В "Протоне" перепутали датчики

Ракета-носитель "Протон-М" разбилась из-за неправильно подключенных датчиков, пришли к выводу специалисты. Эту версию подтверждают качания ракеты из стороны в сторону сразу после старта

В "Протоне" перепутали датчики
Фото: РИА Новости / Юрий Алисеенко

Москва. 9 июля. INTERFAX.RU - Авария ракеты-носителя "Протон-М" произошла по вине человеческого фактора - при сборке ракеты неправильно подключили датчики. "Установлено, что неверно были подключены датчики угловой скорости. При их подсоединении были перепутаны полюса", - сообщил "Интерфаксу " источник, близкий к комиссии по расследованию аварии. По его словам, поэтому система управления ракеты получала некорректные данные о ее ориентации.

Ракета "Протон-М" с тремя аппаратами "Глонасс-М" стартовала с 81-й площадки космодрома Байконур 2 июля. Почти сразу после отрыва от стартового стола она резко отклонилась от траектории полета, начала распадаться в воздухе, упала неподалеку от места старта и взорвалась. Производство разбившейся на космодроме Байконур ракеты-носителя "Протон-М" и трех спутников "Глонасс-М", а также организация их запуска обошлись России примерно в 4,4 млрд рублей.

8 июля источник, близкий к расследованию, сообщил "Интерфаксу", что "расшифровка полученной телеметрии позволяет сделать предварительный вывод об отказе системы управления ракеты-носителя "Протон-М". По его словам, система управления ракеты-носителя "Протон-М" сразу после старта стала получать некорректные данные от своих датчиков, в результате чего ракета потеряла устойчивую ориентацию, а поскольку неправильные данные от датчиков продолжали поступать, то ситуация только усугублялась. Эту версию подтверждают качания ракеты из стороны в сторону сразу после старта.

В дальнейшем комиссия должна будет установить причину неправильного функционирования датчиков ориентации - отказали ли они или были неправильно подключены. "Однако, по логике вещей, неправильное подключение датчиков должны были обнаружить при комплексной проверке ракеты-носителя на заводе и на Байконуре", - сказал источник. Всего, напомнил он, комиссией рассматривалось три основных версии - проблемы в системе управления ракетой, поломка в двигательной установке первой ступени ракеты и отказ оборудования стартового комплекса. "Комиссия приходит к выводу, что авария, скорее всего, не могла произойти по вине двигательной установки или стартового комплекса", - подчеркнул собеседник агентства.

Систему управления для ракеты-носителя "Протон-М" разработал ФГУП "Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А.Пилюгина" (Москва).

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин накануне сообщил о создании инспекторской группы, которая проверит технологическую цепочку производства ракеты-носителя "Протон-М". "Мы создаем технологическую инспекторскую группу, которая будет состоять из специалистов не Центра Хруничева, а других космических предприятий, которые не заангажированы причинами аварии, и они будут проверять всю технологическую цепь, весь ход регламентных работ на предприятии по изготовлению этой ракеты", - заявил Рогозин в эфире радиостанции "Эхо Москвы".

Услуги по запуску космических аппаратов с помощью ракет-носителей "Протон-М" и разгонных блоков "Бриз-М" осуществляет компания ILS. Производителем ракет "Протон-М" и разгонных блоков "Бриз-М" является Космический центр имени Хруничева.

На время расследования аварии пуски ракет приостановлены; в ближайшее время они не будут возобновлены. "Поскольку российская государственная комиссия еще работает, мы не можем оценить сроки работы Наблюдательного совета (состоит из представителей заказчиков пусков, страховщиков и технических экспертов, - "ИФ"), но по опыту считаем, что он начнет свою деятельность не раньше конца июля", - говорится в сообщении, опубликованном на сайте ILS.

Также в нем отмечается, что работы по подготовке к следующему старту, в ходе которого планировалось запустить на орбиту космический аппарат Astra-2E, на Байконуре не начинались. Спутник находится на хранении. Специалисты, которые должны были готовить его к запуску, покинули Байконур 5 июля и вернутся только после завершения работы комиссий по расследованию аварии.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail

Новости по теме

В России
В Минобороны задумались об увольнении военных с ожирениемВ Минобороны задумались об увольнении военных с ожирением
До 15 декабря в отдел кадров должны быть предоставлены данные по военнослужащим с серьезным превышением весаПодробнее
Признавший пьяным сбитого в Балашихе ребенка врач лишился должностиПризнавший пьяным сбитого в Балашихе ребенка врач лишился должности
В отношении врача ранее было возбуждено уголовное дело по статье "халатность"Подробнее
Вероятной причиной ДТП в Марий Эл назвали увеличение числа пассажирских местВероятной причиной ДТП в Марий Эл назвали увеличение числа пассажирских мест
В Федеральной службе по надзору в сфере транспорта отметили, что только некоторые кресла после аварии оказались не сдвинутыПодробнее
Новым главредом "Новой газеты" стал Сергей КожеуровНовым главредом "Новой газеты" стал Сергей Кожеуров
До этого он занимал должность гендиректора изданияПодробнее
Госдума разрешила авиакомпаниям не продавать билеты дебоширамГосдума разрешила авиакомпаниям не продавать билеты дебоширам
Закон о "черных списках" дебоширов принят в пятницу в третьем окончательном чтенииПодробнее
Первый атомный подводный ракетоносец проекта "Борей-А" "Князь Владимир" спущен на водуПервый атомный подводный ракетоносец проекта "Борей-А" "Князь Владимир" спущен на воду
Подлодки проекта "Борей" должны будут составить основу группировки морских стратегических ядерных сил ВМФ РоссииПодробнее
Недвижимость
Последние новости