ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 06:36

В Москве рассчитывают на конструктивный диалог с новой администрацией США

В Москве смотрят "с определенным умеренным оптимизмом" на перспективы сотрудничества с США при Обаме и рассчитывают закрепить свое влияние в Латинской Америке

Москва. 25 декабря. ИНТЕРФАКС - Россия с оптимизмом смотрит на перспективы сотрудничества с новой администрацией США, заявил замглавы МИД РФ Сергей Рябков.

"В общем, входим в следующий год, год смены администрации США, появления новых фигур на ключевых постах в Вашингтоне с определенным умеренным оптимизмом. Думаю, на российско-американском азимуте в 2009 году достижений будет все-таки больше, чем проблем", - сказал он в четверг на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса".

Российский дипломат отметил, что несмотря на успешное сотрудничество с нынешней администрацией США по ряду вопросов, проблемных областей все-таки осталось больше.

"То, что мы имели с США по таким темам как стратегический диалог, а именно, разработка новой юридически обязывающей договоренности на замену истекающего в будущем году Договора СНВ, то, что было связано с настойчивыми усилиями Вашингтона по реализации планов создания глобальной стратегической системы ПРО, включая ее европейский сегмент, ситуация с контролем за обычными вооружениями в Европе, все, что было связано с поведением американской администрации после агрессии Грузии против Южной Осетии, все это стало серьезным осложняющим фактором, отягощало наши отношения, уводило их в минус", - подчеркнул С.Рябков.

Замглавы МИД заявил, что Россия заинтересована во встрече президентов России и Америки и подтверждает, что МИД готовит эту встречу.

"Мы заинтересованы, разумеется, в такой встрече, но о конкретике этого контакта говорить пока рано", - заявил С.Рябков.

"Как в любом внешнеполитическом ведомстве, мы заранее готовим событие такого масштаба, но я сейчас не готов высказываться по срокам и, тем более, по месту этого контакта, в том числе с учетом того, что избранный президент США пока не вступил в должность", - сказал замглавы МИД.

Говоря о планирующейся встрече Дмитрия Медведева с Бараком Обамой, С.Рябков сослался на слова президента РФ, который в своем интервью российским телеканалам "расставил все акценты, в том числе с учетом телефонного разговора с избранным президентом США".

С.Рябков также надеется, что новая администрация США будет более конструктивной в обсуждении вопросов, связанных с ПРО.

"Думаю и надеюсь, что здесь тоже следующая администрация проявит больше здравого смысла и сможет скорректировать подход таким образом, чтобы возникла основа для нашей договоренности", - сказал дипломат.

С.Рябков отметил, что в последнее время, при администрации Джорджа Буша, переговоры по данной тематике шли довольно сложно.

"В известном смысле произошла деградация обсуждения тематики ПРО. Это, конечно, прискорбно. Ответственность за это, на наш взгляд, лежит на американской стороне", - подчеркнул российский дипломат.

По его словам, Россия готова к конструктивной работе на этом направлении.

"Мы продолжим работу, мы ее не оставили даже с уходящей администрацией", - сказал замглавы МИД России.

С.Рябков подчеркнул на пресс-конференции, что диалог с США по заключению нового договора об ограничении стратегических вооружений сложно будет продолжать без желания новой администрации США принимать во внимание соображения России в военной сфере.

"Без учета наших озабоченностей нам сложно говорить о том, что получится продвинуть диалог по СНВ в направлении достижения юридически обязывающей договоренности", - заявил С.Рябков.

В то же время он отметил, что с новой администрацией США Россию связывают более оптимистичные ожидания, чем с действующей командой Джорджа Буша.

"В своей оценке того, что ожидания, которые мы связываем со следующим годом, несколько выше наших результатов в уходящем году, я замыкаю, прежде всего, на публичные сигналы избранного президента США Барака Обамы и людей, которые входят в круг его советников, относительно перспектив развития стратегического диалога с Россией", - сказал замглавы МИД.

Он напомнил, что проблемы в сфере ограничения Стратегических наступательных вооружений (СНВ) были для российской стороны связаны "с нежеланием нынешней команды США вести речь об ограничении не только оперативно развернутых боезарядов, но и стратегических носителей".

С.Рябков отметил, что позиция США, которые проводят линию на обретение потенциала так называемого "глобального молниеносного удара", не обязательно с использованием ядерного оружия, но с использованием стратегических носителей в обычном оснащении, на взгляд России, "представляется угрожающей для стратегической стабильности и безопасности на длительную перспективу".

Кроме того, существенным моментом, который не устраивает Россию в позиции США, является, по словам замминистра, "нежелание договариваться с нами по вопросу о неразмещении своих национальных стратегических сил за пределами национальных границ". Этот момент, по его словам, может иметь "далеко идущие последствия".

Однако, как отметил С.Рябков, "с учетом импульсов, направлявшихся публично представителями высшего звена, демпартии и представителями, входившими в избирательный штаб Барака Обамы, мы очень рассчитываем, что у следующей администрации будет больше желания и готовности принимать в расчет наши соображения в этой сфере и договариваться на основе, которая реально обеспечивала бы баланс интересов".

Замминистра также указал, что судьба договора о сокращении наступательных вооружений зависит от того, произойдут ли в позиции США позитивные подвижки.

"Вопрос открыт. Что мы будем иметь к концу будущего года (СНВ-1 истекает в декабре 2009 года - ИФ), зависит от многих обстоятельств, прежде всего от того, насколько и в сфере СНВ, и в сфере ПРО мы сможем отфиксировать позитивный сдвиг в позиции США", - заявил С.Рябков.

Как подчеркнул замминистра, "в пользу такого сдвига мы будем очень активно работать и время терять не намерены". "Интенсивность контактов, я вам обещаю, будет высокой", - сказал С.Рябков.

Он напомнил, что некоторое время назад в Женеве состоялось заседание действующего в рамках договора о СНВ органа - Совместной комиссии по соблюдению и инспекции. "Не было принято решения о продлении договора СНВ-1. Здесь важный нюанс: не было принято решения и о непродлении СНВ", - отметил С.Рябков.

По его словам, "если смотреть на формулировку заявлений, принятых по итогам данного заседания, то там написано, что решение о продлении данного документа принято не было". "То есть вопрос открыт", - заключил он.

Замглавы МИД заявил также на пресс-конференции, что Россия по-прежнему против планов США по созданию третьего позиционного района в Европе и считает, что предложения Вашингтона по укреплению доверия могут лишь несколько ослабить российские озабоченности в этом вопросе.

"Мы считаем, что в позиции США произошла некоторая нежелательная для нас (России) модификация, которая сузила или ограничила возможности для договоренностей. При этом позиция России понятна и изначально была известна американцам", - сказал С.Рябков.

По его словам, "позиция России сводится к тому, что мы против планов США по созданию третьего позиционного района".

"Если, тем не менее, эти планы будут реализованы, мы будем вынуждены предпринять определенные меры военно-технического характера", -заявил замглавы МИД РФ.

"Что касается той или иной договоренности по транспарентности и укреплению доверия, - подчеркнул С.Рябков, - то такая договоренность может лишь ослабить наши озабоченности в связи с возникновением третьего позиционного района".

Замглавы МИД отметил, что сама по себе такая договоренность никак не может подменить военно-технический ответ, "если ситуация на местности потребует такого ответа".

Россия не выдвигает никаких условий на переговорах с США по проблеме развертывания элементов ПРО в Европе, ее позиция основана на объективной оценке ситуации, заявил высокопоставленный российский дипломат.

"Я бы не стал оперировать в разговоре о возможных договоренностях с США по ПРО термином "условия". Мы не выдвигаем никаких условий предварительного или иного характера в процессе диалога", - замглавы МИД.

Он подчеркнул, что позиция Москвы "выстраивается строго исходя из абсолютно объективной и, как нам кажется, понятной нашим американским партнерам оценки ситуации, возникающей в случае реализации этих планов (по развертыванию третьего позиционного района ПРО США в Европе - ИФ) для нашего стратегического потенциала сдерживания".

С.Рябков напомнил, что Россия выступила с альтернативными такому развитию событий предложениями, которые заключаются в совместной оценке угроз и последующей разработке совместной системы "парирования таких гипотетических угроз".

"Мы предлагаем осуществлять обмен информацией со станций, которые отслеживают пуски ракет и контролируют обстановку на соответствующих направлениях. Можно сделать несколько таких центров с подключением всех заинтересованных стран и потом взаимодействовать в создании системы, которая реально защищала бы на коллективной основе от реализации худшего сценария в этой сфере", - рассказал дипломат.

Он констатировал, что США "не готовы к такому подходу и продолжают настаивать на своей односторонней модели с точки зрения обустройства в Европе базы ракет-перехватчиков и соответствующей радиолокационной станции".

"Мы вынуждены смотреть, как эту новую ситуацию отработать в военно- политическом плане, чтобы этот потенциал в случае кризиса, в случае непредвиденных обстоятельств не мог быть использован в ущерб нашим возможностям в сфере стратегического ядерного сдерживания", - пояснил С.Рябков.

Как подчеркнул замглавы МИД РФ, "это не угроза с нашей стороны кому бы то ни было и никакое не условие, это просто пояснение фактического положения дел". "В условиях отсутствия договоренностей нужны какие-то альтернативные шаги, которые бы эту ситуацию выравнивали, балансировали. Отсюда возникает эта ситуация с возможными ответными мерами. Но именно ответными, в порядке реакции на то, что может произойти, но чего мы хотели бы очень избежать", - сказал С.Рябков.

Касаясь развития отношений России со странами Латинской Америки, замминистра подчеркнул, что они не являются конъюнктурными, Россия останется в этом регионе надолго.

"2008 год стал годом массированного наступления России - наступления в хорошем смысле - в Латинскую Америку. Серия визитов состоялась на различных уровнях, прошли контакты нашего президента в ходе поездки в регион", - заявил С.Рябков.

Как подчеркнул дипломат, "это не конъюнктурная линия, это стратегический курс, мы пришли в Латинскую Америку надолго".

"Мы не воспринимаем проделанную там работу сквозь призму каких-то геополитических проектов или противоборство с кем-либо", - сказал С.Рябков.

Он добавил, что Россия и дальше будет развивать сотрудничество со странами Латинской Америки, несмотря на удаленность этого региона и тот факт, что в 90-е годы это направление внешней политики РФ ослабло. "Будем наверстывать", - сказал С.Рябков.

Он сообщил, что Россия в 2009 году продолжит контакты со странами Латинской Америки. "На следующий год намечен целый ряд контактов, в том числе и на высшем уровне. Пауз в нашем взаимодействии с латиноамериканскими странами не будет", - сказал он.

По словам российского дипломата, в Москве намерены сотрудничать с самыми различными странами региона.

"Сам круг стран, с которыми мы работаем, свидетельствует о том, что каких-то идеологических предпочтений, деления региона на любимчиков и партнеров, с которыми у нас более прохладный жанр общения, у нас нет и быть не может", - подчеркнул С.Рябков.

Он отметил, что Россия развивает с латиноамериканскими странами взаимодействие в различных отраслях, а не только, скажем, в области нефти и газа.

"У нас есть очень серьезные заделы по сотрудничеству в использовании системы ГЛОНАСС. Многое удалось осуществить по линии военно-технического сотрудничества. Есть определенная динамика по заключению соглашений в сфере взаимодействия по мирному атому", - сообщил замглавы МИД России.

Он также добавил, что Россия ведет переговоры с рядом латиноамериканских стран по введению безвизовых режимов.

"Может быть, на данном этапе экономических трудностей и ослабления интереса у нас в стране к экзотическому туризму, к дорогостоящим поездкам в отдаленные регионы, это не суперактуальная вещь. Но пройдет кризис, вернется время, когда тур-индустрия пойдет в гору, и тогда наши отношения с этим регионом будут смотреться совсем по-другому", - считает С.Рябков.

При этом он отметил, что недавние полеты самолетов российской стратегической авиации и походы военных кораблей к берегам Латинской Америки не свидетельствуют о наличии у России желания противодействовать США.

"Здесь какого-то подтекста нет, я не думаю, что это можно трактовать кем бы то ни было как свидетельство наличия у России каких-то замыслов, скрытой повестки дня", - заявил С.Рябков.

По словам замминистра, "мы с американцами не противоборствуем". "Мы очень ценим те оценки, которые американская администрация по различным линиям дает этим нашим мероприятиям учебно-тренировочного свойства. Эти оценки свидетельствуют о том, что в Вашингтоне правильно понимают суть этих мероприятий", - сказал С.Рябков.

Как он выразился, "давление ни у кого в Штатах не растет от этого, и это очень хорошо, это именно тот эффект, которого мы хотели добиться".

В ходе пресс-конференции замминистра отверг обвинения в том, что Россия поставляет в Иран наступательное вооружение.

"Мы не поставляем Ирану никакие наступательные системы. Обвинять Иран и нас в том, что наше сотрудничество в сфере ВТС каким-то образом подрывает стабильность, идет в ущерб безопасности в регионе, нечестно, и мы такую постановку вопроса отвергаем", - подчеркнул С.Рябков.

По его словам, "никакой закрытости в военно-техническом сотрудничестве России и Ирана нет, наша транспарентность известна тем, кто сейчас спекулирует на теме (поставок ракетных комплексов С-300 в Иран - ИФ)".

"Все наше сотрудничество с Ираном осуществляется при безусловном и абсолютном соблюдении норм международного права, в данном случае я имею в виду требования соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН, которые установили правовые рамки поставок специзделий военного назначения для Ирана", - подчеркнул С.Рябков.

Он указал на то, что "Россия проявляет сдержанность в этом плане, и ВТС с Ираном вписывается в параметры всех экспортно-контрольных режимов и механизмов, в которых участвует РФ, и целиком соответствует требованиям внутреннего законодательства".

В то же время дипломат отметил, что Россия намерена продолжать сотрудничество в военной сфере с Тегераном. "Мы военно-техническое сотрудничество с Ираном развиваем и будем развивать. Это ни для кого не секрет", - подчеркнул С.Рябков.

С.Рябков отметил, что военно-техническое сотрудничество России с Ираном "охватывает целый ряд направлений и конкретных систем". В частности, он напомнил о том, что Ирану были поставлены комплексы "Тор", "после чего США совершенно неоправданно ввели санкции против Рособоронэкспорта".

"Ничего не делается такого, что не соответствовало бы требованиям резолюций. Мы строго следуем содержанию пониманий, отраженных в этих резолюциях, руководствуемся отсылками, в том числе, к Регистру обычных вооружений ООН", - заявил замглавы МИД РФ.

В связи с этим он подчеркнул, что "С-300 - это тоже оборонительная система, которая не может быть реконфигурирована никаким образом в наступательном плане".

Пресс-центр

Фотогалереи