ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 15:38

Не готовы или чреваты

Саммит ЕС, открывающийся в Брюсселе, скорее всего, пройдет под знаком борьбы различных групп и группировок и вряд ли возьмется за решение наиболее интересных вопросов

Не готовы или чреваты
Фото: Reuters

Брюссель. 29 октября. INTERFAX.RU - Саммит Европейского союза, который пройдет в Брюсселе 29-30 октября, похоже, все-таки лишился самого "вкусного" пункта повестки дня - назначения "мистера ЕС" и его помощника по международным делам.

Должности председателя Европейского совета ("президента ЕС", избираемого главами государств и правительств на два с половиной года) и верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности ("министра иностранных дел" ЕС) вводятся Лиссабонским договором. А его ратификация вряд ли завершится к моменту начала саммита. Президент Чехии Вацлав Клаус после предложенных коллегами уступок согласился, наконец, поставить подпись под документом о ратификации договора. Но у Конституционного суда, с решением которого это связано, есть процедура, которая требует времени.

В понедельник в Люксембурге, где министры иностранных дел ЕС расставляли точки в повестке дня саммита, стало понятно, что назначения первых лиц ЕС на нем не будет. Во-первых, с формальной точки зрения неудобно назначать людей на должности, которых нет в законе. Во-вторых, руководители стран союза не определились с кандидатами. Дипломаты в кулуарах с уверенностью сказали, что в ноябре придется созвать специальный "кадровый" саммит. На этот раз государственные лидеры ограничатся дискуссией и продолжат закрытые переговоры о ключевых фигурах новой верхушки ЕС.

Даже официального старта формирования нового состава Еврокомиссии трудно ожидать. Число комиссаров зависит от того, ратифицирован Лиссабонский договор или нет (27 или 26 членов ЕК). Что, впрочем, не мешает вести сейчас активную дипломатическую работу по подбору людей в новую исполнительную коллегию ЕС. "Нам нужна правовая ясность при назначении на эти посты, - сказала в Люксембурге, министр по европейским делам Швеции Сесилия Мальмстрём, которая председательствовала на заседании Совета ЕС. - А если ее нет, мы не можем принимать решений по персоналиям". Для начала европейцам надо определиться, какого председателя Европейского совета они, в принципе, хотят: авторитетного политика с международным реноме и харизмой или менее выдающуюся фигуру, но преданную европейской интеграции, способную стать наименьшим общим знаменателем национальных интересов и архитектором компромиссов.

В канун брюссельского саммита кадровый спор только начал набирать обороты. Лондон усиленно лоббирует Тони Блэра, фаворита на место "лица ЕС". Его козырем была поддержка президента Франции Николя Саркози. Глава Форин Офиса Дэвид Милибанд запустил "предвыборную кампанию в кулуарах люксембургской встречи министров. Он готов был много говорить о том, как Блэр подходит на роль главного человека в ЕС: тот самый деятель мирового масштаба, который нужен ЕС, чтобы на равных разговаривать с лидерами США, Китая. Но шансы Блэра покачнулись. Великобритания далеко не локомотив европейской интеграции, а лично Блэру боком выходит его поддержка американского вторжения в Ирак. Против него - страны Бенилюкса и Австрия, нет внятной позиции у Ангелы Меркель, а Николя Саркози теперь произнес загадочную фразу, что, мол, неучастие Великобритании в зоне евро, может "стать проблемой" на пути бывшего британского премьера.

Остальные кандидатуры относятся к категории менее выдающихся, но способных устроить всех. Это дуайен тусовки лидеров стран ЕС, премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер, который уже объявил, что не отказался бы от такого предложения, и открыто выступил против Блэра. Сильным претендентом считается глава правительства Нидерландов Ян Питер Балкененде. Называются также имена бывших глав правительств Австрии, Финляндии.

В результате получается, что главной темой саммита станет второй пункт: общая позиция ЕС к копенгагенской конференции ООН по изменению климата. Странам союза предстоит преодолеть разногласия по поводу финансовой помощи, которую они должны оказать развивающимся странам для ограничения выбросов в атмосферу "парниковых" газов. Развивающиеся резонно заявляют, что несправедливо сдерживать их промышленное развитие, после того как богатые страны, отравив планету, достигли высоких стандартов жизни. В целом члены ЕС согласны с этой логикой и готовы платить. Но не все одинаково. Финансовое решение на уровне министров "забодали" Польша и ряд других новых членов ЕС. Они не так богаты, чтобы так много платить бедным.

Из-за глубоких разногласий по этому вопросу есть риск провала намеченного в Брюсселе решения. Члены ЕС разделились на три группы: "решительные" во главе с Великобританией, "выжидающие" во главе с Германией, и страны Центральной и Восточной Европы во главе с Польшей, которые готовы внести свою лепту, но "по средствам". Если лидеры ЕС не договорятся, то не будет решения и на конференции ООН в декабре в Копенгагене, считает европейский комиссар по окружающей среде Ставрос Димас. В проекте общей позиции ЕС, который ляжет на стол участников саммита в Брюсселе, пока много "белых пятен" в части финансирования.

Европейский бизнес предостерег политических лидеров от односторонних жестов по климатическому досье. В распоряжении "Интерфакса" есть копия письма президента союза промышленников и предпринимателей ЕС "Евробизнес" Юргена Тхуманна председателю Европейского совета, премьер-министру Швеции Фредерику Рейнфелдту. Бизнес готов поддержать лидерство ЕС в предотвращении климатической катастрофы и уже начал принимать меры, жертвуя прибылями. Но он не хочет, чтобы другие получали конкурентные преимущества. "Если на Копенгагенском саммите не получится сбалансированного соглашения, то энергоемкая промышленность и связанные с ней отрасли будут терпеть нарастающие убытки из-за одностороннего обязательства ЕС сократить на 20% к 2020 г. выбросы углерода в окружающую среду", - говорится в письме.

Повестка дня саммита не имеет прямого отношения к России. Хотя и вступление в силу Лиссабонского договора, и формирование новых руководящих органов ЕС, и решения по климату не могут не интересовать Москву.

Обозреватель Александр Минеев, Брюссель

Новости

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });