Бесспорная Арктика

Президент РФ и премьер-министр Норвегии подписали договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане

Бесспорная Арктика
Фото: Reuters

Москва. 15 сентября. INTERFAX.RU - Россия и Норвегия преодолели разногласия по освоению ресурсов Баренцева моря и Северного Ледовитого океана. Точку в спорах должен поставить подписанный сегодня по итогам переговоров премьера Йенса Столтенберга и президента Дмитрия Медведева в Мурманске договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, который стал результатом 40-летних переговоров. Документ, который откроет перспективы углубления двустороннего сотрудничества в области ТЭК, рыболовства, экологической безопасности, был подписан в среду в Мурманске главами внешнеполитических ведомств двух стран в присутствии президента РФ Дмитрия Медведева и премьер-министра Норвегии Йенса Столтенберга.

Ранее источник в Кремле охарактеризовал документ следующим образом: "Значение этого события выходит за рамки сугубо двустороннего измерения. В данном случае речь идет и о практическом примере реализации принципа, что все возможные споры в Арктике должны решаться самими арктическими государствами путем переговоров и на основе существующих норм международного права". По его словам, "с заключением договора открываются перспективы углубления российско-норвежского сотрудничества в различных сферах". "В частности, разграничение создает благоприятные правовые условия для освоения нефтегазовых ресурсов Арктического континентального шельфа, возможности кооперации по разведке и добыче углеводородов в бывшем спорном районе", - уточнил собеседник агентства. Он отметил, что договор предусматривает и подробную регламентацию российско-норвежского сотрудничества в разработке месторождений, которые будут пересекаться линией разграничения. "По сути, речь идет о совместном режиме их эксплуатации", - сказал представитель Кремля.

Ранее в ходе визита в Осло в апреле Медведев заявил, что "лучшее решение для разработки пограничных месторождений в Баренцевом мори и Ледовитом океане - создание российско-норвежского предприятия". В Кремле считают, что подписание договора "выводит на новый этап и двустороннее сотрудничество в области рыболовства". "Установление четких границ зон юрисдикции России и Норвегии объективно сужает вероятность конфликтных ситуаций в этой сфере", - подчеркнул источник. Как отметил собеседник агентства, "особое значение будет иметь, в частности, неукоснительное соблюдение таких положений как недопущение существенных изменений в соответствующих долях сторон в объемах общего допустимого улова, а также обеспечение стабильности их рыболовной деятельности по каждому соответствующему виду рыбных запасов".

Еще большее практическое значение приобретает ведущаяся в рамках смешанной двусторонней комиссии по рыболовству разработка единых технических мер регулирования промысла совместных запасов в Баренцевом и Норвежском морях, "что устранит основания для возможных конфликтных ситуаций в связи с задержанием наших судов норвежской береговой охраной", сказал источник. "Надежное обеспечение интересов отечественного рыболовства, в том числе в зоне Шпицбергена, было и остается в числе наших приоритетных задач в отношениях с Норвегией", - подчеркнул представитель Кремля. После подписания договор о разграничении морских пространств подлежит ратификации парламентами двух стран. Таким образом, стороны закроют главный до сих пор остававшийся нерешенным вопрос между Россией и Норвегией, переговоры по которому продолжались почти 40 лет.

Площадь спорных территорий составляет порядка 155-175 тыс. кв. километров. Российская позиция заключалась в делении этой части моря по "секторному принципу" в рамках установленной в 1926 г. границы полярных владений, проведенной по меридиану до Северного полюса. В последние годы РФ предприняла ряд шагов, чтобы доказать континентальную природу хребта Ломоносова и поднятия (плато) Менделеева и их принадлежность к окраине Восточной Сибири и, таким образом, добиться расширения внешней границы в Арктике. В частности, с 10 июля по 2 августа 2007 года российские полярники во главе с Артуром Чилингаровым провели экспедицию "Арктика-2007" на Северном полюсе. Одной из задач экспедиции было добыть со дна Северного Ледовитого океана образцы грунта - с хребта Ломоносова и поднятия Менделеева. Это было необходимо, чтобы доказать, что добытые образцы являются не океанической, а именно континентальной породой. По мнению экспертов, если это удастся сделать, то данный факт станет одним из аргументов в пользу того, что территория в районе хребта Ломоносова и поднятия Менделеева является продолжением российского континентального шельфа.

Результаты исследований планируется представить на рассмотрение Комиссии ООН по границам континентального шельфа в качестве дополнения к российской заявке 2001 года. Спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров сообщил в начале августа, что расширенная заявка на юридическое закрепление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане может быть подана Россией в комиссию ООН не раньше 2014 года.

Норвежская позиция заключалась в делении территории Баренцева моря по срединной линии. В конце апреля 2010 г. Россия и Норвегия достигли договоренности, что спорная территория в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане разделяется на две равных по значению части. Тогда, после переговоров с Медведевым в Осло премьер Норвегии заявил, что "характер проведения пограничной линии удовлетворяет оба государства".

Общие прогнозные ресурсы на шельфе Баренцева моря превышают 7 млрд т условного топлива, потенциал добычи - более 20 млн т углеводородов в год.

"Несколько месяцев назад я имел удовольствие посетить вашу страну с государственным визитом. В ходе этого мероприятия мы согласовали один очень важный вопрос, касающийся будущего договора, и сегодня это решение, наконец, будет исполнено", - сказал Медведев, открывая переговоры со Столтенбергом. В свою очередь глава норвежского правительства отметил: "Этот договор призван укрепить и подтвердить очень тесные, хорошие отношения между нашими двумя странами". По его словам, это даст возможность расширять и развивать отношения между двумя странами. "Я считаю, что это ознаменует новую эру в наших двусторонних отношениях", - сказал Столтенберг. "Я очень рад, что нам удастся подписать этот договор так быстро после того, как мы достигли согласия в Осло", - заявил норвежский премьер. Медведев заметил на это с улыбкой: "Проявили политическую волю". По мнению главы российского государства, в последнее время отношения между Россией и Норвегией развивались очень хорошо. "Есть и экономические результаты. Этот год выглядит гораздо лучше, чем предыдущий", - сказал Медведев.

Согласно российской таможенной статистике, в 2009 г. товарооборот России и Норвегии снизился, по сравнению с 2008 годом. При этом падение пришлось именно на российский экспорт в Норвегию, который упал на 36,4%. В первом полугодии этого года объем товарооборота, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, вырос на 12,4%.

Медведев отметил, что развиваются и политические отношения, и гуманитарные. "Я рассчитываю, что наша встреча в Мурманске - городе, который имеет особое место в контексте российско-норвежского сотрудничества, тоже будет весьма и весьма продуктивной", - сказал глава российского государства.

СМИ неоднократно сообщали ранее о случаях задержания норвежцами российских рыболовецких судов. Так, только за три месяца 2009 года были задержаны 8 судов: 16 января в районе Шпицбергена был задержан траулер-сейнер "Петр Петров", принадлежащий Мурманскому траловому флоту, 3 марта - траулер из Калининграда "Павел Батов". Затем были задержаны суда "Проект" и "Порфирий Чанчибадзе". 24 марта в 45-ти милях к югу от острова Медвежий были задержаны сразу три российских траулера: суда "Архангельск", "Ачинск" и "Миргород". Всем памятна драматичная эпопея с траулером "Электрон", который был задержан норвежской береговой охраной 22 октября 2005 г. в так называемой рыбоохранной зоне у берегов Шпицбергена. Судно должны были препроводить для разбирательства в норвежский порт Тромсе. Однако после того, как на его борт поднялись инспекторы береговой охраны Норвегии, траулер изменил курс и с ними на борту направился в сторону российской экономической зоны. Уже в ноябре в отношении Валерия Яранцева прокуратура Мурманска возбудила уголовное дело. В частности, его обвиняли в совершении преступлений, предусмотренных частью 2 ст. 127 УК РФ (незаконное лишение свободы человека, не связанное с его похищением) и частью 3 ст. 256 (незаконная добыча водных животных и растений). Суд оправдал Яранцева по обвинению в незаконном задержании норвежских инспекторов, однако признал его виновным по статье 256 УК РФ (незаконный вылов биоресурсов) и назначил штраф в размере 100 тысяч рублей.

Обозреватель Владимир Шишлин

/Интерфакс/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
В России
Глава Минприроды озвучил претензии к заявке Дании на расширение границ в АрктикеГлава Минприроды озвучил претензии к заявке Дании на расширение границ в Арктике
Россия, как и несколько соседних стран, претендует на расширение границ арктического шельфаПодробнее
В Кремле прокомментировали идею Трампа о ядерном разоруженииВ Кремле прокомментировали идею Трампа о ядерном разоружении
Дмитрий Песков напомнил, что ядерное оружие является элементом глобальной стабильности, хотя РФ всегда выступала за разоружение, но только пропорциональноеПодробнее
Установлены имена летчиков найденного близ Сочи самолета времен войныУстановлены имена летчиков найденного близ Сочи самолета времен войны
Все четверо членов советского экипажа самолета, который разбился в 1942 году, погиблиПодробнее
Правительство РФ расширило список наркотических и психотропных веществПравительство РФ расширило список наркотических и психотропных веществ
Изменения в законодательстве связаны с появлением новых синтетических наркотиковПодробнее
Большинство россиян остались довольны прошедшими новогодними праздникамиБольшинство россиян остались довольны прошедшими новогодними праздниками
Согласно данным исследования ВЦИОМ, граждане РФ по сравнению с прошлым годом стали меньше ходить в гости, но траты на праздники вырослиПодробнее
"Коммерсант" узнал о планах Минобороны отказаться от использования Ту-154"Коммерсант" узнал о планах Минобороны отказаться от использования Ту-154
Парк пассажирских лайнеров министерства предлагается обновить за счет Ту-214 и SSJ 100Подробнее
Новости в разделах
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи