ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:36

"День гнева" - обычный день

Милиция задержала более 30 участников несанкционированной акции, которые под окнами мэрии требовали отставки Юрия Лужкова. Специальный репортаж с Тверской площади

"День гнева" - обычный день
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 13 августа. INTERFAX.RU – Несанкционированная акция "День гнева", организованная российскими оппозиционными движениями под руководством лидера "Левого фронта" Сергея Удальцова, закончилась так, как заканчиваются все несанкционированные акции в Москве: собравшиеся на Тверской площади перед зданием городской мэрии оказались в автобусах ОМОНа.

Напомним, организаторы "Дня гнева" не получили разрешения властей Москвы на его проведение, но, несмотря на это, не отказались от его проведения. Акция была запланирована на 19:00 на Тверской площади у памятника князю Юрию Долгорукому, напротив здания мэрии Москвы. Основные лозунги митинга - "Москва - без Лужкова! Вернем себе город!" По словам организатора акции Сергея Удальцова, ее участники должны были принести с собой своеобразные "черные метки" - лист бумаги, кусок ткани или другой предмет черного цвета - для мэра Москвы Юрия Лужкова, чтобы "выразить недоверие проводимой городскими властями политике". "В частности, участники "Дня гнева" заявят о том, что мэр Москвы Юрий Лужков как руководитель города несет прямую ответственность за неготовность столицы к последствиям жары и пожаров", - заявлял ранее Удальцов. Отдельным требованием участников было "сохранение Химкинского леса от варварского уничтожения".

Днем 12-го августа московские власти приняли повышенные меры безопасности на месте проведения акции. К 15:30 Тверская площадь была огорожена металлическими барьерами и взята в кольцо сотрудниками ОМОН. Туда подъехали около двух десятков автобусов с ОМОНом и грузовиков с военнослужащими внутренних войск. С лицевой стороны площади, выходящей на Тверскую улицу, была припаркована колонна поливальных машин, которую вторым рядом подпирали милицейские автобусы. На площади была запрещена парковка. "ПАЗики" с бойцами ОМОНа размещены в переулках и в непосредственной близости от здания мэрии на Тверской улице, 13. Был закрыт проезд с Тверской улицы в Столешников переулок. Одним словом, все нетерпением ждали появления "гневных".

"В тот момент, когда мы шли на акцию, нас задержали бойцы ОМОНа", - сообщил "Интерфаксу" Удальцов по телефону из автобуса с бойцами ОМОНа. На Тверскую площадь приходил еще один из заявителей акции, правозащитник Лев Пономарев. Он сказал журналистам: "Мы не проводим никакой акции, мы просто пришли здесь постоять", - и после этого тоже отправился в автобус.

Специальный репортаж с Тверской площади, корреспондент Алина Темнова:

Все началось с того, что в четыре дня в Twitter прошло сообщение о том, что вся Тверская площадь оцеплена, по периметру и кое-где внутри стоят автозаки. Как водится в последнее время, в район, где была намечена очередная несанкционированная акция оппозиции, власти кинули удесятеренные свои силы, что придавало сюрреалистический оттенок действу. Представители правоохранительных органов подготовились к Дню гнева как следует: для того, чтобы оцепить площадь, в ход пошли даже поливальные машины и эвакуаторы. Да и самих стражей порядка было достаточно: и военные, и ОМОН (автобуса три), и рядовые милиционеры (их число трудно поддается подсчету). Человек тридцать-сорок сотрудников правоохранительных органов стояли вдоль ограждения, напротив него, по кромке красно-белого пешеходного перехода, позже встали омоновцы, хотя между пешеходной и проезжей частью и так стояли машины. Не меньше было и журналистов: всюду маячили фото- и видеокамеры. Такое количество и тех, и других было явно неуместным.

Организатора митинга, Сергея Удальцова никто на площади не увидел: его "скрутили" еще на подходе. А потому собравшимся пришлось выпутываться своими силами. Кто-то раздавал доклады оппозиционеров Немцова и Милова, кто-то громко начинал читать стихи Маяковского. Видимо, стихи должны были напоминать о Стратегии-31, акции в защиту которой регулярно проходят на Триумфальной площади, напротив памятника поэту-футуристу. Один из пришедших заготовил несколько плакатов одного содержания: "Де-юре нет Лужкову? Да, да, да!!!" Со смехом просил он кого-нибудь из журналистов помочь подержать плакат. Все это тут же привлекло внимание омоновцев. Со словами "Вяжи этого юродивого!", его забрали. Вообще на всякое оживление, попытки собравшихся говорить в камеру или пообщаться с прессой, милиция начинала еще яростнее кричать в мегафоны о том, что митинг несанкционирован, и требовала участников разойтись etc., будто специально ухудшая слышимость. В ответ на это Семен Зон-Зам из движения "Солидарность" отвечал, что, наоборот, милиция мешает людям исполнить свой гражданский долг и выражать недовольство действующей властью. "Мы хотим видеть Москву без Лужкова. Вернем себе город!" - говорил он. Общее настроение выразилось в словах о том, что Лужков ничего не предпринял в сложной ситуации последних недель, был не в Москве.

Милиция пыталась предупредить всякие попытки собравшихся выразить свое мнение, и первые задержания пошли еще до официального начала митинга. К семи вечера уже было задержано порядка четырнадцати человек. На одного протестующего, как водится, наваливалась по несколько милиционеров, противостояние имело формальный характер попыток представителей правоохранительных органов держать переход свободным, людей отталкивали к стенам зданий и к машинам. Однако столь часто повторявшееся требование не мешать движению было забыто самими милиционерами, когда в восемь они начали устраивать "зачистки": выстроившись в одну цепь поперек перехода, они теснили протестующих с перехода к краям, естественно, создавая там людские пробки. К слову, и другая сторона применяла принцип скованных одной цепью, чтобы милиционерам было труднее забрать кого-то одного. Когда волна спала, а многих забрали в ОВД, недовольство почти превратилось в отдельные попытки участников выразить свои эмоции и мысли персонально стражам порядка.

Те, чья служба и опасна и трудна, откровенно смеялись или отшучивались. Кто-то просто молчал, кто-то очевидно нервничал от долгого нахождения на солнцепеке (с одним из стражей приключился солнечный удар). Все это продолжалось около двух часов. И, скорее всего, повторится и 12 сентября. "Главное - не отступать, потому что мы боремся за свои права. И если нам не нравится, что делает мэрия, то мы имеем право это исправить, потому что мэрия - не храм, там сидят чиновники, которые работают там на наши, налогоплательщиков, деньги", - утверждают оппозиционеры.

Столичная милиция задержала, по разным данным, от 15 до 30 участников несанкционированной акции. "На данный момент задержано 15-20 человек, в том числе глава движения "За права человека" Лев Пономарев", - сообщил "Интерфаксу" официальный представитель ГУВД Москвы Виктор Бирюков. "Милиция действует в рамках закона, ведет себя корректно и адекватно, а силу применяет только в случае необходимости", - подчеркнул он.

"Несанкционированную акцию на Тверской площади пытались организовать около 70 человек, 35 были задержаны", - сообщил в четверг вечером "Интерфаксу" официальный представитель ГУВД Москвы Виктор Бирюков. По его словам, среди задержанных - правозащитник Лев Пономарев, а также активисты оппозиции - Сергей Удальцов и Константин Косякин.

Бирюков подчеркнул, что московская милиция действовала "очень слаженно, не допуская каких-либо провокаций". При этом через громкоговорители сотрудники правоохранительных органов "предупреждали о неправомерных действиях отдельных граждан, пришедших на Тверскую площадь".

По словам Бирюкова, в освещении мероприятия участвовали порядка 150 журналистов. Он отметил, что некоторые работники СМИ, в первую очередь фотокорреспонденты и операторы, создавали помехи в ходе пресечения милицией несанкционированного митинга.

К 20:30 площадь была "зачищена" сотрудниками милиции. Но периметр Тверской площади по-прежнему перекрывали металлические заграждения, а на месте дежурили усиленные наряды милиции.

Что же касается задержанных, то Льву Пономареву в отделении "Таганское", куда он был доставлен с Тверской, стало плохо. "Мы вызвали в отделение милиции "скорую помощь". У него было высокое давление и плохая кардиограмма. Его увезли в больницу номер 56", - сказала "Интерфаксу" адвокат правозащитника Елена Липцер.

Ее удивило, автомобиль "скорой помощи" уехал в больницу в сопровождении экипажа милиции в составе пяти сотрудников органов внутренних дел. "Я впервые такое вижу", - сказала Липцер.

"Гневные", как и "несогласные", хотят сделать регулярными свои акции на Тверской площади и проводить их 12-го числа каждого месяца. "Это число символизирует статью 12 Конституции РФ, гарантирующую в России местное самоуправление как проявление народовластия", - заявлял ранее Сергей Удальцов. Таким образом, следующий их выход состоится 12 сентября. А до этого оппозиционеры попытаются провести еще одну акцию – в защиту 31-й статьи Конституции на Триумфальной площади. Там, впрочем, события вот уже год развиваются по тому же сценарию.

Новости

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });