Спасти рядового пассажира

Генпрокуратура РФ бьет тревогу в связи с тем, что пассажиры метро все чаще гибнут под колесами поездов, и требует построить на станциях заграждения

Спасти рядового пассажира
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 10 ноября. INTERFAX.RU – Пассажиры московского метрополитена стали чаще падать под поезд – это факт. В последнее время остановки целой ветки "по техническим причинам" стали – страшно сказать – едва ли не нормой. "Кого-то задавило, видимо", – переговариваются внутри застрявшего в тоннеле вагона двое студентов. Вполголоса, потому что все вокруг молчат, у всех слух напряжен. "Уважаемые пассажиры, просьба сохранять спокойствие", – в энный раз повторяет механический голос самую паникерскую из всех возможных в этой ситуации фраз.

Как правило, происходят такие вещи в утренние часы пик, когда невыспавшиеся жители спальных районов встают рядами на штурм поезда, чтобы ехать на работу, в центр. Уходит первый состав, второй, а ты все еще только на подходе – вагон не резиновый, увозит порциями. В какой-то момент вдруг оказываешься первым, и понимаешь, что слова, произносимые встревоженным диктором по громкой связи, адресованы напрямую тебе: "Отойдите от края платформы, прибывает поезд… Отойдите от края платформы". И поезд действительно прибывает, и бывает так, что кто-то действительно не удерживает равновесие, и оказывается на рельсах. А дальше – "Уважаемые пассажиры, просьба сохранять спокойствие…".

Все это власти до поры не замечали, но потом стало ясно, что не замечать нельзя. Надо что-то делать. И вот, накануне Генеральная прокуратура направила в российские суды заявления с просьбой обязать руководителей метрополитенов принять меры по спасению пассажиров. Метрополитенов в нашей стране восемь: в столице, в Питере, Нижнем Новгороде, Самаре, Казани, Волгограде, Екатеринбурге и Новосибирске. Меры просят принять, казалось бы, самые простые: построить на платформах ограждения. Чтобы самоубийцы не прыгали, а все остальные люди, любящие жизнь, не падали из-за трагической случайности. Или, выражаясь официальным языком, "вследствие ухудшения самочувствия, неосторожных или умышленных действий граждан".

Официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева в беседе с "Интерфаксом" объяснила, что к такому выводу они пришли, изучив обстоятельства недавних происшествий в подземке. "В ходе проверок было установлено, что метрополитены, являясь транспортными предприятиями, связанными с повышенной опасностью, не в полной мере выполняют возложенную на них законом обязанность предоставления пассажирам безопасных услуг по перевозке, исключающих причинение вреда жизни и здоровью граждан", – сказала Гриднева.

Выходит, что сегодня отсутствие ограждения на станции можно расценить уже как нарушение прав пассажира. "Метро – зона повышенной опасности", – говорит механический голос из динамиков на эскалаторе. Все предупреждены. Но, по мнению Генпрокуратуры, без "дополнительных мер" опасность становится непозволительно высокой. В 60-е можно было перебиться, сегодня – уже нет.

Сегодня принято оглядываться на международный опыт, а он, по словам Гридневой, "показывает, что случаям травматизма пассажиров при падении на пути может препятствовать установление перегородок, отделяющих край платформы от подвижного состава".

В судебный процесс будут вовлечены пока только пять из восьми российских подземок: московская, питерская, свердловская, нижегородская и самарская. Едва ли начальник самого большого в стране метро Дмитрий Гаев будет рад такому повороту событий. Не далее как в конце октября он говорил, что установка защиты на перронах – проект очень дорогостоящий.

Для сравнения он тогда поведал о подобном опыте французских коллег. "На автоматической 14-й линии парижского метро "Метеор", где составы ездят без машинистов, есть такая защита, – сказал Гаев. – При этом стоимость строительства 1 км линии метро в Париже составляет 120 млн евро, а строительство линии "Метеор" обошлось в 240 млн евро за километр". Он напомнил, что в Питере на некоторых станциях есть дополнительные двери, но из-за них поезд дольше подходит к платформе, поскольку машинист должен точно рассчитать тормозной путь.

В любом случае, на создание какой бы то ни было защиты, по мнению Гаева, уйдут годы. А каждый год только в столичной подземке на рельсах гибнут около 150 человек. В качестве компромиссного варианта можно рассматривать вариант установки ограждений на новых линиях московского (и только) метро - например, на так называемом третьем пересадочном контуре. Впрочем, его открытие - цель весьма и весьма далекая.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
В России
Запрет на продажу "боярышника" продлен на полгодаЗапрет на продажу "боярышника" продлен на полгода
Зимой прошлого года от употребления этой спиртосодержащей жидкости умерли 76 человекПодробнее
Собчак заявила об отсутствии у нее политической программыСобчак заявила об отсутствии у нее политической программы
Она признала, что у нее мало политического веса и небольшие шансы на победу в президентских выборахПодробнее
Мединский пришел на заседание президиума ВАК по поводу его диссертацииМединский пришел на заседание президиума ВАК по поводу его диссертации
Окончательное решение по поводу ученой степени министра культуры останется за МинобрнаукиПодробнее
В Госдуму внесен законопроект о "народных инспекторах"В Госдуму внесен законопроект о "народных инспекторах"
Бдительные граждане смогут фиксировать ряд нарушений ПДД с помощью смартфонов, на основании чего виновным будут назначать штрафыПодробнее
Вступил в силу новый административный регламент ГИБДДВступил в силу новый административный регламент ГИБДД
Инспекторы теперь могут останавливать автомобили для проверки вне постов ДПСПодробнее
Глава Самарской области пообещал вернуть отмененные его предшественником льготыГлава Самарской области пообещал вернуть отмененные его предшественником льготы
Он отметил, что президент обсуждал с ним рост протестной активности в регионеПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи
Конференции