ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:36

Лужков-Громов: невольное притяжение

Москва и область превращаются в огромный единый организм, причем происходит это как по естественным причинам, так и в силу пожеланий властей столицы

Лужков-Громов: невольное притяжение
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 25 апреля. INTERFAX.RU - Москва активно движется навстречу области. Первые лица города - мэр Юрий Лужков и глава стройкомплекса Владимир Ресин - уже заявили, что объединение с соседом, пусть не административное, а для начала экономическое, неизбежно. По их мнению, московский регион нуждается в едином генплане развития, а также сбалансированной жилищной, социальной и промышленной политике. Однако непростые личные отношения между Лужковым и губернатором Подмосковья Борисом Громовым не позволят осуществить эти планы без вмешательства федерального центра. По мнению экспертов, наиболее эффективно управлять агломерацией - если, конечно таковая будет создана - могла бы структура, состоящая из представителей Москвы, области и российского правительства.

Вынужденная аннексия

Активность столичных чиновников, а также симметричность заявлений Юрия Лужкова и Валентины Матвиенко на одну и ту же щекотливую тему, позволяет предположить, что идея интеграции городов федерального значения и соседних территорий получила принципиальное одобрение федерального центра. Напомним, что Юрий Лужков впервые высказался на эту тему в 2006 году. Однако, как и следовало ожидать, его предложение не нашло поддержки в соседнем регионе. Губернатор Подмосковья Борис Громов высказался в том духе, что, зачем, мол, создавать нового монстра. "Возникает вопрос - как он будет управляться? И зачем это нужно?" - полемизировал с Лужковым Громов.

Москва эту заочную дискуссию тогда прекратила, решив не обострять и без того непростые отношения между Лужковым и Громовым, однако в 2007 г. продолжила активно осваивать приграничные земли. Практически все строительство по горзаказу сконцентрировалось на участках, выходящих за границы МКАД. Кроме того, горадминистрация совместно с московскими застройщиками приступила к реализации инвестпроектов непосредственно на территории области. Большинство квартир, которые столичные очередники сегодня могут приобрести на возмездной основе (по соципотеке, с рассрочкой платежа) находятся в городах ближайшего Подмосковья - Балашихе, Люберцах, Солнечногорске, Красногорске.

Власти Москвы не скрывают, что перспективы дальнейшего развития столицы напрямую связаны с ресурсами ее ближайшего соседа. Где, как не в области, строить новые цеха для выводимых из города предприятий, электроподстанции для обеспечения региона энергией, мусоросжигающие заводы и прочие коммунальные объекты? Глава столичного правительства Владимир Ресин недавно заявил о намерении столичных властей развивать города-спутники типа Электростали и Домодедово. А начальник подземки Дмитрий Гаев пообещал провести метро в Люберцы и Щербинку, где город строит социальное жилье для москвичей. Вместе с тем в мэрии прекрасно понимают, что без согласия области осуществить эти планы в рамках действующего законодательства нереально. Значит, нужно привлекать федералов и договариваться, причем как можно быстрее. Иначе Генплан развития Москвы до 2025 г. будет сорван.

Иль-де-Москва

Московское правительство пока не выдвинуло конкретный план действий, направленных на интеграцию с Подмосковьем, однако его основные пункты уже были озвучены первыми лицами и подтверждены экспертами. В первую очередь речь идет о создании единого Генерального плана московского региона. Сейчас у каждого субъекта РФ свои приоритеты развития, которые плохо согласуются между собой. Столичные проектировщики называют областной генплан "дыркой от бублика", а их подмосковные коллеги обзывают московский вариант документа "петлей на шее". И такой обмен любезностями продолжается уже много лет.

В качестве первоочередной меры, направленной на упорядочение развития двух регионов, градостроители призывают наложить мораторий на безудержную застройку ближнего пояса Подмосковья и сконцентрировать усилия на освоении территорий, прилегающих к ЦКАД. "Нужно принять закон, регулирующий градостроительную деятельность в полосе 20-25 км от МКАД", - такое мнение высказала в четверг, на круглом столе, посвященном стратегии развития единого Московского региона представитель НИиПИ Генплана Ксения Ненарокова. Города спутники, которые будут создаваться в срединном поясе агломерации, должны иметь экономическую специализацию и быть обеспечены местами приложения труда.

"Необходимо сломать тенденцию, заставляющую 1,2 млн жителей области ежедневно ездить на работу в Москву", - говорит начальник отделения транспорта НИиПИ Генплана Михаил Крестмейн. По мнению Крейстмена, город и область должны вести согласованную политику строительства и реконструкции крупных автомагистралей. "Ведь есть же у нас общая генеральная схема развития железнодорожного узла", - напоминает он. Кроме того, по мнению проектировщиков необходимо пересмотреть принципы размещения коммунальных объектов, обеспечивающих жителей региона. Электростанции, мусоросжигающие заводы, канализационные станции не должны строиться в черте городов или рядом с ними - это прошлый век. Для утилизации отходов Москва и область должны разработать единую долгосрочную программу - более эффективную и экологически оправданную, чем существующие методы - в частности, складирование мусора на полигонах. Столичные чиновники высказываются также за создание общих принципов жилищной и социальной политики в агломерации.

Что касается управления таким "монстром", то здесь столичные власти справедливо ссылаются на зарубежный опыт. Например, Париж и еще 7 департаментов (пригородов) формируют Иль-де-Франс, руководит которым мэр Парижа. Берлин является одновременно столицей и федеральной землей, причем посты обербургомистра города и премьер-министра земли занимает один человек. Однако в руководстве города подчеркивают, что пока речь об административном объединении Москвы и области не идет. В первую очередь нужно создать орган власти, который бы взял на себя управление процессом интеграции. "Это "надрегиональное" правительство должно заниматься вопросами развития транспортной, инженерной, коммунальной и энергетической инфраструктуры агломерации, созданием городов-спутников", - говорит источник interfax.ru в горадминистрации.

В новую структуру предлагается включить представителей правительства Москвы и Подмосковья, а также Министерства регионального развития. "Нам также понадобиться законодательная помощь Госдумы", - добавил собеседник агентства.

Как стало известно interfax.ru, в Москве уже создается общественное движение "За интеграцию с областью". Опросы общественного мнения свидетельствуют, что убеждать в необходимости подобного шага нужно прежде всего москвичей. По данным ВЦИОМ, только 28% жителей столицы положительно относятся к объединению с соседним регионом. В Подмосковье таких существенно больше - 66%.

Губернатор Борис Громов последние высказывания столичного мэра пока не комментировал.

Новости

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });