ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

Почему у нас все так. Вернее, не так

Организация эвакуации населения в Японии, а также в целом готовность к жизни в режиме чрезвычайной ситуации в сравнении с российскими реалиями наводит на логичные и не очень приятные мысли

Почему у нас все так. Вернее, не так
Фото: Reuters

Москва. 18 марта. INTERFAX.RU - В связи с трагедией в Японии найдено уже миллион тем для обсуждения. В дело даже подключено мироздание и вопрос того, как Создатель наказывает нас за несознательность и превращение в общество неразумное. Но многие почему-то с первых дней задумываются о простом и очевидном. В Twitter пишут: "Да, это почти апокалипсис, но апокалипсис, который хорошо организован". Речь, опять же, не о мироздании. А о готовности на всех уровнях, от власти до простых людей, принимать вызовы и отвечать на них.

С первых дней после землетрясения мы все читаем в лентах новостей об организации эвакуации. В настоящий момент эвакуированы более 200 тыс человек. Все они размещены в подготовленных приютах-убежищах. Почему-то возникают сомнения, что, в случае даже местечкового исхода, в нашей стране смогут оперативно переместить 200 тысяч человек. Ну да ладно. В разгар эвакуации один из российских спикеров обронил фразу, смысл которой в том, что эвакуация в том масштабе, в котором она осуществлялась в Японии, была необязательной. Возможно. Но с точки зрения психологии она была нужна, чтобы люди знали, что о них помнят и их спасут, что им не придется бежать с маленьким ребенком на руках в неизвестном направлении. И это лучше, чем прозябание в неизвестности.

Все начинается с малого. Например, с воды и еды. В Японии оперативно были организованы пункты, где люди могли получить минимальный, но достаточный паек, а также где кормящие матери могли покормить детей или получить молочные смеси. Давайте вспомним, как это бывает у нас. Воды, как правило, не хватит на всех, но зато найдутся находчивые граждане, которые предложат вам самую дешевую бутылку питьевой воды по баснословной цене. Ответственные лица будут говорить: "Ах, это не наша сфера, поищите такого-то". Мы все это видели и проходили. И нам даже не нужен был апокалипсис. Нам достаточно было ледяного дождя. Или, например, приснопамятного энергоколлапса. Или теракта в "Домодедово". Выбраться из опасной зоны, как известно, будет не просто сложно, это, опять же, потребует материальных вливаний. Таксисты и частники предложат вам "чрезвычайный прайс-лист", ах, вас пугают цены? Ну и оставайтесь здесь. Никто потом не будет разбираться с тем, что именно происходило с ценами на воду, еду и перевозку людей. Вернее, будут, но как-то так, стыдливо прикрыв глаза и без особого усердия. И без особого усердия в тот момент, когда люди больше всего нуждаются в помощи. В помощи и информации.

Все затраты будут наши, из нашего кошелька, их никто и никогда не компенсирует. Потому что даже компенсации семьям жертв катастроф у нас лишь в последнее время стали приобретать очертания более или менее достойных сумм.

Спекулировать мы умеем в любых ситуациях. Умело запущенный слух о радиоактивном обществе породит ажиотажный спрос на дозиметры, а их продавцы быстро вздернут цены. А смог в Москве позволит сколотить небольшое состояние продавцам вентиляторов и кондиционеров. И никто не будет наказан за то, что умеет выгодно продать в удобный момент.

Хоть раз в ситуациях, схожих с чрезвычайными, вы сталкивались с информацией по громкоговорителям, которая не только предупреждает вас о ЧС, но и указывает, что вам делать? Хоть раз была организована грамотная рассылка по СМС информации о происходящем? Нет, ведь это требует внесистемных усилий. Все делается опять силами простых людей – например, дежурной по станции в метро, которая преодолев собственную панику, будет пытаться направить толпы перепуганных людей в нужном направлении.

В Токио сейчас служба гражданской обороны оповещает обо всем, даже об отключениях электроэнергии. Да и японское телевидение не ставит в разгар трагических событий какие-то странные передачи. Все помнят, что вещали многие из наших каналов в тот момент, когда на станциях метро "Лубянка" и "Парк культуры" уже работали сотрудники правоохранительных органов, сотрудники ФСБ и спасатели.

Мобильная связь – это отдельный разговор. Понятно, что не всегда телефоны работают. В Японии практически сразу на улицах были организованы пункты со стационарными телефонами, с которыми люди могли попытаться позвонить своим близким. Что бы ждало нас в такой ситуации? Вопрос риторический.

Агентство Reuters выкладывает на своих фотолентах снимки из специального пункта, куда свозят оставшихся без хозяев или потерявших их домашних животных. Туда приходят выжившие искать своих питомцев. Можно смеяться. А можно просто вспомнить, что для некоторых эти животные станут единственной связью "до" и "после".

Разумеется, речь не идет об идеализации японской системы. Да и сами японцы предъявляют массу претензий, в том числе и из-за недостаточной информированности населения. Нет сомнений и в том, что новостные выпуски японского ТВ вряд ли в разгар "сдерживания аварийной ситуации" на АЭС в Фукусиме дают полную и исчерпывающую информацию. Понятно, что не каждому нашлось то место в том убежище, которое его устраивает. Однако общий фон все равно заставляет задуматься о разнице систем и отношения власти к людям и самих людей друг к другу.

И, разумеется, это не приговор нам самим и это не означает, что у нас нет тех, кто поможет. Но вы получите помощь от совершенно неожиданных людей, а не тех, кто, по логике вещей, должен был бы вам помочь. С вами поделится водой друг по несчастью, а случайный блогер растиражирует ваш призыв о помощи. В разгар лесных пожаров окапывать подмосковные леса ехали простые москвичи. Они же везли пожарным лопаты и ведра, купленные за свой счет. Простые же люди помогали друг другу в "Домодедово", сажая в машины всех тех, кто пытался выбраться из аэропорта.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });