История одного пассажира. Фото

Каково это - провести сутки в аэропорту, не имея ни малейшей информации о том, что тебя ждет? Специальный репортаж для interfax.ru подготовил один из пассажиров, застрявший в "Шереметьево"

История одного пассажира. Фото
Фото: Илья Савчук

Москва. 28 декабря. INTERFAX.RU - На фоне вполне бодрых сводок официальных лиц, которые поступали из аэропортов "Домодедово" и "Шереметьево" в последние дни, в самих аэропортах разворачивались драмы - люди спали на полу, выстаивали километровые очереди за едой, пытались раздобыть хотя бы крохи правдивой информации. Один из тех, кто оказался 26 декабря в "Шереметьево", рассказал "Интерфаксу" свою историю.

Тимур Аникин, рассказ от первого лица:

К родителям на Алтай я летаю из Москвы пару раз в год, и Новый год обязательно встречаю с ними. В этот раз - еще и немного работы: сопровождаю к приемной семье в Рубцовск (я работаю в благотворительном фонде) пятнадцатилетнюю девочку, которая тоже живет в Москве.

Вечер 26 декабря

Рейс SU 715 в Барнаул 26 декабря, 22.00. Прибываем в аэропорт в 20.00, чтобы сразу попасть на регистрацию. Регистрации нет. Проходит час – ситуация не меняется. Выстояв очередь к регистрационным стойкам, мы слышим: задержка по метеоусловиям, ждите объявлений.

- Сколько ждать?

- Мы не знаем?

- Какая задержка?

- Ну… сейчас вылетают утренние рейсы. Задержка 10-12 часов.

Озадаченные, мы отходим от стойки, пробираемся сквозь толпу. Я вспоминаю, что мой смартфон быстро разряжается, поэтому мы занимаем место на полу у банкомата: свободных сидений все равно нет, а так хотя бы розетка. Периодически делюсь ей с огорченными кавказцами – "Брат, я только маме позвонить". Чтобы не дергаться лишний раз, развлекаем себя: я взял книжку, ребенку отдал компьютер для ухода во "ВКонтакте". Правда, вайфай-сети аэропорта почему-то "не дают Интернета", но я "раздаю" вайфай со смартфона.

21:30, 22:00, 22:30. Объявлений нет, на табло рейс сохраняется, сайт "Шереметьева" сообщает, что регистрация идет. Откладываю книгу, вновь отстаиваю очередь. Нервная сотрудница повторяет "не знаю", "нет информации", "ждите", "лучше обратитесь на информационную стойку". Информационные стойки, стеклянный остров в центре зала, окружены чуть большими очередями. Беру обратно книжку, встаю в очередь. За пару человек до меня сотрудница под гневные возгласы окружающих уходит из-за стойки. Ее напарница терпеливо объясняет, что они работают с девяти утра и не могут же они без перерывов. Слева доносится "а я тут третьи сутки уже рейса жду".

Когда до меня наконец доходит очередь, я выспрашиваю несколько важных вещей:

- регистрации еще не было

- метеоусловия плохие, не хватает самолетов

- никто не может сказать, когда она будет, кроме "Центра полетов", оперативная информация поступает оттуда. Запросить, разумеется, ее нельзя

- никто не может сказать, когда будет актуальная информация по всем рейсам

- табло верить нельзя, сайту тем более. Узнавать только на стойках, либо слушать голосовые объявления

Про call-центр я даже не думаю, он был мертв еще до моего приезда в "Шарик". Возвращаюсь к оккупированной нами розетке. Мат из ближайших очередей пока доносится не очень разборчиво, тем более что у меня наушники – можно сделать музыку погромче. Около двенадцати мы в первый (и последний) раз что-то слышим по голосовой связи про наш рейс. Его переносят с 22:00 на 2:45, а не отменяют, как многие другие. Информацию дублируют на табло. Ура! Надо подкрепиться! Оставляем полторы тысячи рублей в одной из пиццерий, выстояв часовую очередь (купоны на питание, вроде, дают только через четыре часа пребывания в аэропорту). Официанты терпеливо реагируют на все, хотя у них даже салфетки заканчиваются: "С семи утра у нас этот цирк". Соседка по столу рассказывает по телефону про сорвавшийся стык и пытается решать деловые вопросы.

Ночь

1:45. Регистрации нет. Снова иду на регистрационные стойки, оттесняя получающих рядом талоны на питание. "Да, регистрации нет, ждите". В очередной раз звоним и пишем встречающим нас: "Вроде 22:45, но, наверно, опять задержка, мы сообщим, когда узнаем". Стоим полчаса, потом я отправляюсь искать место на креслах. Чудом нахожу женщину с детьми, которая "пока сидит, но скоро встанет". Бегом перетаскиваем багаж, садимся. Книжка утомила, другие - в уже запакованном багаже. Достаю камеру, иду фотографировать спящих в углах, на коробках и под елками. Моя маленькая напарница – а я начинаю воспринимать ее именно так, не как ребенка, а как напарницу - продолжает терзать айпад "ВКонтактом", хихикая: "Ночь, а никто не спит". Вайфай аэропорта по-прежнему не работает, Интернет доступен только через созданную мной точку. Отправляясь в туалет или к табло (просто ноги размять), мы поочередно сторожим вещи.

2:45. Регистрации нет, информации ноль, голос вновь и вновь переносит разные рейсы, принося механические извинения. Судя по разговорам вокруг, застрявший тут на двое суток – это уже почти норма. На сайте "Шереметьево", тем временем, красуется гордое "Аэропорт работает в штатном режиме". Около четырех укладываю девочку спать.

Рядом сидит мужчина, его дочь спит на каком-то сером лотке (самый популярный предмет здесь), жена бесполезно бегает по очередям. Этого человека уже ждет забронированный отель в Милане. Все розетки вблизи от найденного нами места заняты, приходится питать технику от портативного зарядника.

Впервые с момента прибытия употребляю мат в своем блоге, прочитав на "Ленте.ру", что представители "Аэрофлота" объясняют ситуацию тем, что у них не хватает реагентов против льда. Ну конечно, реагенты же дорогие, зачем их закупать впрок, в Москве бывают зимы и без морозов. Rossija Matushka в альянсе Skyteam.

Утро

5:30. Регистрацию не объявляют, бросаю вещи на попечение "человека с отелем в Милане", иду к информационной стойке. Подтверждают – регистрации нет, рейс задерживается, "ничего не знаем". Слушаю про перенос рейса на Новосибирск на сколько-то часов. Два часа назад с соседних кресел радостно убежали регистрироваться на Новосибирск две красивых девушки. "Интересно, они уже в самолете сидят?" – думаю я.

На табло у нашего рейса горит 8:30, до этого горело и 4:00, так что не принимаю всерьез. Пишу друзьям, которые едут в "Шереметьево", прошу захватить воды и еды. Беру два талона на питание, но есть пока не хочется.

Зал аэропорта все более становится похож на кадры из хоррора про пандемию (люди лежат в неестественных позах на полу, на багаже, под елками) или про зомби. Люди всех рейсов делятся на три категории: взвинченные, усталые, спящие. Стараюсь ни с кем не заговаривать – не хочется выплесков негатива и очередной порции слухов, которые невозможно проверить.

Компьютер садится, а потому начинаю развлекать свою напарницу мини-синтезатором Korg. Пока она увлеченно диджеит, я звоню друзьям и прошу вместе с едой по возможности докупить сетевой фильтр. И в десятом часу мы таки встречаем Илью с Таней и Марка, которому еще не исполнилось и года. Они очень хотят улететь в 10:40 в Стамбул, но, я уже знаю, что не получится – а рейс, увы, стыковой.

Завтракаем привезенной едой-водой. Находчивый Илья предлагает устроить сквот: мы захватываем в ряду пустующих стоек регистрации бизнес-класса стойку, затаскиваем туда вещи и серые лотки-лежалки. Работающий компьютер из розетки не выключаем, но все равно – у нас есть одна розетка и еще одна на соседней стойке. Пишу в блог "В рубрике "Тактические Просчеты" пока 1 пункт: заламинировал чемодан, в котором зубная щетка, бритва, маникюрные ножницы и 4 из 6 взятых книг". То ли шутка, то ли нет, сам уже не понимаю. Бессонная ночь уселась на самочувствие, мозги плывут, все слегка нереально: вокруг бардак и триллер, а мы в укрытии, решили проблему электричества и связи, важно пополнять запасы еды, важно не пропустить объявлений о рейсах. Дремлем по чуть-чуть, поочередно (а вдруг объявят). Кратко поделился опытом, так что Илья и Таня не ходят к стойкам, а ходят выгуливать на себе (в слинге) Марка. Их рейс уже на табло подвинули на пять часов, к 14:00 – прощай, прогулка по Стамбулу, но еще есть шанс провести удачно стык и улететь на Кипр к ожидающим друзьям.

Полдень следующего дня

12:00. От механического "желаем приятного полета", "приносим извинения" и слова "Аэрофлот" по громкой связи начинает тошнить. Судя по табло, мы должны вылететь в 13:00, но сидим и не дергаемся. Один или два раза я от скуки сходил к информационной стойке, но все что узнал – "тут недавно была драка". Не удивлен, так как вчера вечером уже доходило до истерик – окон слишком мало, других каналов что-то узнать - нет. Господи, ну неужели так сложно выстроить информационную логистику, связать в одну цепочку табло, сайт, громкую связь и место откуда эти несчастные затюканные сотрудницы информацию получают? "К 2015 году Шереметьево планирует стать лучшим аэропортом-хабом в Европе по качеству обслуживания пассажиров". В голове проносится все то, что я бы хотел лично сказать менеджерам аэропорта.

В дальнейшем к "стойке информации" я подходил еще пару раз, и прекратил, когда мне показали фокус. Сотрудница, озадаченная тем, что мой рейс не проходит нигде в ее документах, позвонила в пресловутый Центр управления расписанием и прямо спросила "Что с рейсом 715"? Прошло три минуты.

- Видите?! Они просто трубку на стол положили и ничего не отвечают! Видите?!

- Вижу. Спасибо.

Стоявший до меня пару минут ругался с этой девушкой, все кончилось тем, что она дала ему контакты некоего "начальника Аэрофлота", к которому можно обращаться. Я тоже взял, чем черт не шутит. Правда, Манихин Роман Николаевич по телефону 89032563584 не отвечал, на SMS с рассказом о пропавшем рейсе и оставшихся пассажирах тоже не отреагировал. Илья потратил пару минут в "Яндексе" и засмеялся: "Тимур, тебя накололи, такого человека нет".

Мы непрерывно слушали эфир, грустно шутили про "аэропорт работает в штатном режиме" (сейчас эту надпись с сайта уже убрали), поочередно выходили на свежий воздух, играли с Марком ("комната матери и ребенка" освободилась ой как не сразу), путешествовали в далекий Starbucks, чтобы не ждать еду три часа. Соседнюю стойку занял пассажир в костюме и галстуке, которому, казалось, доставляло удовольствие объяснять подходящим потерянным, что он тоже пассажир. Но к тридцатому разу он уже наловчился перенаправлять людей туда, куда им было нужно.

И снова вечер

Последнее обещание нашего рейса 715 в Барнаул на табло было на 17:00. Потом он пропал и с табло. Прошло какое-то время. Бродя вдоль стоек, я увидел, как некий пассажир давит на сотрудницу: "Зарегистрируйте меня! Какая разница, что не объявляли, зарегистрируйте! Багажа нет!" Оказалось, что он летит нашим рейсом. У нас багаж был, но через полчаса нас зарегистрировали без сопротивления, проставив какое-то условное время посадки и вылета. Но багаж мы не сдали и контроль проходить не стали, хотя можно было

Взбодрившись, я, чтобы хоть что-то узнать, встал в самую длинную очередь аэропорта "оперативное обслуживание пассажиров". Я разговорился, узнал, что за час тут можно продвинуться на три шага и обронил слово "Барнаул".

- Барнаул? Так был рейс на Барнаул!

- Что?!

- Его не объявляли, да. Но мы просто помогали держать очередь улетавшим, они как-то самоорганизовались…

Впервые я почувствовал себя шокированным. "Самоорганизовались". У нас тут, стало быть, анархия: не только стойку можно захватить, но и улететь, "самоорганизовавшись". Звонить некуда, жаловаться некуда, на всех стойках очереди к людям, которые ничего не знают. Я выбрал наименьшую очередь – в брендированные кассы "Аэрофлота". Только тут стало понятно – все.

- Чтобы переправить на сегодняшний рейс, который через два часа, вам нужно в "оперативное обслуживание".

- Девушка, там 200 человек, там убивать надо, чтобы к окошку без очереди попасть.

- Ну, убивайте, а мы что сделать можем?

- Вообще ничего не можете?

- Можем на ближайшую дату, где есть места. Завтра нет, послезавтра нет, на 30-е!

Я пробовал уговорить людей у оперативного обслуживания – безрезультатно, да и бессмысленно, поскольку и этот рейс явно бы не вылетел в срок. Говорили по телефону. Давали отбой родственника напарницы, приехавшим из Рубцовска в Барнаул ждать в тридцатиградусный мороз у аэропорта и ждавшим все это время. В итоге ровно через сутки после первоначального времени вылета я "перенес" билет на 30е, а напарница практически со слезами на глазах свой билет сдала, 30е убивало все ее сроки и планы.

Тем временем приехала еще пара наших друзей, Леша и Валя, которые тоже хотели в Стамбул. Предупрежденные, они принесли с собой еще еды и воды, но пока не понимали всерьез, насколько все плохо. Мы издалека слушали гул скандирования в очереди "оперативного обслуживания". Человек 50 кричат то ли "Выпускай!", то ли "Оформляй!"

Мы попрощались с друзьями, пожелали им сил и скорого вылета. И ушли. Выходя из здания, мы видим спецтранспорт с надписью ОМОН, о котором в течение суток не раз слышали. Как выяснилось на следующий день, ОМОН не помешал пассажирам начать избивать сотрудников аэропорта.

До свидания, "Шереметьево" и его штатный режим! До свиданья, "Аэрофлот"! Я очень постараюсь больше никогда не покупать твои билеты.

P.S. На момент написания этого текста (прошло 18 часов) Илья, Таня, Марк, Валя и Леша еще в аэропорту. Пишут: "Пока по рейсу новостей нет".

P.P.S. Если вы узнаете о коллективном судебном иске по поводу отмененных рейсов или готовите его сами, напишите мне, пожалуйста, на timur@anykeen.ru

/Интерфакс/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
В России
Минкомсвязи предложило снизить объём хранения данных по "закону Яровой" в 10 разМинкомсвязи предложило снизить объём хранения данных по "закону Яровой" в 10 раз
К избыточным для хранения данным министерство относит интернет-медиа, ip-tv, торренты и ряд других "тяжелых" для хранения информационных ресурсовПодробнее
Навальный попросил возбудить дело о вымогательстве у депутата ЖелезнякаНавальный попросил возбудить дело о вымогательстве у депутата Железняка
Ранее депутат заявил, что некие люди от имени создателя ФБК требовали у него $250 тыс. за то, чтобы материалы об обучении и проживании его дочерей за границей не были опубликованыПодробнее
Американский бомбардировщик времен войны найден под Сочи в ходе поисков Ту-154Американский бомбардировщик времен войны найден под Сочи в ходе поисков Ту-154
Он потерпел крушение при взлете с аэродрома Адлера в 1942 годуПодробнее
В КС РФ назвали "дело ЮКОСа" первым в истории случаем своего полного несогласия с ЕСПЧВ КС РФ назвали "дело ЮКОСа" первым в истории случаем своего полного несогласия с ЕСПЧ
По словам председателя суда, "сегодня двойное крещение в каком-то смысле"Подробнее
Каждый пятый россиянин нашел оправдание для побоев в семьеКаждый пятый россиянин нашел оправдание для побоев в семье
Идею декриминализировать семейное насилие поддержали 59% жителей страныПодробнее
КС счел невозможным исполнить решение ЕСПЧ по "делу ЮКОСа"КС счел невозможным исполнить решение ЕСПЧ по "делу ЮКОСа"
Оно идет вразрез с российской Конституцией, заявил Валерий ЗорькинПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи