвостокразвития

Москва. 25 декабря. INTERFAX.RU - Больше тысячи инвестиционных проектов заявили инвесторы на Дальнем Востоке, объем прямых инвестиций составит 3,7 трлн рублей. О том, как удалось выстроить работу с инвесторами, каких результатов удалось достичь за четыре года, в интервью "Интерфаксу" рассказал министр по развитию Дальнего Востока РФ Александр Галушка.

- Александр Сергеевич, Минвостокразвития активно привлекает инвестиции на Дальний Восток. Каковы результаты этой работы на сегодняшний день?

- На сегодняшний день число инвестиционных проектов на территориях опережающего развития (ТОР) и в свободном порту Владивосток (СПВ) превысило тысячу - 1009. В конце декабря прошлого года их было 436. Динамика налицо – количество проектов за год выросло больше, чем в два раза. Все эти проекты – это 3,7 трлн рублей прямых инвестиций. Естественно, они находятся в разных инвестиционных фазах. Важно, что уже запущено 86 новых предприятий, более 120 млрд рублей вложено, около 7 тысяч новых рабочих мест уже создано. При этом для двух из девяти субъектов Дальнего Востока в рамках уже фактически вложенных инвестиций реализованы крупнейшие проекты. А именно: в Магаданской области на базе Наталкинского золоторудного месторождения запущено предприятие, а в Еврейской автономной области - Кимкано-Сутарский ГОК. Главным результатом инвестиций является заработавшие новые предприятия, которые дают рост экономике, промышленности, новые рабочие места, поступление налогов, а значит и новые социальные возможности.

- Вы говорите о том, что инвестиционные проекты – это "задел" на будущее...

- Модель инвестиционного развития - это не забег на короткую дистанцию, а работа вдолгую. Здесь очень много труда и напряженной работы, начиная от принятия законов, нормативных актов, создания институтов развития, работы с инвесторами, продвижения всей этой системы, последующего сопровождения проектов, и на каждом шаге возникают те или иные вопросы или проблемы. Но если ты все эти шаги не прошел, если ты все эти проблемы не преодолел, то и на результат нет основания рассчитывать. А вот если ты сначала вспахал, удобрил, посеял, потом и сорняки прополол, и поливал всходы, и ухаживал за ними – то будет урожай. Инвестиционная модель экономического развития очень похожа на выращивание урожая. Что посеешь – то и пожнешь.

Поэтому, когда мы говорим о результатах, то нельзя говорить, что текущие показатели - это результат только этого года. На самом деле - это результат с самого первого дня нашей работы. Причем, когда я говорю "с самого первого дня", я имею в виду, что 24 октября 2013 года у нас было первое заседание правительственной комиссии по развитию Дальнего Востока. Все, что тогда было нами сформировано и сказано за 10 минут, повлекло за собой путь реализации длиной в 4 года, чтобы эти 10 минут слов реализовать на деле. Это марафон, который не сопровождался фейерверками.

- Впервые мы с вами в статусе министра общались в феврале 2014 года на Красноярском экономическом форуме…

- Да, это было 28 февраля 2014 года, в 14:30. Как раз в этот день мы направили в Правительство первую версию проекта федерального закона о территориях опережающего экономического развития. Тогда это было все на бумаге, а теперь можно уже приехать посмотреть на действующие предприятия.

- Скажу честно, я сомневался.

- Не вы один. Я хорошо помню совещание у председателя правительства по данному предложению. Тогда 14 министерств были против. Вот с таких позиций мы начинали. Решающее значение имело решение президента страны и председателя Правительства.

- Александр Сергеевич, все эти годы вы общаетесь с инвесторами. Как меняется отношение представителей бизнеса к новым льготным условиям?

- Инвесторы голосуют деньгами. На сегодняшний день для реализации на Дальнем Востоке, как я уже говорил, заявлено более тысячи инвестиционных проектов. Поэтому главное, что нам поверили и российские, и иностранные инвесторы. 26% прямых иностранных инвестиций, поступивших в Россию в этом году, пришли именно на Дальний Восток. Если брать инвестиции на душу населения – у нас самый большой показатель в России. Мы занимаем второе место по общей сумме привлеченных инвестиций после Центрального федерального округа (ЦФО), но если ЦФО отделим от показателей Москвы, то Дальний Восток по данному показателю будет на первом месте в России.

Ежегодный Восточный экономический форум, который посвящен в значительной степени привлечению инвестиций на Дальний Восток, в этом плане тоже показателен: в 2017 году было подписано 200 соглашений на сумму более 2,5 трлн. рублей. К нам приехали представители более 60 стран мира. На форуме было несколько глав государств: президент России, премьер-министр Японии, президент Республики Корея и президент Монголии, вице-премьер КНР, министр иностранных дел Индии.

- Если анализировать уже действующие проекты в ТОРах, можно ли сказать, какие направления больше интересуют иностранных инвесторов, а какие отечественных?

- Мы, формулируя механизмы ТОРов, Свободного порта Владивосток, отталкивались от потребностей инвесторов. Если ты хочешь, чтобы к тебе инвестор пришел, чтобы он у тебя работал, нужно понять, что ему нужно. Фактически эта работа должна быть построена так: есть потребитель, а ты производитель. Если ты произведешь то, что удовлетворит нужды инвесторов, они у тебя будут работать, не произведешь – не будут. Инвесторов же заставить невозможно. Только убедить, привлечь.

ТОРы - это продукт, который государство произвело для инвестора. Продукт, который включает в себя готовую инфраструктуру, благоприятные, удобные и быстрые административные процедуры, налоговые льготы, кадровую поддержку. Вот четыре основных потребительских свойства ТОРов.

Мы постоянно расширяем границы ТОРов. С чем это связано? Инвесторы говорят: а нас вот эта локация интересует. Хорошо, значит здесь и будет ТОР. Мы вносим поправки в постановление правительства, и границы ТОР устанавливаются там, где инвестор хочет реализовать свой проект. Торы идут за инвесторами.

- Продолжу тему расширения. По вашему мнению, стоит ли распространять статус свободного порта на все порты и аэропорты Дальнего Востока?

- Этот процесс сейчас идет. Это естественный процесс и связан он, еще раз подчеркну, с реальным практическим интересом инвесторов. Кстати, у нас появилась новая грань: например, из режима СПВ есть востребованность распространения на другие территории одного звена – электронной визы. Так, по поручению президента страны, со следующего года режим электронной визы будет распространен на все международные аэропорты Дальнего Востока.

- Электронная виза – это хорошо для развития туризма...

- Совершенно верно. Доказано опытом: упрощение визового режима увеличивает туристический поток. Рядом с российским Дальним Востоком живет очень много людей. Если говорить про Азиатско-Тихоокеанский регион, то это 4 млрд человек. При этом из них около 150 млн человек ежегодно пополняют ряды среднего класса, а это уже потенциальные туристы. Дальний Восток для них рядом: из Пекина во Владивосток два часа лететь, из Токио - два часа, из Сеула – тоже два часа. Это гораздо ближе, чем лететь, например, в Москву или Санкт-Петербург. Если здесь создать необходимые условия, то для всей азиатской цивилизации именно Дальний Восток станет самым близким местом европейской цивилизации, и именно сюда будут прилетать иностранные туристы.

- А у вас есть статистика, сколько иностранцев уже воспользовались электронными визами?

- Механизм электронной визы заработал во Владивостоке 8 августа этого года. Для посещения Владивостока выдано более 6 тысяч электронных виз гражданам 18 стран.

- Я вас правильно понимаю: виза – ключевой фактор, который должен потянуть за собой и инфраструктуру, и транспорт, и т.д.?

- Что мы видим по факту. Когда бизнес увидел решение президента страны о введении электронной визы во всех международных аэропортах страны, то стал гораздо активнее инвестировать в инфраструктуру, связанную с развитием туризма. Потому что бизнес понимает, что поток туристов из Азиатско-Тихоокеанского региона придет на Дальний Восток.

У нас в аэропорт Владивостока пришел новый ключевой акционер Changi Airports International (сингапурский аэропортовый оператор - ИФ).

Хабаровский аэропорт сейчас реконструируют, и в него хотят зайти иностранные инвесторы.

- В продолжение транспортной темы хочется подробнее узнать про развитие международных транспортных коридоров (МТК) "Приморье-1", "Приморье-2". Также корейцы предлагают навести "9 мостов" сотрудничества - это сопутствующие проекты или нет?

- Они в одном коридоре находятся. Если говорить про МТК "Приморье-1", "Приморье-2", то за 2017 год мы существенно продвинулись в реализации этого сложного, крупного проекта. Важной вехой в его развитии стало заявление руководства КНР о том, что Китай поддерживает инициативу России по развитию транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2" и готов всемерно этому содействовать. Господин Си Цзиньпин заявил об этом в ходе визита в Москву летом этого года.

В итоге, что мы видим: в декабре этого года 25 специалистов из CCCC (China Communications Construction Company, госкорпорация по строительству объектов транспортной инфраструктуры КНР - ИФ), а это крупнейший инфраструктурный девелопер Китая, провели полевой аудит в Приморье. Эта работа велась в рамках подготовки технико-экономического обоснования (ТЭО) проектов МТК, которое, в свою очередь, должно быть готово в первом квартале 2018 года. Перед отъездом инженеров СССС был подписан протокол по результатам их работы. Когда же ТЭО будет готово, проект перейдет к новой стадии.

Также мы с китайскими партнерами готовим межправительственное соглашение между Россией и Китаем по сотрудничеству и развитию МТК "Приморье-1", "Приморье-2". В следующем году у нас стоит задача завершить и ТЭО, и межправсоглашение подписать. После этого можем рассчитывать на то, что пойдут первые инвестиции.

Но уже сейчас в рамках МТК кратно вырос объем транзитных грузов. Китайцы даже на той инфраструктуре, которая есть, начали использовать транспортные коридоры, возить по ним грузы. За 9 месяцев 2017 года в 4,7 раза вырос грузооборот по транспортному коридору "Приморье-1"!

- Как это взаимосвязано с темой "9 мостов"?

- Развитие международных транспортных коридоров, создание 9 мостов - это по духу созвучно. Это проявление желания интегрироваться. Ведь транспортные коридоры – это прямая интеграция. Президент Южной Кореи господин Мун Чжэ Ин использовал такую метафору - "9 мостов". Мосты как сопряжение, как интеграция, как желание вместе развиваться, сотрудничать, получать общий выигрыш. В этих мостах есть своя конкретика, свое наполнение. Это создание современной транспортной инфраструктуры в Северо-Восточной Азии, развитие энергетики, рыбопромышленного комплекса, сельского хозяйства. Недавно я встречался с лидером партии парламентского большинства в Республике Корея. И как раз обсуждали тему "9 мостов". По распоряжению Мун Чжэ Ин создан комитет по северному развитию при президенте Республики Корея. Его возглавил спецпосланник президента Республики Корея Сон Ен Гиль. Месяц назад мы с ним обсуждали уже конкретику по этим "9 мостам". Мы со своей стороны подготовили план, и будем по нему работать с корейской стороной.

- Во время вашего недавнего визита в Корею обсуждалась также тема развития Северного морского пути: создается рабочая группа. Какие вопросы она будет решать?

- Эта тема также ложится в рамки сотрудничества по "9 мостам" – Северный морской путь один из этих пунктов. Корейская компания Hyundai Merchant Marine, со старшим вице-президентом которой я встречался в Корее в ноябре, очень заинтересована в реализации этого проекта. Мы договорились с ним начать с тестовых практических проходок по Северному морскому пути.

- Когда это может быть реализовано?

- Планируем в конце первого квартала 2018 года согласовать план тестовых проходок. Мы предлагаем несколько судов провести по Северному морскому пути, посмотреть, где есть узкие места, какие у корейской стороны проблемы возникнут, чего не хватает, возможно, появятся вопросы по навигации. Исходя из результатов тестовых проходок и будем планировать наши следующие шаги.

- Вы упомянули, что в 2017 году на третий ВЭФ приехали представители более 60 стран мира. Чего вы ожидаете от следующего ВЭФ?

- Я думаю, что до следующего форума произойдет немало позитивных событий: будут созданы новые предприятия, будет развиваться социальная сфера, придут новые инвестиции, будут приняты новые законы. В трехлетнем бюджете на развитие Дальнего Востока выделено 127 млрд рублей, это в два раза больше, чем в предыдущий период.

Если говорить про ожидания, то у нас каждый ВЭФ их превосходил: на первом форуме ожидали одних результатов, получалось даже больше, на втором – еще больше, на третьем - еще. Будем стараться продолжать в том же духе.

Интервью

Глава Polymetal: торги акциями Polymetal в Москве все больше похожи на рынок фанатских карточек k-pop
Михаил Шамолин: Segezha до конца года намерена решить проблему долга
CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям
Замглавы Минэкономразвития РФ: все участники ВТО заинтересованы в ее реформе
Зампред Банка России: мы не делаем скидку на сложные времена
Александр Кинщак: в работе РФ на ближневосточном направлении нет скрытой повестки