ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 22:56

Отдых с оговоркой

Туроператоры констатируют 30%-ое падение выезда россиян за рубеж на отдых, однако это намного лучше, чем прогноз, сделанный в начале кризиса

Москва. 26 мая ИНТЕРФАКС-ТУРИЗМ – В этом году российские граждане будут отдыхать более экономно и гораздо реже выезжать за границу, заявили во вторник на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" представители крупнейших российских туркомпаний - членов Ассоциации туроператоров России (АТОР).

По данным АТОР, выездной поток российских туристов по основным направлениям в первые четыре месяца текущего года снизился по сравнению с тем же периодом прошлого года на 25-30%. По словам генерального директора компании "Тез тур" Владимира Каганера, туроператоры в этом году выставили более низкие цены на турпакеты.

"Стоимость перелета в этом году снизилась в среднем по рынку чартерных перевозок на 10%, отели в большинстве зарубежных пляжных стран также понизили цены на те же 10%, - сказал он. – Однако полученную разницу "съел" высокий курс евро и доллара, так что цены в рублях остались на уровне прошлого года, а где-то – даже подросли", - уточнил он.

По его словам, в ближайшее время с началом школьных каникул поток россиян за рубеж может вырасти.

"Сейчас минимальная стоимость турпакетов вполне доступна россиянину со средним уровнем достатка, - отметил В.Каганер. - К примеру, стоимость турпакета в Египет или Турцию начинается от $250, а в Грецию или Испанию – от 300 евро. Мы не ожидаем резкого падения спроса на эти популярные страны массового пляжного отдыха, потому что родители все равно повезут детей к теплому морю".

По его словам, компания, хотя и занимается международным туризмом, проводит постоянный мониторинг и российских курортов.

"Чтобы быть "в рынке", мы анализируем уровень цен на всех направлениях отдыха, включая и свою страну, - уточнил он. - Должен констатировать, что средняя стоимость организованного отдыха на отечественных курортах в среднем на 20% дороже, чем в Турции или Египте".

Как сказала директор московского офиса санкт-петербургской компании "Нева" Светлана Дроздова, падение рынка по пляжному отдыху составило 25%, а по экскурсионным турам в Европу – не менее 30%.

"Спрос на туры в Европу упал в феврале-марте на 30%, но зато в апреле появилась глубина продаж", - заметила она. С.Дроздова также сказала, что из-за падения доходов примерно 15% клиентов компании предпочли в нынешнем сезоне вместо авиатуров - бюджетные автобусные.

По словам В.Каганера, характерная тенденция нынешнего сезона – перемещение спроса от дорогих отелей класса "люкс" в сторону экономичного размещения. "Мы отметили рост спроса по Турции на отели 2-3*, которые в прошлом году почти не пользовались популярностью, - сказал он. - В этом сезоне многие россияне вместо отелей 5* бронируют более экономные и недорогие 2-3*

Вторая характерная вторая черта этого года, как отметил В.Каганер, – сокращение числа поездок за рубеж. Если еще год назад многие россияне выезжали за границу на отдых не менее 2 раз в год (зимой на лыжные курорты, летом - к морю), то в этом году, скорее всего, они буду выезжать за границу один раз в год. Также многие россияне отменили короткие "уикэнды" в Европу, отметил он.

Тенденцию к экономии отметила и директор по туризму круизной компании "Водоходъ" Светлана Козак. "Многие клиенты вместо 2 и 3 круизов в год по рекам России выбирают сейчас одну полноценную длительную поездку, что также свидетельствует о падении уровня доходов", - сказала она.

С. Козак отметила, что спрос на круизные речные туры по России в этом году упал на 15-20% по сравнению с прошлым годом. "Однако это неплохой результат по сравнению с показателями выездного туризма в России", - полагает эксперт.

По ее данным, в этом году в сутки в стандартной двухместной каюте с питанием и экскурсионным обслуживанием стоят на человека 3,8-4 тыс. рублей в день, что по сравнению с прошлым годом больше на 10-15%.

"В этом году "на руку" круизным операторам сыграли гостиницы Москвы и Санкт-Петербурга, которые слишком поздно снизили цены. Однако будущий год, когда гостиницы поменяют свою ценовую политику, будет очень тяжелым для круизного сегмента туристического рынка", - полагает С.Козак.

При этом, как отметила участница пресс-конференции, спрос иностранцев к путешествиям по России почти не уменьшился. Правда, чтобы сохранить поток иностранных круизных туристов, компания вынуждена подписывать контракты на 2-3 года с ростом цен всего 3-5% в год.

"Это не слишком выгодно для нас, но иностранцы привыкли, что инфляция может быть только в этих пределах, "наш" уровень просто не укладывается у них в голове", - пояснила она.

По ее словам, в последнее время стала заметна смена некоторых приоритетов иностранных туристов в поездках по России. "В своих анкетах они пишут, что хотели бы видеть в экскурсионной программе меньше музеев, монастырей, - сказала С. Козак. – Они проявляют интерес к быту россиян, к встречам с людьми, например, студентами. Им интересны наши взгляды на жизнь, отношение к быту. Вот такая неожиданная трансформация вкусов".

При этом, как отметила представитель туркомпании, реально интересными для них остаются лишь два города в стране – Москва и Санкт-Петербург. "Мы каждый год добавляем круизы в Астрахань, Ростов-на-Дону и Пермь, но они спросом не пользуются, так как уровень сервиса и выбор экскурсий там ниже, чем в столицах".

Одновременно на пресс-конференции был поднят вопрос профессиональной ответственности туроператоров. Как считают ее участники, избавить туристический рынок от мошенничеств со стороны турфирм помогут поправки в федеральный Закон "О банкротстве (несостоятельности)", которые вступают в силу 5 июня.

По словам начальника правового управления Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Изо Арахамии, согласно новому закону, руководители турфирм-банкротов будут нести дополнительную ответственность "Теперь они в случае несостоятельности своей компании отвечают не только уставным капиталом, но также своим имуществом", - подчеркнула И.Арахамия.

Она отметила, что теперь расширен и четко оговорен круг людей, несущих ответственность в случае банкротства компании - это учредители, владельцы, руководители, члены совета директоров, бухгалтеры и т.д..

В свою очередь, первый вице-президент АТОР Владимир Канторович отметил, что эти поправки дисциплинируют рынок.

"Большое количество туроператоров находятся в нестабильном экономическом положении, есть компании с многомиллионными долгами перед поставщиками услуг, - сказал он. – Непонятно, как они работают и как будут рассчитываться при нынешнем падении спроса".

По его словам, новый закон гарантирует, что туроператоры не будут уходить от ответственности, создавая новые турфирмы с почти одинаковыми названиями.

Кроме того, как сказала И.Арахамия, если сейчас за умышленное доведение фирмы до банкротства предполагается имущественная и финансовая ответственность, то в ближайшее время можно ожидать введения уголовной ответственности. "Соответствующие изменения в уголовный кодекс уже готовятся", - сказала она.

Пресс-центр

Фотогалереи