ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 07:55

Подержанный Porsche войдет в историю

Компания "Порше Руссланд" выиграла суд, решение которого может серьезно повлиять на рынок подержанных люксовых иномарок в России

Подержанный Porsche войдет в историю
Фото: Reuters

Москва. 24 июля. INTERFAX.RU - В ближайшее время заказать подержанный автомобиль из Европы станет практически не возможно. Арбитражный суд Москвы вынес беспрецедентное решение о конфискации автомобиля Porsche Cayenne у предпринимателя Вадима Орлова, обвинив последнего в нарушении интеллектуальных прав официального представителя немецкого концерна Porsche в России компании "Порше Руссланд". Суд пояснил бизнесмену, что ввозить товары для продажи на территорию страны может только правообладатель брэнда, а он, соответственно, таковым не являлся. По сути, это решение может стать прецедентом для ареста на границе любого товара, ввозимого в страну неофициальным дилером, если хотя бы на одной из его деталей будет стоять торговый знак производителя. По данным PriceWaterhouseCoopers, только за первое полугодие этого года в Россию было ввезено 190 000 подержанных иномарок на общую сумму более $3 миллиардов.

Компания "Генезис", принадлежащая предпринимателю Вадиму Орлову, приобрела битый автомобиль Porsche Cayenne за $14 тыс. долларов и в конце ноября 2007 г. ввезла его на территорию России, подав таможенную декларацию в Центральную акцизную таможню (ЦАТ). Проблем никто не ожидал. "Генезис" давно занимается скупкой б/у автомобилей в Европе и Америке, восстанавливает их и перепродает уже в России. Неожиданно представители таможни отказались оформлять автомобиль, а вместо этого подали на предпринимателя в Арбитражный суд Москвы иск. Выяснилось, что параллельно с заявлением на растаможку машины, ЦАТ получил письмо от компания "Порше Руссланд" с обвинениями "Генезис" в незаконном использовании товарного знака Porsche и Cayenne. Закрутилась судебная волокита. В результате Вадим Орлов проиграл дело уже в 9-м арбитражном апелляционном суде и был вынужден согласиться с конфискацией автомобиля.

Невероятная на первый взгляд история, на практике оказалась грустной реальностью. Виной случившемуся – российское законодательство. Готовясь к вступлению в ВТО, Россия подписала практически драконовскую концепцию определения прав на интеллектуальную собственность. Если во всем мире правообладатель брэнда теряет все права на конкретный экземпляр сразу после его продажи в любой точке земного шара, то в России действуют другие правила. Согласно "территориальной концепции" исчерпания прав на интеллектуальную собственность, ввезти любой товар на территорию страны можно только после официального разрешения владельца брэнда. Этим правом и воспользовалась компания "Порше Руссланд", запретившая Вадиму Орлову ввозить в Россию автомобиль Porsche Cayenne.

"Это не первый подобный иск, поданный нашей компанией. С поддержкой ЦАТ мы возбудили уже 5 дел против нарушителей права на товарные знаки. Правда, конфисковать товар по решению суда удалось впервые. До этого нарушители успевали перепродать машины и отделывались только штрафами", - говорит директор по маркетингу компании "Порше Руссланд" Оксана Хартонюк.

Процедура выявления товаров, ввозимых без разрешения правообладателя, оказывается, уже отточена до мелочей. Существует несколько способов определить нарушителя. Заявление о ввозим на территорию России товара без разрешения может подать правообладатель брэнда. Правда, для этого ему необходимо точно знать, где и когда этот товар будет ввозиться. Чтобы поставить процедуру поиска на поток, правообладателю брэнда достаточно написать заявление в Федеральную таможенную службу, поместить на специальный счет депозит и внести свой брэнд во всероссийский реестр объектов интеллектуальной собственности. Сейчас в этом реестре насчитывается уже более 1000 товарных знаков.

"Конечно, поток б/у автомобилей из Европы в Россию теперь не прекратится, но сократится он точно. Я считаю, что действия компании "Порше Руссланд" можно все-таки продолжать оспаривать в суде. Дело в том, что у нас существует множество законов, не запрещающих ввоз купленного за границей товара на территорию страны при условии соблюдения таможенного законодательства. Своими письмами официальные представители Porsche подменяют ряд действующих законов. Кроме того, данная норма вступает в противоречие с международными законами и может быть рассмотрена в рамках международных конвенции о правовой защите, подписанными практически всеми развитыми странами", - заявил "Интерфаксу" адвокат московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Владимир Юрасов.

Юрист Московской коллегии адвокатов Андрей Верещагин с мнением коллеги согласен и считает, что либо суд не в полной мере рассмотрел материалы дела, либо бизнесмен не смог грамотно развернуть суть вопроса. "Необходимо еще доказать, что этот автомобиль ввозился на территорию России с целью дальнейшей продажи. Если человек везет автомобиль для личного пользования, то он является добросовестным покупателем, и конфисковать эту машину никто не имеет право. Другое дело, что суд может учитывать момент, что рано или поздно автомобиль все равно могут продать. Но это только предположение, а у нас в стране действует презумпция невиновности", - уверен юрист.

Между тем, прецедент с конфискованным Porsche Cayenne может послужить к началу целой волны судебных разбирательств между официальными дилерами и небольшими компаниями, поставляющие б/у автомобили небольшими партиями. Пока крупные автодилеры не спешат следовать примеру Porsche, но право у них на это уже есть.

"Конечно, сократить, таким образом, поставки б/у автомобилей для нас определенный плюс. Но делать этого мы не будем. Во-первых, ценовая политика Nissan построена так, что везти новые автомобили из-за границы мимо дилера не выгодно по деньгам, а большинство б/у автомобилей продается уже с территории России. Во вторых, для нас не проблема, если кто-то приобрел б/у машину для себя за границей. Мы ориентируемся на клиентов, желающих купить новый автомобиль", -- заявил "Интерфаксу" директор по маркетингу официального дилера Nissan в России "ОВОД" Сергей Нестеров.

Надо признать, что история с конфискованным Porsche Cayenne, напрягла не только поставщиков автомобилей. Многие мелкие бизнесмены, занимающиеся поставкой небольших партий различного товара из-за границы, теперь с удвоенным напряжением ждут прохождения таможенных процедур. В реестре объектов интеллектуальной собственности, находящейся у таможенников, числятся не только автомобильные марки, но и море других товаров. "Честно говоря, даже не знаю, как теперь быть. Если хотя бы одну мою партию конфискуют, то бизнес можно будет закрывать. Хотя я ничего не нарушаю. Я покупаю духи в Европе, имею на руках чеки и накладные и официально их растаможиваю. Объемы моих поставок маленькие и я не могу претендовать на звание официального дилера, но торгую только легальным товаром. Почему я не имею на это право, не понять", - заявила "Интерфаксу" владелица небольшой оптовой фирмы по продаже парфюмерии Ольга Санникова.

Новости

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });