ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

РСТ объяснил, что надо сделать для повышения конкурентоспособности отечественного турпродукта

Спрос на отдых по стране восстанавливается, хотя и медленнее, чем хотелось бы

Москва. 11 марта. ИНТЕРФАКС-ТУРИЗМ - Теме конкурентоспособности российских южных курортов и перспективам летнего отдыха россиян была посвящена пресс-конференция Российского союза туриндустрии, которая прошла 11 марта в центральном офисе "Интерфакса".

Как сказал на пресс-конференции президент РСТ Сергей Шпилько, спрос на отдых по стране восстанавливается, хотя и медленнее, чем хотелось бы.

"Мы можем констатировать, что внутренний туризм выстоял в кризис, более того, есть сегменты рынка, например, санаторно-курортное лечение, которые практически "не потеряли" в кризис, - сказал С. Шпилько. – В нынешнем году также можно ждать роста интереса к отдыху в России – в пределах 5-10%".

Одновременно, по данным туроператоров, отдых на курортах юга России подорожает в наступающем сезоне в среднем на 5%. Это - при том, что многие гостиницы, санатории и пансионаты Краснодарского края в наступающем летнем сезоне предложили прошлогодние цены, а некоторые – даже снизили их.

По словам С. Шпилько, российские отели на черноморском побережье были вынуждены сдерживать рост цен из-за падения спроса, и нынешнее повышение цен – всё же ниже уровня инфляции, и даже отстает от роста цен на основные товары и услуги, потребляемые этими гостиницами.

Как отметил генеральный директор компании "Дельфин" Сергей Ромашкин, гостиницы и здравницы зависят в первую очередь от коммунальных тарифов, которые выросли более чем на 20%.

"Одновременно растет стоимость транспортных, прачечных услуг, продуктов питания. Все это отражается на стоимости отдыха в черноморских здравницах. Плюс в индустрии гостеприимства остро стоит проблема налогов. В большинстве субъектов РФ налог на землю увеличился многократно", - констатировал он.

Кроме того, в результате некоторых решений правительства, приток "социальных отдыхающих" во всероссийские здравницы, во многом выручавший курорты в межсезонье, сейчас резко сокращается. Все это, как считают туроператоры - члены РСТ, способствует уменьшению спроса на отдых внутри страны.

Правда, как сказал президент РСТ Сергей Шпилько, исключение составляют санатории, которые располагают серьезной медицинской базой и квалифицированными специалистами. Учитывая, что за рубежом аналогичное лечение стоит значительно дороже, российские санатории оказались загруженными даже в условиях кризиса.

"Это – самый благополучный сегмент российского туризма, причем речь не идет только о черноморских здравницах, - заметил он. – Очень хорошие показатели у санаториев Московской области, Ставропольского края, Санкт-Петербурга, Башкортостана, Нижегородской области. Люди не экономили на здоровье. Например, снижение спроса на санатории Кавминвод составило в 2009 году всего 2-3%".

"Казалось бы, детский отдых тоже должен был бы стать таким же "кризисоустойчивым" продуктом. Однако этого не произошло, констатировал С. Шпилько.

Согласно данным Росстата, число российских детей, отдохнувших в оздоровительных лагерях на территории страны, сократилось с 7,5 млн. в 2005 году до 5,8 млн. в 2009 году, то есть более чем на 20%.

Одновременно, как сообщил президент РСТ, за этот же период в России стало на 3 тыс. меньше объектов, которые использовались для детского отдыха, в частности, стационарных лагерей - на 666, лагерей санаторного типа - на 63.

"К тому же в этом году заметно сократились расходы на детский отдых по линии фонда социального страхования, - констатировал С.Шпилько. - Более того, расходы на детский отдых федеральный центр "переложил" на региональные власти. Субъектам Федерации предложено финансировать летнюю программу по организации детского отдыха в своих регионах за счет акцизов на алкоголь, нефтепродукты и т.д.".

Не слишком оптимистичны и перспективы массового пляжного отдыха россиян на отечественных курортах. Согласно исследованию комиссии по внутреннему туризму РСТ, он и в этом году будет опять серьезно проигрывать отдыху на массовых зарубежных курортах, в частности, в Египте и Турции. Эти страны, а также многие европейские направления, кроме невысоких цен, предпринимают ряд конкретных мер по привлечению и удержанию российских клиентов.

"Конкуренция среди зарубежных туристических направлений сейчас высока, как никогда, а это значит, что страны будут, как и в прошлом году, идти на различные уступки, чтобы завоевать российский рынок", - пояснил президент группы компаний "Астравел" Валерий Лощиц.

Так, недельный отдых на курорте Кемер в Турции с размещением в отеле 3*, перелетом и полупансионом обойдется почти в 28 тыс. рублей на человека, аналогичный вариант в Сочи – в 36,5 тыс. рублей., в Анапе – в более чем 39 тыс. рублей.

По его мнению, чтобы сделать отдых в России более дешевым по сравнению с зарубежным, надо снизить транспортные тарифы внутри страны, а также стоимость энергоносителей. С.Шпилько напомнил, что слишком дорогим отдых внутри страны становится из-за высоких цен на авиа- и железнодорожную перевозку.

"Для того, чтобы удешевить транспортную составляющую тура, надо развивать в стране бюджетную и чартерную авиаперевозку, скоростное железнодорожное сообщение, - отметил он. - В настоящее время при организации чартерных рейсов внутри страны надо платить НДС, тогда как при организации аналогичных чартеров из России в другие страны налог не взимается".

По мнению С. Шпилько, к снижению стоимости отдыха в России могло бы привести также облегчение налогового бремени в индустрии гостеприимства (в части НДС), налога на землю, различного рода других сборов.

«Более 20 стран Европы в условиях кризиса снизили до 5-7% НДС для средств размещения. В России это даже невозможно представить», - заметил глава РСТ.

Он также предложил освободить от налога на доходы физических лиц расходы на путевки внутри страны или, как минимум, освободить в полном объеме соответствующие расходы на санаторно-курортное лечение. По его мнению, необходимо признать санаторно-курортное лечение страховым случаем и обеспечить беспрепятственную возможность его финансирования по линии добровольного медицинского страхования.

"Также необходимо, чтобы само государство более активно рекламировало отдых и лечение в России, как это делается в других странах", - добавил С.Шпилько.

На пресс-конференции были также названы наиболее перспективные направления отдыха. По прогнозам туроператоров, в наступающем сезоне наиболее популярными у российских туристов станут Абхазия и Крым, во многом опять же благодаря невысоким ценам на отдых в этих регионах.

Как рассказала на пресс-конференции генеральный директор компании "Роза ветров" Елена Воеводина, в прошлом году туристов "потеряли" практически все российские направления. Рост продаж и увеличение числа российских туристов были зафиксированы в Абхазии.

"Скорее всего, в этом сезоне заметно вырастет спрос на недорогой отдых в Абхазии, где цены на проживание, по сравнению с прошлым годом, практически не выросли", - сказала она.

Как отметил на пресс-конференции генеральный директор компании "Дельфин" Сергей Ромашкин, хорошие перспективы ожидают в этом году и Крым, что связано со сменой политического руководства на Украине.

"В прошлом году в Крыму зафиксирован худший за последние пять лет показатель по числу прибытий российских туристов – 1,2 млн., что примерно на 300 тыс. меньше, чем обычно", - констатировал он.

По мнению С.Ромашкина, в это году российский турпоток в Крым вырастет на 30-40% по сравнению с 2009 годом.

В то же время, по данным участников пресс-конференции, пока стоимость туров в Крым и на российские курорты несоизмеримо выше стоимости аналогичных предложений в ряде "пляжных" стран.

Так, если недельный отдых на курорте Кемер в Турции с размещением в отеле 3*, перелетом и полупансионом обойдется почти в 28 тыс. рублей на человека, то аналогичный вариант в Сочи – в 36,5 тыс. рублей., в Анапе – в более чем 39 тыс. рублей, в Крыме – почти в 38 тыс. рублей.

По данным Е.Воеводиной, в середине мая откроется регулярное авиасообщение между Москвой и городом-курортом Геленджик. 9 и 10 мая состоятся пробные рейсы в реконструированный аэропорт Геленджика. А в период с 16 по 19 мая авиакомпания UTair начнет выполнять регулярные перевозки с частотой 2 раза в день. При этом стоимость авиабилета в одни конец составит 8,5 тыс. рублей.

Как считает Е.Воеводина, открытие этого регулярного авиасообщения будет способствовать увеличению числа туристов в Геленджике.

Также в этом сезоне ряд российских туроператоров рассматривает вопрос о взятии больших блоков мест на рейсы из Москвы в Анапу и, возможно, в Симферополь, с тем. чтобы снизить стоимость турпакетов, предлагаемых россиянам в эти регионы.

По словам участников пресс-конференции, несмотря на неблагоприятные субъективные факторы, внутренний туризм будет развиваться.

"Всегда будут те, кому привычнее и удобнее отдыхать на отечественных курортах и благодаря отсутствию языкового барьера, и привычной обстановке, - сказал В. Лощиц. – Нельзя сбрасывать со счетов соседние с Краснодарским краем области, которым ближе и удобнее отдыхать именно здесь".

"Мы рассчитываем, что в наступающем году вырастет число и отдыхающих через турфирмы, так как все участники рынка, и туроператоры, и отели, сделали выводы из кризиса и держат нормальные цены, а также - в значительной степени - неорганизованных туристов, которые приедут на курорты Черного моря "своим ходом", - добавил он.

Пресс-центр

Фотогалереи