ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 20:48

Третье дело Ходорковского?

Тревоги защитников Ходорковского и Лебедева о возможности выдвижения новых обвинений оказались небеспочвенными. Прокуроры не исключают появления третьего дела

Третье дело Ходорковского?
Фото: Reuters

Москва. 24 января. INTERFAX.RU – Опасения адвокатов бывшего руководителя НК "ЮКОС" Михаила Ходорковского и экс-главы МФО "МЕНАТЕП" Платона Лебедева о том, что приговор по их второму делу - еще не точка в истории их уголовного преследования, начинают подтверждаться. Гособвинители по второму делу "ЮКОСа", по которому Ходорковский и Лебедев были осуждены к 13,5 годам лишения свободы, не исключают появления третьего дела.

"Сейчас в розыске находятся 18 соучастников Ходорковского и Лебедева. Если в ходе их поиска будут вскрыты новые факты преступлений, то следственные органы будут обязаны предъявить им дополнительное обвинение и направить дело в суд. Это наша обязанность, которая предусмотрена в статье 21 УПК РФ", - приводит в своей публикации в понедельник газета "Комсомольская правда" высказывания гособвинителей Валерия Лахтина и Гульчехры Ибрагимовой.

Двадцать седьмого декабря прошлого года Хамовнический суд Москвы признал Ходорковского и Лебедева виновными по второму уголовному делу, а спустя три дня приговорил их к 13,5 годам лишения свободы в колонии общего режима, а с учетом первого приговора - в общей сложности к 14 годам заключения. Фигуранты были признаны виновными по части 3 статьи 160 (хищение) УК РФ и по части 3 статьи 174 (легализация) УК РФ.

Согласно новому решению суда, Ходорковский и Лебедев пробудут в заключении до 2017 года по обвинению в хищении чужого имущества и его последующей легализации.

Гособвинители отметили, что сначала было одно дело "ЮКОСа" - по факту завладения акциями ОАО "Апатит" и уклонения от уплаты налогов компаниями, подконтрольными "ЮКОСу". Когда вину Ходорковского и Лебедева по этим фактам установили, то первую часть дела направили в суд. "Но расследование продолжилось. Тогда и выявились факты хищения нефти и акций дочерних компаний ОАО "ВНК". Как только все доказательства были собраны, было возбуждено второе уголовное дело", - пишет газета. Гособвинители по второму делу "ЮКОСа" заявили, что "стремились избежать любого давления на суд", "но такое поведение многими расценивается как слабость, неуверенность либо пассивность".

Что касается действий адвокатов, то, как считают гособвинители, "их задача была проста - оказать психическое давление на судью, гособвинителей, потерпевших, свидетелей и др.". "Они навешивали ярлыки, унижали участников процесса. Причем они не только объясняли свою позицию, но и комментировали показания свидетелей. Хотя этого делать нельзя. Ведь если свидетель знает, о чем говорили другие, и видит, как их полощут в своих заметках разные СМИ и откровенно оскорбляют в ходе допроса подсудимые, то это может повлиять на объективность его показаний", - цитирует позицию гособвинителей газета.

Обвинители отмечают, что на них "со стороны властей никакого давления не было". "А вот адвокаты поработали на славу. Все скамейки в зале суда всегда были заняты сторонниками осужденных. Регулярно обеспечивалась явка политиков, артистов, писателей, режиссеров и даже представителей иностранных государств, которые говорили о невиновности осужденных. На улице дежурили бабушки с плакатами. Был даже специальный человек, который следил за тем, чтобы на столах адвокатов не прокисали букеты. В общем, было потрачено много сил и средств на то, чтобы не был утрачен интерес к этому делу", - говорят гособвинители.

Они отрицают, что это дело было политическим. "В суде были доказаны схемы движения похищенной нефти и легализованных денег. Поэтому такие разговоры - это не более чем пиар-ход, необходимый для отвлечения внимания и создания образа политического узника. На самом деле перед судом предстали расхитители, обокравшие государство и простых акционеров на миллиарды долларов. Они должны и будут сидеть", - заявляет гособвинение.

В публикации приводятся ответы гособвинителей на поставленные вопросы без уточнения, кто из них говорит. Кроме того, там подробно представлена позиция гособвинения по делу "ЮКОСа", в том числе ряд документальных материалов, видео.

Между тем, 22 января этого года Лебедев подал кассационную жалобу на приговор в отношении него и Ходорковского, вынесенный Хамовническим судом Москвы 27 декабря.

"Настоящей краткой кассационной жалобой я (учитывая, что ч.1 ст.356 УПК РФ предусмотрен 10-дневный срок обжалования приговора) обжалую указанный выше заведомо неправосудный приговор", - говорилось в документе, размещенном на сайте адвокатов Ходорковского и Лебедева. В жалобе Лебедев отмечает, что намерен после тщательного изучения приговора, протоколов судебного заседания и материалов судебного следствия подать "обстоятельную дополнительную кассационную жалобу".

"Несмотря на изложенное, является безусловным юридическим фактом то, что этот "приговор" является заведомо неправосудным, вынесенным при отсутствии события преступления - т.н. "хищения 347,6 млн тонн нефти", - подчеркивается в жалобе.

На пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" 13 января адвокат Ходорковского Юрий Шмидт не исключил, что против его подзащитного может быть возбуждено уголовное дело о тяжких преступлениях против личности. "Если говорить об обвинениях такого рода, считая их абсолютно иррациональными и невозможными, я где-то начал допускать, что такое может случиться", - сказал Шмидт. "Я не удивлюсь, если они решат в истерике пойти и на такое, кажущееся совершенно немыслимым, дело, как предъявление обвинения и по статье 105 (убийство)", - добавил он.

По мнению адвоката, если такое обвинение Ходорковскому будет предъявлено, дело будет рассматриваться судом присяжных. Вместе с тем Шмидт подчеркнул, что практически не верит в возможность возбуждения такого дела. "Все заявления Путина по поводу "рук в крови" - это чистый блеф и следствие дезинформации, которую он получает", - заявил адвокат.

В середине декабря прошлого года, общаясь с россиянами по прямой линии, премьер России Владимир Путин, в частности, заявил: "Я не говорю про него лично. Напомню, что руководитель службы безопасности ЮКОСа (Алексей Пичугин - ИФ.) сидит в тюрьме за убийство. Не понравился им мэр Нефтеюганска Петухов - убили. Женщина здесь в Москве не отдала им свое маленькое помещение, которое они хотели забрать, - убили. Киллера, которого наняли, убили, мозги только одни нашли в гараже. Что? Руководитель службы безопасности сам что ли, по собственной инициативе все эти преступлении совершил?"

Сегодня стало известно, что вопросы, связанные с приговором Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву, лидируют среди тем, о которых президента РФ Дмитрия Медведева спрашивают на сайте Всемирного экономического форума в Давосе. Президента спрашивают, что он думает по поводу второго приговора руководителям "ЮКОСа", согласен ли он с мнением, что приговор может повлиять на инвестиционный климат в России, и что глава государства намерен предпринять в связи с этим.

Ранее помощник президента РФ Аркадий Дворкович сообщил, что президент готов в ходе Давосского форума услышать вопросы о влиянии приговора по делу Ходорковского и Лебедева на инвестиционный климат в РФ. "Когда ему вопрос будет задан, мы не знаем. Но очевидно, что вопрос будет, и он на него ответит", - сказал Дворкович.

Владимир Шишлин

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });