ХроникаНападение на Crocus City HallОбновлено в 19:53

МВД: реформа не задалась

Российские правозащитники считают, что реформа МВД прошла неэффективно, и предлагают создать специальную структуру внутри Следственного комитета для рассмотрения жалоб против полицейских

Москва. 22 марта. ИНТЕРФАКС - МВД России продемонстрировало свою неспособность провести реформу в полиции, измениться в лучшую сторону, считает член президентского совета по правам человека, директор "Института прав человека" Валентин Гефтер.

"В целом, мне кажется, система еще раз доказала, что она сама себя не может изменить, не может реформировать, и небольшими десантами, вот этими косметическими, скажем так, формально-организационными изменениями, ничего не достигается", - заявил В.Гефтер в четверг на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса".

Правозащитник высказал мнение, что факты преступлений полицейских продемонстрировали неэффективность реформы.

"А за то, что на этом фоне произошло одно конкретное преступление, должны ответить в первую очередь, конечно, виновные и те, кто аттестовал этих сотрудников, давал им характеристику. Это уже вопрос рассмотрения по существу", - сказал В.Гефтер.

Вместе с тем, по мнению правозащитника, не следует автоматически списывать всю ответственность на всех чиновников министерства за отдельные факты преступлений, в том числе и трагедию в Казани.

"Я лично не сторонник того, чтобы все чиновники, сверху до низу, отвечали даже за такое совершенно возмутительное преступление (как убийство задержанного в Казани - ИФ). Я сторонник того, что чем выше чиновник, тем больше он отвечал бы за те условия, которые созданы", - заявил В.Гефтер.

Вместе с тем нужно внимательно относиться к тому, как ведет себя руководство министерства, считает член президентского совета по правам человека.

"Если министр и та команда, которая немножко изменилась, пришла в министерство больше года назад для того, чтобы провести реформу, не добились этого, или даже появились какие-то негативные явления после определенных мер, о которых мы говорим, - переаттестации, 20%-ного сокращения штатов, увеличения зарплаты - вот за что они должны отвечать", - считает правозащитник.

В свою очередь директор фонда "Общественный вердикт" Наталья Таубина заявила, что московская полиция во время протестных акций вела себя избирательно, а отдельные факты корректности ее действий являются не следствием профессионализма, а конкретного указания вести себя именно так.

"Мое мнение такое, что за эти три месяца полиция действовала именно так, какая существует установка сверху. Если есть установка сверху, что у нас эта акция согласована и нужно обеспечивать порядок, как было на Болотной, как было на Сахарова, полиция действует соответствующим образом", - заявила Н.Таубина на пресс-конференции.

В свою очередь, более активные действия полицейских в ходе отдельных акций, по ее мнению, также были следствием конкретных указаний. "Если есть установка, что вот на Пушкинской с 19:00 до 21:00 можно, а потом надо разогнать, то, соответственно, будут разгонять. То есть это не вопрос улучшения качества работы полиции, и действительно осознание, что функция полиции, действительно, обеспечение безопасности, - отметила она. - События вокруг фонтана на Пушкинской площади явно не являлись свидетельством риска для безопасности или еще чего-то".

По мнению правозащитников, заявления против полицейских должны рассматриваться специальной структурой Следственного комитета. В связи с этим они предлагают создать специальное подразделение внутри Следственного комитета, которое занялось бы рассмотрением таких жалоб.

"За исключением прямого запрета в законе о полиции проблема пыток была проигнорирована в ходе реформы МВД: нет ни одного целенаправленного реформаторского решения, которое бы создавало превенцию от пыток и гарантии защиты от их применения. Недавние заставившие общество содрогнуться случаи - убедительное подтверждение этому. Пытки и истязания были совершены людьми, которые прошли аттестацию, подтвердив свою пригодность для работы в полиции", - говорится в сообщении фонда "Общественный вердикт", распространенном на пресс-конференции.

Там отмечается, что "человек, оказавшийся в отделе полиции, не может противостоять полицейским, если в отношении него применяются пытки - он изолирован и беззащитен".

"Для преодоления практики пыток необходимо изменить стандарты управления и систему оценки работы полиции, повысить качество расследования пыток и изменить судебную практику в части выявления и исключения доказательств, полученных недозволенными методами. Это основные направления для приложения усилий со стороны властей и соответствующих государственных органов", - говорится в документе.

"Реформа, сделав основной акцент на кадровой политике, оставила без изменений сложившиеся стандарты управления и систему оценки работы полиции. Полиция по-прежнему стремится достигать показателей борьбы с преступности, подчиняя этой задаче все остальные", - отметили правозащитники.

В документе сообщается, что суды не всегда выявляют доказательства, полученные недозволенными методами.

"Нередко проверки, которые проводят суды по жалобам граждан на применение недозволенных методов, формальны. Если человек до суда жаловался в Следственный комитет, то суд автоматически ссылается на результаты проверки СК, не проверяя ее качество и не проводя судебного следствия по этой жалобе. Если человек только на суде заявляет о применении в отношении него недозволенных методов, суд рассматривает это заявление и вызывает сотрудников полиции, ограничиваясь заслушиванием их показаний в суде. Сложившаяся судебная практика де-факто влияет на сохранение практик пыток и других средств физического принуждения во время получения доказательств по уголовным делам", - говорится в сообщении.

Его авторы пишут, что в Следственном комитете "необходимо провести структурные изменения, чтобы обеспечить практическую независимость от полиции следователей, занимающихся сообщениями о пытках и незаконных методах работы полиции".

"Для этого необходимо создать специальное подразделение внутри Следственного комитета, которое будет заниматься рассмотрением заявлений и расследованием только в отношении полицейских", - пишут авторы сообщения.

Они предлагают разделить ведомственную отчетность и систему оценки, также формировать показатели для оценки деятельности полиции за счет изучения ситуации на местах на основе данных изучения общественного мнения, экспертных оценок и данных ведомственной статистики.

Верховному суду РФ правозащитники предлагают подготовить постановление пленума, разъясняющие методы выявления недопустимых доказательство по уголовному делу.

Некоторое время назад российские правозащитники, входящие в рабочую группу по содействию реформе МВД, предложили создать в стране независимый орган, куда могли бы стекаться жалобы граждан на действия полицейских.

"Эта идея появилась не из воздуха, а из международных документов и опыта, которые существуют во многих странах", - сказал на пресс-конференции директор представительства Amnesty International в РФ Сергей Никитин.

По его словам, одновременно была начата кампания по рассылке открыток с подобным предложением из разных регионов страны. "Открытки шли бурным потоком в администрацию президента РФ, их было отправлено порядка 3000. В результате мы получили два типа ответов: один из администрации президента - "ваши предложения будут рассмотрены", а второй - некая отписка на двух страницах от департамента МВД России", - отметил правозащитник.

По его мнению, "такие ответы свидетельствуют о непонимании или нежелании понять те требования, которые выдвигались со стороны общественности". С.Никитин подчеркнул, что речь идет не о создании еще одного департамента в структурах правоохранительных органов, "а об абсолютно независимом органе".

Пресс-центр

Фотогалереи