ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 15:38

Теракта, взрыва или пожара на борту самолета президента Польши не было

Записи бортовых самописцев президентского самолета полностью расшифрованы, причины катастрофы будут установлены объективно и в сжатые сроки, сообщила глава Межгосударственного авиационного комитета

Москва. 19 мая. ИНТЕРФАКС - Теракта, взрыва или пожара на самолете президента Польши Леха Качиньского, разбившегося 10 апреля под Смоленском, не было, заявила председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина.

"Технической комиссией однозначно установлено: теракта, взрыва, пожара на борту, отказа авиационной техники в полете не было. Двигатели работали вплоть до столкновения с землей", - сказала Т.Анодина на пресс- конференции в центральном офисе "Интерфакса" в среду.

По ее словам, система предупреждения о столкновении с землей TAWS была включена на самолете Ту-154, она передавала необходимую информацию экипажу. Также была включена и работоспособна навигационная система GNSS.

"Экипаж своевременно получал данные о метеообстановке и запасных аэродромах от диспетчерских пунктов Минска, аэродрома "Смоленск- северный", а также от экипажа самолета Як-40 Минобороны Польши, который произвел посадку на аэродроме примерно за полтора часа до катастрофы", - сказала глава МАК.

"Установлено, что в кабине находились лица, не являющиеся членами экипажа. Голос одного точно идентифицирован, другой или другие подлежат дополнительной идентификации польской стороной. Это важно для расследования", - сообщила Т.Анодина.

Глава МАК проинформировала, что расшифровка бортовых самописцев Ту-154, разбившегося под Смоленском, закончена, подлинники записей находятся в сейфе Межгосударственного авиационного комитета.

"Завершена расшифровка бортовых самописцев, один из которых, являющийся полным аналогом аварийного, расшифрован в Польше", - сказала Т.Анодина.

"Расшифрованы наземные средства объективного контроля, в том числе переговоры диспетчеров. Подлинники записей самописцев находятся в МАКе, в сейфе, опечатанном обеими сторонами, все материалы совместно документируются", - подчеркнула Т.Анодина.

По ее словам, наряду с этим завершается анализ данных по контрольному облету всех средств аэродрома в Смоленске, в том числе радиотехнических средств посадки, проведенному технической комиссией, а также других материалов, полученных при расшифровке средств объективного контроля.

Глава МАК отметила, что к расследованию привлечены лучшие летные и технические специалисты, научно-исследовательские институты и промышленность России, Польши и США.

"За месяц после катастрофы проделан беспрецедентно большой по международной практике объем работ", - добавила Т.Анодина.

По ее словам, завершен сложнейший этап полевого расследования, включая аэрофотосъемку, геодезические работы, определение точной траектории полета и времени катастрофы, выкладку самолета в реальном масштабе.

"Все сохранившиеся фрагменты самолета и его оборудование совместно с польской стороной заактированы и находятся в охраняемом месте", - подчеркнула Т.Анодина.

Кроме того, завершены работы по расшифровке переговоров экипажа, идентификация голосов, проведенная польскими летчиками, добавила глава МАК.

Т.Анодина также сообщила, что представители США и Евросоюза не сомневаются в профессионализме технической комиссии МАК, которая ведет расследование причин катастрофы самолета президента Польши.

"Мы высоко ценим, что с самого начала расследования мы имеем поддержку коллег из США, государств Евросоюза, которые не сомневаются в независимости, объективности и профессионализме комиссии", - сказала Т.Анодина.

По ее словам, "с первого дня польские специалисты участвуют во всех аспектах расследования, имели и имеют доступ ко всем необходимым материалам, как на месте происшествия, так и при расшифровке "черных ящиков".

"Профессионального и правового непонимания нет", - подчеркнула Т.Анодина.

Она заверила, что все обстоятельства и причины катастрофы самолета президента Польши будут установлены объективно в условиях открытости.

По ее словам, основанием для этого является тот факт, что правительства двух стран приняли решение расследовать катастрофу самолета Ту-154 Минобороны Польши, который летел по международной трассе с пассажирами на борту в соответствии с международными правилами Чикагской конвенции, которую ратифицировали 190 государств, в том числе Россия и Польша.

"Для реализации положений Конвенции о независимости расследования важно, что его проводит именно международная организация, которая руководствуется нормами международного права и имеет большой опыт международных расследований в 53 странах мира", - отметила Т.Анодина.

По мнению Т.Анодиной, выполненный объем работ по расследованию катастрофы, высокий профессионализм специалистов технической комиссии и привлеченных экспертов, хорошо отлаженная совместная работа дают уверенность в том, что причины катастрофы будут установлены однозначно в максимально сжатые сроки без ущерба качеству. Т.Анодина отметила, что по завершении работы комиссии окончательный отчет и все материалы расследования будут переданы в государственные комиссии России и Польши и генеральные прокуратуры обеих стран.

Кроме того, будут разработаны рекомендации, чтобы подобные трагедии не повторились.

Глава МАК призвала оградить экспертов, расследующих катастрофу самолета президента Польши, от любого давления. "Мы хотим, чтобы не было влияния на нас. Не должно быть влияния ни политических факторов, ни влияния прессы", - сказала Т.Анодина. При этом она признала, что эксперты, так же как и общественность, "находятся в психологически сложном положении". "Для меня это тоже сложные вопросы, потому что я связана своими корнями с Польшей, у моих предков краковские корни", - сказала Т.Анодина.

Однако, подчеркнула она, "задача должна быть решена независимо от эмоций и каких-то обстоятельств". "Я говорю с полной ответственностью, что мы установим истину абсолютно объективно", - заверила Т.Анодина.

При этом он подчеркнула, что детальные исследования возможного влияния находившихся в кабине разбившегося самолета посторонних лиц имеют важное значение.

"Голоса посторонних лиц в кабине были четко зафиксированы и не принадлежали экипажу. Один голос идентифицирован. Что касается второго голоса - работы продолжаются", - сообщила Т.Анодина.

"О влиянии на экипаж и принятии решения эти вопросы (посторонние в кабине - ИФ) должны исследоваться. Они имеют важное значение для расследования, для установления причин катастрофы", - заявила председатель МАК.

Отвечая на вопрос журналистов, Т.Анодина подчеркнула, что, хотя принадлежность первого голоса в кабине пилотов установлена, МАК "не может придать гласности информацию о том, кому он принадлежал, по морально-этическим соображениям, касающимся, в первую очередь, родственников погибших".

"Что касается второго голоса, то работа по нему в ближайшее время будет закончена", - сказала она.

Т.Анодина также обратилась к польской стороне с просьбой предоставить российским специалистам информацию о разговорах по мобильным телефонам на борту самолета президента Польши.

"Вопрос о влиянии мобильных телефонов в настоящее время комиссией исследуется. Информация об этих разговорах, конечно, нужна комиссии. По просьбе польской стороны Россия передала ей эти мобильные телефоны, и мы надеемся, что теперь польская сторона предоставит нам информацию о совершенных с них разговорах", - отметила глава МАК.

По ее словам, копии записей бортовых самописцев с самолета президента Польши могут быть переданы польской стороне в самое ближайшее время. "Как я понимаю, это может произойти в самое ближайшее время", - сказала Т.Анодина на пресс-конференции.

Она подчеркнула, что обычно самописцы до конца расследования находятся в комиссии по расследованию. Вместе с тем, по словам главы МАК, применительно к данной ситуации может быть сделано исключение.

"Если будет решение главы правительства РФ, МАК готов провести все процедуры по передаче - я подчеркиваю - копий аварийных самописцев", - сказала Т.Анодина.

При этом она подчеркнула, что "в присутствии представителей Генеральной прокуратуры Польши и России должна быть проверена аутентичность этих записей и выполнены соответствующие процедуры".

В свою очередь глава технической комиссии МАК Алексей Морозов сообщил на пресс-конференции, что самолет президента Польши Леха Качиньского, разбившийся 10 апреля под Смоленском, "перед вылетом был полностью исправен".

"Заправка топлива составляла около 19 тонн, что было достаточно для полета по заданному маршруту с учетом выбранных запасных аэродромов", - сказал А.Морозов.

По его данным, экипаж самолета неоднократно получал предупреждения о плохих погодных условиях в аэропорту Смоленска.

"В ходе полета экипаж неоднократно информировался о погодных условиях хуже установленного минимума. Диспетчер дважды предупредил экипаж о наличии тумана, видимости 400 м, и что условий для приема нет", -сообщил глава технической комиссии МАК.

Такую же информацию экипажу президента Польши передавал и экипаж польского военного самолета Як-40, приземлившегося в Смоленске примерно за полтора часа до катастрофы, добавил он.

За 4 минуты до крушения экипаж Як-40 проинформировал экипаж Ту-154, что оценивает видимость уже в 200 м, а вертикальную - в 50 м. Тем не менее, экипаж Ту-154 пошел на пробный заход на посадку. Первое предупреждение система сближения с землей выдала за 18 секунд до падения. За 1100 м до взлетно-посадочной полосы самолет столкнулся с деревом и через несколько секунд разбился. Разрушений до столкновения с препятствием не было, добавил А.Морозов.

Он также сообщил, что "перед вылетом экипаж получил метеоданные по аэродрому вылета, запасным аэродромам и маршруту полета. Фактической погоды и прогноза по аэродрому назначения "Смоленск-Северный" экипаж не имел. Актуальных аэронавигационных данных по аэродрому назначения "Смоленск-Северный", включая действующие НОТАМ, экипаж также не имел", - сказал А.Морозов.

Ссылаясь на результаты работы российских специалистов, он также подтвердил, что "аэродром был готов к приему рейсов при установленном минимуме погоды".

По его словам, исправность систем аэродрома проверялась незадолго до авиакатастрофы трижды - 16 марта, 25 марта и 5 апреля.

А.Морозов сообщил также, что 10 апреля, то есть в день катастрофы, согласно рапорту ответственного специалиста, в период с семи до восьми утра был проведен предполетный осмотр всех систем, включая светотехническое оборудование аэродрома. "Оборудование было исправно и работоспособно", - подчеркнул А.Морозов.

Как отметил представитель МАК, непосредственно после катастрофы самолета Ту-154 ввиду большой интенсивности полетов до пяти утра 11 апреля проверку светотехнического оборудования осуществить было невозможно. Однако, как заявил А.Морозов, замечаний по светотехническому оборудованию со стороны экипажей самолетов, прилетавших на аэродром Смоленск "Северный" 10 и 11 апреля в техническую комиссию не поступало.

Участвовавший в пресс-конференции уполномоченный представитель Польши по расследованию авиакатастрофы Эдмунд Клих сказал, что польская сторона считает необходимым детально исследовать вопрос, касающийся профессионализма экипажа разбившегося под Смоленском самолета Ту-154.

"Был ли экипаж хорошо подготовлен - это является предметом исследования в настоящее время", - заявил Э.Клих.

По его словам, этот случай необходимо расследовать системно, и не только катастрофу Ту-154, но и те катастрофы, которые произошли в Польше ранее, в частности, катастрофы 1998 года.

"Тогда были сигналы, что экипажи не придерживались принятых процедур, шли на минимальной высоте", - подчеркнул Э.Клих.

Он полагает необходимым проводить подготовку пилотов на тренажерах, экипажи, которые перевозят важных государственных лиц, должны проходить подготовку по гражданским требованиям и нормам ИКАО, и только после этого дополнительно проходить военную подготовку.

Представитель Польши подчеркнул, что окончательное решение о возможности посадки самолета президента должен был принимать командир экипажа.

"Всегда командир корабля должен оценить риск, связанный с заходом на посадку при минимальных условиях, поэтому пилот должен сам решать (совершать посадку или нет - ИФ)", - сказал Э.Клих.

При этом он отметил, что "экипаж отдавал себе отчет, как важно участие господина президента в Катыньских мероприятиях, и выбор резервного аэропорта привел бы к тому, что он опоздал бы на эти мероприятия".

"Но, принимая во внимание все обстоятельства, - это несоразмерно с тем, что случилось", - подчеркнул Э.Клих.

Кроме того, он сообщил, что будут проводиться исследования по голосам экипажа, в каком психологическом состоянии они находились. "Оценим, какой уровень стресса был у экипажа в момент захода на посадку", - сказал Э.Клих.

Он также отметил, что самолет президента Польши был военным и на него не распространяются правила гражданской авиации, запрещающие пребывание в кабине пилота посторонних лиц.

"Самолет Ту-154 не принадлежал гражданской авиации. В соответствии с польскими правилами, такие процедуры не обязывают военную авиацию. Они действительно обязывают все гражданские самолеты, но они не касаются военной авиации", - сказал Э.Клих.

Со своей стороны Т.Анодина заявила, что "в российских федеральных авиационных правилах есть четкие указания, что не допускается нахождение в кабине летного экипажа лиц, которые не связаны с выполнением полетного задания".

"Такое же аналогичное правило есть в государствах нашего соглашения и, естественно, в мировой практике", - сказала глава МАК.

Между тем Э.Клих подчеркнул, что у польской стороны нет никаких проблем во взаимодействии с Межгосударственным авиационным комитетом в расследовании катастрофы самолета.

"Выполнение процедур, которые были приняты через три дня после катастрофы, по моей оценке и оценке других людей в Польше, было самым лучшим решением, обеспечивает нам детальные процедуры и не имеет никаких проблем во время взаимодействия с Межгосударственным авиационным комитетом", - заявил Э.Клих.

Он отметил, что "изначально после катастрофы эти принципы не были установлены и это создавало небольшие процедурные проблемы".

Он сказал, что, по оценке польской юридической канцелярии, "принятие решения, согласно 13-му протоколу гражданской авиации, является самым лучшим в случае катастрофы гражданского самолета, а здесь это касается государственного самолета".

По его словам, принцип действия согласно 13-го протоколу позволяет аккредитованному представителю участвовать во всех важных исследованиях, опросах свидетелей в аэропорту Смоленска, в Москве.

"Мои представители, советники, аккредитованные с самого начала расследования, принимали участие в исследованиях голосов в кабине пилота, в настоящее время уточняют некоторые записи. У нас имеется полная запись информации", - подчеркнул Э.Клих.

При этом он сообщил, что информация поступает не так быстро, как хотелось бы, поскольку самолет Ту-154 принадлежал военно-воздушным силам Польши и "некоторые документы имеют гриф секретности". Рассекречивание этих документов, отметил он, потребует некоторого времени.

В свою очередь Т.Адонина проинформировала, что "в технической комиссии никаких секретных или составляющих государственную тайну материалов, которые якобы могли быть на борту разбившегося польского самолета, нет.

10 апреля под Смоленском разбился самолет Ту-154, на котором летел президент Польши. Все 96 человек, которые находились на борту, погибли. Высокопоставленная польская делегация летела на траурные мероприятия в Катынь, где в 1940 году сотрудники НКВД расстреляли польских военнопленных.

В списке погибших - президент Польши Лех Качиньский и его супруга Мария, а также руководители более чем десятка ключевых госструктур: начальник генштаба Войска Польского Франтишек Гонгор, глава Бюро национальной безопасности Александр Щигло, глава президентской администрации Владислав Стасяк, замглавы МИД Анджей Кремер, омбудсмен Януш Кохановский, президент Польского национального банка Славомир Скржипек, оперативный командующий польских вооруженных сил Бронислав Квятковский, командующий сухопутными войсками Тадуеш Бук, командующий ВВС Анджей Бласик, командующий ВМФ Анджей Карвета, члены парламента, включая двух вице-спикеров сейма и вице-спикера сената, известные в Польше общественные и религиозные деятели.

Пресс-центр

Фотогалереи