ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 07:55

"Булгария": с 1955 года и до катастрофы

Перегрузка и неисправность двигателя называются в числе возможных причин катастрофы "Булгарии". На дизель-электроходе, изначально способном принять на борт более 230 пассажиров, после реконструкции осталось 140 посадочных мест

"Булгария": с 1955 года и до катастрофы

Москва. 11 июля. INTERFAX.RU - Дизель-электроход "Булгария", затонувший 10 июля около 14:00 в Куйбышевском водохранилище на Волге, был построен в 1955 г. на верфях Narodny Podnik Skoda в чехословацком Комарно (нынешняя Словакия). Всего таких судов с 1952 г. по 1958 г. было построено 36, все они были названы в честь республик СССР или русских композиторов. Во времена СССР "Булгария" носила название "Украина", нынешнее имя получило в феврале 2010 г. в честь Волжской Булгарии - государства, существовавшего в X-XIII в среднем Поволжье и бассейне Камы.

Дизель-электроходы проекта 785 (тип "Россия", словацкое обозначение OL800, osobna lod 800 - "пассажирское судно мощностью 800 л. с.), к которому относилась и "Булгария", имеют длину 80,2 м (по другим данным - 78 м), максимальную ширину 14 м (12,2 м), осадку 1,9 м и водоизмещение 1003 тонны. Двухпалубное судно оснащено двумя двигателями мощностью 273 кВт, позволяющими ему развивать скорость до 20,5 километров в час. Максимальная пассажировместимость судов проекта 785 составляла 233 человека.

"Булгария" и ее одноклассники строились тремя сериями. Корабли третьей могли ходить по битому льду, что позволяло эксплуатировать их не только на Волге, Каме, Дону и Днепре, но также и на северных реках - Енисее, Оби, Иртыше. Затонувшая вчера "Булгария" относилась ко второй серии. По некоторым данным, самым запоминающимся событием в истории бывшей "Украины" стало ее участие в событиях на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Дизель-электроход "Украина" и 12 аналогичных судов использовались как плавучие гостиницы для ликвидаторов и строителей саркофага над аварийной станцией. После окончания работ часть кораблей были затоплены на месте стоянки в Днепре, наименее зараженные суда вернули в эксплуатацию.

Рассказ выживших. ВИДЕО

ФОТО: место катастрофы, спасательная операция

"Булгария" за неделю до крушения. ВИДЕО

Изначально теплоходы типа "Россия" использовались в основном на Волге, откуда после прихода более современных судов передавались в другие пароходства. Многие были выведены из эксплуатации или переоборудованы в плавучие турбазы и гостиницы. Что касается "Булгарии", то она проходила по Волге до 1962 г., до 2010 г. принадлежала Камской судоходной компании. При этом, по некоторым данным, в 2003-2009 гг. судно не эксплуатировалось вообще. По другим - после переоборудования в 2007 г. дизель-электроход начал выполнять туристические рейсы из Казани.

Как и многие суда проекта 785, "Булгария" подверглась модернизации, после которой из 233 посадочных мест на корабле осталось только 140. К услугам пассажиров были каюты семи типов - от расположенных на шлюпочной палубе двухместных "люксов" с двуспальными кроватями до четырехместных двухярусных кают на нижней палубе, не оборудованных даже умывальниками.

Как отмечают на интернет-форумах некоторые пассажиры "Булгарии", "потребительские" качества судна оставляли желать много лучшего. Так, во время круиза Казань - Пермь - Казань летом этого года у корабля как минимум трижды глохли двигатели, что лишало судно электропитания. Снабжение "Булгарии" было настолько плохим, что к концу плавания на нем не хватало даже хлеба, который приходилось закупать на остановках. Это не помешало оператору - с 2011 г. им стало казанское ООО "АргоРечТур", заявлять о полной исправности корабля. Согласно нормативам, столь ветхие суда должны были ежегодно проходить проверку в том числе и силовых установок. "Все в порядке было с теплоходом. По регистровым документам все в порядке было, в технически годном состоянии был теплоход. Это просто штормовое предупреждение и сильный ветер. В шторм попали, и залило трюма", - заявила "Интерфаксу-Поволжье" директор компании "Аргоречтур", Светлана Инякина.

Следственный комитет рассматривает основной версией катастрофы именно техническую неисправность - по словам официального представителя СК Владимира Маркина, еще на выходе из Казани у судна наблюдался заметный крен на правый борт. Это могло свидетельствовать о перегруженности "Булгарии", в каютах которой, по последним данным находились 207 пассажиров. Помимо этого Приволжское следственное управление на транспорте СК РФ сообщило в понедельник, что "еще при выходе из Казани теплоход имел неисправность главного левого двигателя, однако судно вышло в рейс. Также было установлено, что при выходе 10 июля в 11:15 из Болгар в направлении Казани у теплохода имелся правый крен, что может быть следствием неосвобожденных канализационных емкостей, наличия топлива только в правом баке и т.п.". В региональном СУ СК РФ отметили также, что штормовое предупреждение 10 июля не объявлялось (ожидалась скорость ветра до 18 м/сек), однако из показаний членов команды следует, что "в момент маневра и запрокидывания теплохода погодные условия резко ухудшились и подул шквалистый ветер". "Захлестыванию воды также могли способствовать открытые нижние иллюминаторы", - отметили в СК РФ.

Новости

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });