ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:36

Новые шаги в борьбе с монополиями

О высоких ценах на бензин, проблемах с тахографами и развитии конкуренции

Москва. 13 мая. ИНТЕРФАКС - Сопредседатель "Деловой России" Александр Галушка совместно с Федеральной антимонопольной службой предлагает вынести государственные закупки на общественное обсуждение.

"У нас обязательно должен быть сформирован механизм общественного обсуждения необходимости и целесообразности тех или иных закупок. У нас возникает вопрос, зачем региональному министру экономики купили "Лексус"? Почему мы, как налогоплательщики должны это оплачивать?" - заявил А.Галушка.

По его словам, на госзакупки тратится порядка 10 трлн руб. "Этот ресурс должен работать на развитие конкуренции, малого и среднего бизнеса в том числе. Это же колоссальные ресурсы для экономики и развития", - считает А.Галушка.

Он отметил, что обсуждение необходимо проводить еще на этапе планирования закупки, а не ее осуществления.

А.Галушка сообщил, что "Деловая Россия" совместно с ФАС разработала "дорожную карту", которая поможет развитию конкурентной среды в России, пункт об обсуждении госзакупок также входит в этот документ.

Кроме того А.Галушка предлагает расширить сферу ответственности за развитие конкуренции на все органы власти, включая лично губернаторов.

"За развитие конкуренции должны отвечать не только Минэкономики (Минэкономразвития) и ФАС, а должны отвечать все органы власти - и федеральные, и региональные. И губернатор должен отвечать за развитие конкуренции лично, персонально. Хочу напомнить, у нас поддержка конкуренции Конституцией гарантирована", - заявил А.Галушка.

По его словам, разработанная "дорожная карта" развития конкуренции содержит предложения, согласно которым в положения об органах власти должны быть включены пункты об ответственности за развитие конкуренции. "Презумпция конкуренции должна быть. "Дорожная карта" предполагает, что в положения об органах власти должны будут внесены изменения - установлены ключевые показатели эффективности и установлена ответственность за развитие конкуренции", - сказал А.Галушка.

По оценке эксперта, ключевые показатели должны учитывать мнение общественности, включая предпринимательские круги, о состоянии конкуренции.

А.Галушка выразил убеждение, что нынешняя ситуация в экономике является эффективным стимулом для улучшения условий конкуренции. "Фактор очень мощный - принуждение реальной экономической, социальной действительностью, да и политической тоже. У нас прежняя модель экономического роста исчерпана полностью. Все. Это факт, от которого никуда не деться. Рецессия в экономике, она маячит. Мы в шаге от нее", - сказал он.

При этом важным фактором является то, что в необходимости развития конкуренции не сомневаются в руководстве страны, считает эксперт.

"Президент это очень ясно понимает. Когда он говорил в своем Послании Федеральному собранию, это, действительно, документ года, о том, что нужно принять дорожную карту развития конкуренции. 7 мая было совещание по указам, он опять об этом упомянул. Это важная вещь - президентская политическая воля. Но я так скажу, что даже если ее не хватит, то реальная экономическая действительность заставит это сделать", - сказал А.Галушка.

Руководитель ФАС России Игорь Артемьев, отвечая на вопрос о высоких ценах на бензин на Дальнем Востоке, отметил, что они могли быть связаны с ремонтом нефтеперерабатывающих заводов.

"Мы возбудили дела в Хабаровске, эти дела будут продолжаться, и там будут наказаны соответствующие компании. И мы видим, что там ряд заводов вставал на ремонт, что тоже, по-моему, не было должным образом согласовано", - заявил он в ответ на вопрос журналистов о результатах проверки нефтяных компаний, работающих в регионе.

И.Артемьев добавил, что в целом цены на бензин на Дальнем Востоке снизились. "Мы в Хабаровске возбудили дела, а в остальном были снижены цены", - сказал он.

"Там пошел уже тренд понижательный на мировых рынках, и они там снизили цены. Потому что за последние 2-3 недели цены на нефтепродукты в мире падали", - подчеркнул глава антимонопольного ведомства.

Он затруднился однозначно ответить, что стало главной причиной снижения цен на бензин - действия регулятора или общемировые тенденции.

В конце апреля И.Артемьев заявлял, что ФАС проведет дополнительную проверку цен на бензин и дизтопливо "Роснефти" на Дальнем Востоке. "Там действительно чувствительная ситуация. Там, конечно, не только "Роснефть", еще группа "Альянс" имеет большие возможности, и там рынок фактически двумя этими компаниями контролируется. О конкуренции речи не идет, поэтому возникают все время проблемы", - говорил он.

Перед этим в ходе "прямой линии" президент России Владимир Путин сообщил, что еще раз попросит "Роснефть" и ФАС разобраться с ценами на топливо на Дальнем Востоке. "Сейчас в европейской части России бензин стоит примерно 31,4 рубля за литр, летнее дизтопливо где-то 32 рубля. На Дальнем Востоке всегда традиционно чуть-чуть подороже. Разница порядка 3,5 рубля. Уже не один раз указывал на это не только руководству компании, но и ФАС. Сделаю это еще раз с тем, чтобы они держали эти вопросы на контроле", - сказал В.Путин.

Минтранс нарушил?

Глава ФАС также обратил внимание на возможную необходимость переоснащения транспортных средств, уже оборудованных тахографами (устройствами контроля за режимом труда и отдыха водителя), не удовлетворяющими введенным требованиям.

И.Артемьев оценил рынок соответствующих устройств в $2,5 млрд. Он выразил недоумение в связи с тем, почему силовые ведомства оказались причастны к сугубо гражданской отрасли.

Ранее сообщалось, что ФАС России усматривает нарушение антимонопольного законодательства в действиях министерства транспорта РФ в сфере оснащения транспортных средств тахографами.

"Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства послужил приказ Минтранса России, которым утверждены требования к тахографам, которые устанавливаются на отдельные категории транспортных средств (грузовые автомобили массой более 3,5 т, а также на коммерческие пассажирские автомобили с количеством посадочных мест более 8)", - поясняется в сообщении ведомства.

В ФАС напомнили, что отдельные категории транспортных средств с 1 апреля 2013 года подлежат обязательному оснащению тахографами, оборудованными средством криптографической защиты информации (СКЗИ), имеющим сертификат Федеральной службы безопасности (ФСБ России). "Таким образом, Минтрансом России определены не функциональные требования к тахографам, а конструктивные требования к их производству", - отметили в службе.

По мнению ФАС, утвержденные Минтрансом требования к тахографам "могут ограничить круг их производителей и исключают возможность оснащения транспортных средств тахографами, произведенными до 1 апреля 2013 года, вне зависимости от их функциональных характеристик". Более того, возможности участников рынка по производству тахографов напрямую будут зависеть от наличия доступа к СКЗИ, которое на сегодняшний день имеет возможность производить только одна компания-монополист, подчеркивает пресс-служба ФАС.

Таким образом, в действиях Минтранса содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства "в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления непредусмотренных законодательством РФ требований к товарам и создания дискриминационных условий на рынках тахографов и СКЗИ для тахографов в РФ".

В начале апреля сообщалось, что Госавтоинспекция приступила к проверкам перевозчиков на предмет использования ими тахографов. "Сотрудники ГИБДД будут контролировать оснащение транспортных средств тахографами и, в случае выявления нарушений, привлекать виновных лиц к административной ответственности", - говорилось в сообщении, размещенном на сайте ГУОБДД.

При этом министр транспорта РФ Максим Соколов заявлял в интервью "Эху Москвы", что приказ об оснащении ТС тахографами учитывал технические условия, которым соответствует сохранение информации в целях криптографии и безопасности. "Таких компаний, конечно, не много, но точно не одна", - сказал министр, опровергая обвинения в том, что условия приказа разрабатывались под конкретную компанию.

Пресс-центр

Фотогалереи