Матрос дает показания

Следственный комитет возбудил уголовное дело против члена экипажа подлодки "Нерпа", подозреваемого в несанкционированном включении системы пожаротушения. Правда, его сослуживцы не верят в возможную виновность подводника

Матрос дает показания
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 13 ноября. INTERFAX.RU – Среди причин трагедии на атомной подводной лодке "Нерпа" неоднократно называли пресловутый "человеческий фактор". Об этом говорили многие эксперты, моряки и журналисты. А теперь заговорил и Следственный комитет – в беседе с "Интерфаксом" представитель ведомства Владимир Маркин не только озвучил официальную версию, но и указал конкретного человека, возможно, ставшего виновником происшедшего. Причем, живого.

Этим человеком оказался некий неназываемый матрос, который "без всякого на то основания запустил систему пожаротушения подводной лодки, в результате чего погибли 20 человек и 21 были госпитализированы".

"Подозреваемый уже дал признательные показания и с ним продолжают работу следователи", – пояснил Маркин. Само собой, в подобных ситуациях виноватый один не бывает, поэтому параллельно "выясняется роль и степень вины должностных лиц, как гражданских, так и военнослужащих, в случившейся трагедии и гибели людей". Подозреваемых будут судить по ч. 3 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности двум и более лицам). Эта статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет.

Между тем сослуживцы матроса не верят в его возможную виновность. Один из офицеров подводной лодки "Нерпа" охарактеризовал своего сослуживца следующим образом: "Мы не верим, что он мог специально или случайно включить ЛОХ (лодочная объемная химическая защита - ИФ). Я давно с ним служу - с 2003 года. Он не новичок. Грамотный специалист. Не первый год служит на флоте". Он подчеркнул, что хорошо знает обвиняемого: "Мы дружим семьями. Наши дети растут вместе".

По его словам, подводник, который подозревается в том, что он запустил систему пожаротушения подводной лодки, в результате чего погибли 20 человек, прибыл в Приморье с Камчатки, где служил на АПЛ. "Мы не верим, что он виноват, и опасаемся, что признание он мог дать под давлением", - отметил офицер. "Его увезли еще вчера на допрос, и до сих пор он не вернулся", - сказал подводник.

Что же касается самой подлодки, то она, как утверждают в командовании российских Вооруженных сил, полностью исправна – "на ходу", выражаясь армейским языком. Недавно назначенный начальник Генштаба РФ Николай Марков заявил, что "Нерпа" будет принята на вооружение ВМФ, так как "несмотря на печальную аварию с гибелью людей, она показала надежную работу всех узлов, агрегатов и систем управления, кроме, естественно, системы пожаротушения". А с системой пожаротушения, уточнил он, "в настоящее время разбирается компетентная комиссия представителей ОПК и Минобороны".

Ранее выдвигались предположения о том, что трагедия могла произойти из-за неудачной модернизации так называемой "системы ЛОХ" (лодочной объемной химической защиты). По словам одного из очевидцев аварии, слесаря-монтажника Виктора Рифка, на "Нерпе" она управлялась не вручную, как на других субмаринах, а автоматически.

"Раньше на всех лодках система пожаротушения была ручная, по приказанию, – говорил он в интервью газете "Коммерсантъ". – Дается команда: "Включиться в дыхательные аппараты!", и только потом запускается система тушения. А тут уже фреон льется и одновременно аварийная тревога". (Напомним, что все погибшие, по предварительной версии, отравились ядовитым газом фреон-112.)

Впрочем, слова Рифка опроверг ведущий сотрудник питерского конструкторского бюро "Малахит", где "Нерпа" была построена. "Система пожаротушения на подводных лодках этого проекта сконструирована и управляется таким образом, что она не могла включиться самопроизвольно, без участия человека, – сказал он "Российской газете". – Даже если по каким-то причинам (например, курили там, где не положено) сработали датчики задымления".

Другой эксперт, бывший заместитель генерального конструктора ЦКБ "Рубин" Дмитрий Романов также заверил журналистов, что сам по себе газ "политься" не мог. "ЛОХ может быть приведен в действие дистанционно, не "автоматически", как часто путают, а дистанционно - с центрального поста, – заявил он. – И только по приказанию".

Романов полагал, что ошибку допустил кто-то из сдаточной команды, или же неисправность вообще возникла на стадии монтажа. "А в море это аукнулось", – констатировал он.

/Интерфакс, Иван Баранов/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
В России
Иностранца осудили за призывы к терроризму в соцсетиИностранца осудили за призывы к терроризму в соцсети
Гражданин другой страны через "ВКонтакте" призывал устроить джихадПодробнее
Дело Улюкаева направили в Генпрокуратуру для утверждения обвинительного заключенияДело Улюкаева направили в Генпрокуратуру для утверждения обвинительного заключения
Бывшего министра экономического развития обвиняют в коррупцииПодробнее
Ространснадзор объявил опасным состояние московских электричекРостранснадзор объявил опасным состояние московских электричек
Проверка пригородного транспорта выявила нарушения в обслуживании составовПодробнее
Бомбардировщики Ту-22 пролетели над нейтральными водами Черного моряБомбардировщики Ту-22 пролетели над нейтральными водами Черного моря
Ни один иностранный военный самолет к району полетов не приближалсяПодробнее
Обвиняемые в убийстве героя России Нурбагандова предстанут перед судомОбвиняемые в убийстве героя России Нурбагандова предстанут перед судом
В июле 2016 года боевики напали на бойца Росгвардии и потребовали от него призвать коллег уйти с работы, на что тот ответил отказомПодробнее
Матвиенко потребовала наказать автора норматива о ручной клади авиапассажировМатвиенко потребовала наказать автора норматива о ручной клади авиапассажиров
В Минтрансе заявили, что запрет бесплатно провозить в салоне самолета зонты и верхнюю одежду - это "первое приближение"Подробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи