ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 15:00

Як-42 разбился из-за грубой ошибки

Российские СМИ считают, что пилоты начали взлет, оставив включенным стояночный тормоз. Данные самописцев эту версию не подтверждают

Як-42 разбился из-за грубой ошибки
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 14 сентября. INTERFAX.RU - Причиной катастрофы Як-42, в результате которой погиб ярославский хоккейный клуб "Локомотив", стала грубая ошибка экипажа, перед взлетом не отключившего стояночный тормоз. Такую версию произошедшего газете "Московский комсомолец" высказал "источник заслуживающий доверия".

Как отмечает издание, мощности двигателей при включенном стояночном тормозе хватает для руления и выезда на взлетно-посадочную полосу, но взлет с ним уже невозможен. За отключение стояночного тормоза в экипаже разбившегося Як-42 отвечал командир Андрей Соломенцев. Согласно записи на речевом самописце, перед взлетом он почувствовал себя плохо и передал управление второму пилоту, который, по всей видимости, мог о тормозе просто забыть.

Авторы заметки не исключают, что во время разгона экипаж мог обратить внимание на недостаточный набор скорости и отключить тормоз, но было уже слишком поздно.

Напомним, что авиакатастрофа в ярославском аэропорту Туношна произошла 7 сентября 2011 г. в 16:05 по московскому времени. Як-42 авиакомпании "Як-Сервис" выкатился за пределы полосы почти на полкилометра, задел мачту радиомаяка, после чего все же смог ненадолго оторваться от земли и упал на берегу Волги, развалившись на части. Самолет должен был доставить в Минск на матч открытия нового сезона КХЛ ярославский хоккейный клуб "Локомотив".

В результате крушения на месте погибли 43 находившихся на борту человека. Двое выживших - нападающий российской сборной по хоккею Александр Галимов и бортинженер Александр Сизов были госпитализированы. Через несколько дней хоккеист, получивший серьезные травмы и ожоги 80% тела, скончался в московском НИИ им. Вишневского. Состояние Сизова сейчас оценивается как относительно удовлетворительное. Как сообщил в среду "Интерфаксу" глава департамента здравоохранения Москвы Леонид Печатников, в состоянии пострадавшего отмечена положительная динамика.

В первые дни после катастрофы высказывалось несколько версий произошедшего - от неисправности самолета до недостаточной длины полосы. Обе эти версии впоследствии оказались несостоятельными - лайнер был полностью исправен, для взлета в распоряжении экипажа были 2850 из 3000 м единственной ВПП аэропорта "Туношна".

Одной из основных версий, рассматриваемых следствием, является возможное невключение экипажем взлетного режима двигателей. "По предварительным данным, пилоты при разбеге по полосе могли не перевести двигатели в режим форсажа, а разогнали машину на номинальном режиме работы двигателей. Эта версия в настоящее время проверяется", - заявил "Интерфаксу" в понедельник источник в правоохранительных органах.

Что касается возможного неотключения экипажем стояночного тормоза, то опрошенный "МК" летчик-испытатель Сергей Кнышов считает эту версию неправдоподобной. "В это верится с трудом. Это тоже самое, что ехать на автомобиле с ручным тормозом. Такое вообще возможно? Если пилот видит, что не тот прирост скорости, самолет нужно останавливать... Впрочем, если командиру стало плохо во время полета и на руководящих правах остался второй пилот... Я и раньше высказывал опасения по поводу такой ситуации - раньше второй пилот являлся без пяти минут командиром самолета и мог в принципе выполнять его функции. Сейчас же, при нынешнем уровне обучения и ужасающей ситуации в российской авиации в целом, второй пилот - это практически ноль. Хочется верить, что к членам экипажа Як-42 это не относится", - заявил эксперт.

Между тем другой летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев заявил "Интерфаксу", что в случае взлета Як-42 с включенным стояночным тормозом на полосе должны были остаться однозначно указывающие на это следы. "Было ли это на самом деле, можно определить по следам на взлетно-посадочной полосе. Представьте, колеса заторможены, три двигателя работают в максимальном режиме, самолет весит около 40 тонн. Должен был остаться след, если был включен стояночный тормоз", - сказал Толбоев.

На прошлой неделе он сказал "Интерфаксу", что Як-42 - морально устаревший, но надежный самолет, с которым у него, как у испытателя, "не было никаких технических проблем".

Версия о включенном стояночном тормозе, однако, не встречается данными с бортовых самописцев разбившегося Як-42. "Нигде в параметрических самописцах не проходит информация о том, что такая ситуация была. И версия о том, что неотключение стояночного тормоза стало причиной авиакатастрофы, ничем не подкреплена", - заявил "Интерфаксу" во вторник источник в авиационных кругах, близкий к расследованию катастрофы.

Новости

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });