ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:36

Коррупционные лазейки для полиции

Закон дает российским полицейским слишком широкие права, а неопределенность положений документа может способствовать коррупции, считают представители центра "Трансперенси Интернешнл-Р"

Москва. 6 июля. ИНТЕРФАКС - Правозащитники и эксперты обнаружили 17 спорных пунктов в законе "О полиции", содержащих коррупционную составляющую, сообщила глава центра "Трансперенси Интернэшнл-Р" Елена Панфилова.

"Мы провели независимую экспертизу закона и обнаружили в нем 17 спорных пунктов, которые мы считаем наиболее опасными с точки зрения коррупции", - сказала она в среду на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса".

По словам юриста центра Софьи Дробинской, к пунктам с самой высокой коррупционной составляющей относится статья, которая регулирует возможность изымать у граждан документы, имеющие признаки подделки.

"При этом в данной норме не указано, как изымаются эти документы, что есть признаки подделки", - уточнила С.Дробинская.

Она рассказала, что важной нормой закона является статья, которая позволяет сотруднику полиции проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются основания в чем-то их подозревать.

"В этом пункте опять не указано, какие должны быть данные, что есть подозревать, а тем временем наиболее коррупционные ситуации возникают именно при проверке документов", - отметила С.Дробинская.

Она также обратила внимание на то, что в законе "О полиции" появилась норма, дающая гражданину, задержанному полицейскими, право на звонок.

"Мы рады, что это право, наконец, было зафиксировано в законе, однако опять не указано как именно это будет делаться: кто предоставляет телефон, возможно ли совершать платные звонки", - сказала юрист.

Е.Панфилова тоже отметила важность данного положения, так как, по ее словам, большинство коррупционных ситуаций возникает именно тогда, когда человек остается один на один с полицейским.

"Если же он реализует право на звонок и в ситуации появится третье лицо, это резко снизит возможность развития этой ситуации", - подчеркнула Е.Панфилова.

Она добавила, что президент РФ Дмитрий Медведев ознакомлен с результатами экспертизы, они будут направлены в контрольно-правовое управление администрации, и в дальнейшем в закон могут быть внесены соответствующие коррективы.

По мнению юристов правозащитной организации, российский закон о полиции предоставляет слишком широкие полномочия сотрудникам ведомства, связанные с недостаточной определенностью указанных в документе понятий.

Как сообщается в тексте независимой экспертизы закона о полиции, результаты которой были обнародованы на пресс-конференции в "Интерфаксе", по итогам исследования были выявлены системные проблемы.

Среди выявленных проблемных факторов в заключении экспертизы приводятся юридико-лингвистическая неопределенность, конфликт интересов, широта дискреционных полномочий, которая выражается в чрезмерно широких возможностях полицейских, в частности, связанных с неопределенностью таких терминов как "подозрительное лицо", отсутствие административных процедур, определение компетенции по формуле "вправе", пояснили участники пресс-конференции.

Наиболее коррупциогенными пунктами закона юристы считают п.37 ч.1 ст.12 и п.2 ч.1 ст.13, в которых говорится о порядке изъятия и проверки документов у граждан и должностных лиц.

"Сейчас мы видим отсутствие процедур изъятия документов, мы не знаем, что считается признаком подделки. Налицо широта дискреционных полномочий сотрудника полиции, который может изымать документы на своё усмотрение. Мы считаем, что наиболее коррупциогенная ситуация складывается при проверке документов", - пояснила юрист организации Софья Дробинская.

Ч.4 ст.15 и ч.4 ст.14, регулирующие сроки задержания и право задержанных лиц на услуги защитника, тоже попали в перечень коррупциогенных.

"Эти нормы содержат юридико-лингвистическую неопределенность в отношении понятия "задержание". Сложно определить, что такое "фактическое ограничение свободы". Это момент, с которого задержанный не может свободно передвигаться. Но не понятно, как его измерить", - сказала юрист.

Отдельно правозащитники выделили право на звонок, прописанное в тексте закона о полиции. По мнению С.Дробинской, в этом пункте не хватает административных процедур. "Кто будет предоставлять телефон? Можно ли будет совершать платные звонки? У нас возникает большое количество вопросов", - отметила она.

Юристу фонда Hermitage Capital Сергею Магнитскому, скончавшемуся в СИЗО, как сообщили участники пресс-конференции, отказали в праве на звонок именно из-за отсутствия технической возможности.

По словам С.Дробинской, в ходе работы специалисты столкнулись с проблемой доступа к внутренним актам ведомства. "Дело в том, что мы провели антикоррупционную экспертизу всего того, до чего мы смогли дойти, к чему у нас есть доступ. Но помимо этого существует большое количество актов закрытых, на которые ссылается закон "О полиции", но при этом мы не можем наблюдать эти акты", - сообщила юрист.

На вопрос журналистов о последствиях антикоррупционной экспертизы директор центра Е.Панфилова ответила: "Я верю в то, что можем мы. Мы сказали, что сделаем экспертизу, мы ее сделали. В себе я абсолютно уверена и абсолютно уверена, что с них мы просто так не слезем, будем дневать-ночевать и в Минюсте и во всех органах, которые обязаны это делать. Просто так мы не поставим себе галочку".

Противостояние с Минюстом

Участники пресс-конференции также сообщили, что Таганский суд Москвы принял их заявление с требованием признать нелегитимным отказ Минюста РФ предоставить копию заключения антикоррупционной экспертизы поправок к закону о госзакупках.

"Суд принял наше заявление, но предварительные слушания еще не назначены", - сообщил замдиректора центра Иван Ниненко.

Ранее Е.Панфилова отметила, что еще на стадии подготовки и обсуждения проекта поправок в закон о госзакупках эксперты обнаружили ряд коррупциогенных факторов в документе.

В связи с этим российское отделение "Трансперенси Интернешнл" обратились в Минюст с просьбой предоставить копию заключение антикоррупционной экспертизы закона, чтобы посмотреть, были ли эти факторы выявлены своевременно.

По словам Е.Панфиловой, в ответном письме и.о. директора департамента гражданского и социального законодательства Минюста отказала в предоставлении запрашиваемой информации.

Как отметила директор "Трансперенси", представитель ведомства мотивировала отказ тем, что нормативными правовыми актами Минюсту не предоставлено право отправлять копии заключений в иные организации, кроме государственных органов, отвечающих за разработку законопроекта.

"Центр "Трансперенси Интернешнл-Р" считает данный ответ прямым нарушением федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", - заявила Е.Панфилова.

По ее словам, в соответствии с этим законом на госорганы, в том числе Минюст, возлагается не право, а обязанность обеспечить доступ к информации о своей деятельности.

Эксперты центра провели самостоятельный анализ поправок в закон о госзакупках и пришли к выводу, что в их тексте содержится значительное число факторов, способных иметь коррупционные последствия.

В частности, специалисты выявили юридико-лингвистическую неопределенность формулировок положений поправок. Кроме того, по мнению экспертов, многие положения имеют отсылки к будущим подзаконным нормативным актам, характер которых остается неясным.

Помимо этого, по мнению экспертов, хотя уровень требований к качеству товаров, работ и услуг, поставляемых для государственных нужд, законом значительно повышается, не вполне ясным остается порядок определения соответствия данным требованиям, не определены критерии при оценке заявок участников.

"Таким образом, можно сделать вывод, что система антикоррупционной экспертизы законодательных актов, призванная служить заслоном для коррупционных нарушений, работает не в полной мере" - сказала Е.Панфилова.

"Государственные органы бодро рапортуют о проведении экспертизы тысяч нормативно-правовых актов, однако те законы, от качества которых напрямую зависят жизни и благополучие практически всех граждан России, экспертизу либо не проходят, либо проходят так, что в них остается значительное количество коррупционных дыр", - отметила Е.Панфилова.

Пресс-центр

Фотогалереи