Город ограниченных возможностей

Несмотря на то, что каждый десятый житель Москвы имеет инвалидность, столица все еще плохо приспособлена для нужд людей с ограниченными возможностями; эту тему обсудили во вторник на заседании столичного правительства

Город ограниченных возможностей
Фото: Reuters

Москва. 16 декабря. INTERFAX.RU - В ближайшее время Россия присоединится к международной Конвенции ООН о правах инвалидов, а 2009 г. планируется объявить "Годом равных возможностей". Однако декларативная забота властей об инвалидах, пока мало отразилась на жизни инвалидов. Людей в инвалидных колясках практически не видно на улицах российских городов, в театрах и музеях. Да что говорить обо всей стране, если даже в Москве, бюджет которой существенно превышает бюджеты Парижа и Берлина, приспособлениями для маломобильных граждан оборудованы менее 20% зданий и объектов наземного транспорта.

Именно проблемам столичных инвалидов и было посвящено сегодняшнее заседание правительства Москвы. Как рассказал выступивший на собрании руководитель департамента социальной защиты населения Москвы Владимир Петросян, в столице в настоящее время насчитывается в общей сложности 1,2 миллионов инвалидов – фактически, это каждый десятый горожанин. При этом, по словам докладчика, 240 тысяч из них находятся в трудоспособном возрасте, а 140 тысяч - работают. Большая часть этих людей имеет заболевания, которые позволяют им жить относительно активной жизнью, не прибегая к посторонней помощи. Тяжелыми формами инвалидности, к которым относятся слепота, глухота, а также спинномозговые травмы, в столице страдают 60 тысяч человек. Около 9 тысяч - это инвалиды-колясочники, способные передвигаться по городу только при помощи спецсредств.

В своем выступлении Петросян признал, что вряд ли в следующем году удастся решить все проблемы по приспособлению города к нуждам инвалидов, однако при этом он все же добавил, что "мощный рывок в этом направлении" вполне возможен.

Так, по его словам, в Москве сейчас действует семь социально-реабилитационных центров для инвалидов, при этом в трех из них - в Южном, Юго-Западном округах и Зеленограде - помощь оказывают комплексно. "Нужно, чтобы такие центры, которые ведут каждого инвалида в городе, появились во всех округах Москвы", - сказал Петросян. Кроме того, он отметил, что необходимо активизировать работу по стимулированию работодателей к привлечению инвалидов для работы на предприятиях. "Например, можно было бы компенсировать затраты на реабилитацию или на снижение прибыли от привлечения инвалидов, имеющих сокращенный рабочий день и более низкую, по сравнению с обычными работниками, производительность труда", - предложил докладчик, добавив, что своеобразным примером для работодателей в этом плане можно считать департамент социальной защиты, который привлек к работе в своих рядах около 700 инвалидов.

Петросян также рассказал, что в городе ведется работа по приспособлению общественного транспорта для лиц с ограниченными возможностями. "За два года на 399 маршрутах начали работать около 2 тыс. низкопольных автобусов и троллейбусов", - сообщил он. Кроме того, по словам докладчика, 4,5 тыс. столичных подъездов оборудованы специальными пандусами и подъемниками - однако, по словам Петросяна, это лишь 20% от необходимого.

Текущие результаты работы городских властей по решению проблем инвалидов не удовлетворили мэра Москвы Юрия Лужкова, который пообещал объявить выговор руководителям департаментов, ответственных за реализацию программы адаптации объектов городской инфраструктуры к нуждам инвалидов. "Получите выговоры по линии мэрии с серьезными взысканиями", - заявил он, напомнив, что в 2003 г. в столице были утверждены адреса различных учреждений, которые должны быть приспособлены для нужд лиц с ограниченными физическими возможностями. Однако, по данным мэра, из 219 объектов, закрепленных за департаментом образования, работы выполнены лишь по 99, а в департаменте физкультуры и спорта из 35 объектов сделано только 11. "Я пользуюсь официальными данными, - подчеркнул Лужков. - Я требую проверить эту работу и по городскому хозяйству: как выполняются программы по оборудованию безбарьерных тротуаров".

Отметив, что все необходимые ресурсы выделялись как в прошлые годы, так и в нынешнем году, градоначальник предупредил членов столичного правительства: "Если работа не будет выполнена - будете нести серьезную ответственность". Кроме того, мэр пообещал увольнять чиновников, которые не исполняют установленные в Москве нормативы по приспособленности зданий к нуждам инвалидов. "Буду освобождать от работы тех, кто не исполняет установленные нормативы, причем увольнять в автоматическом режиме", - сказал мэр.

Лужков также подчеркнул, что в "Год равных возможностей" все строительные объекты в Москве должны проходить экспертизу на предмет приспособленности к нуждам инвалидов. Контроль за этой работой мэр возложил на Мосстройнадзор. "Если виноват чиновник - будем отправлять его работать в коммерческие структуры в условиях свободного рынка. Если это инвестор-застройщик, то такой дом не принимать", - заключил глава московского правительства.

Недовольство Лужкова вполне понятно. Взять хотя бы тот же транспорт, который пока еще весьма слабо приспособлен к нуждам людей с ограниченными возможностями. Специальных низкопольных автобусов пока не так уж и много, а через стандартный валидатор не то, что колясочник не переберется - старушка с палочкой и то с трудом пройдет. Правда, ГУП "Мосгортранс" обещает, что к концу 2009 г. низкопольными будут уже 40% автобусов. Новая техника оборудована двумя местами для инвалидов-колясочников, а также рельефными стикерами для слабовидящих и специальными информационными табло для глухих. Кроме того, в ближайшие три года все остановки в Москве будут заменены на остановочные павильоны, приспособленные для инвалидов (подобные сооружения уже есть в Бутово и на улице Профсоюзная).

А вот воспользоваться услугами столичной подземки инвалиды, по всей видимости, смогут еще нескоро. Специальными приспособлениями и пандусами для колясочников оборудованы только две станции метрополитена – "Строгино" и "Славянский бульвар". Лифт для спуска инвалидов под землю установлен на станции "Алтуфьево", но толку от него мало. Возможно, до места назначения инвалид худо-бедно доберется, но выбраться на поверхность без посторонней помощи не сможет. К тому же эскалаторы есть далеко не на всех станциях и переходах.

Однако руководство метрополитена обещает постепенно исправить ситуацию. Так, к концу 2009 г. лифты установят на 8 станциях строящейся Солнцевской линии. Что же касается старых линий, то для их переоборудования под нужды колясочников нужны типовые проекты Москомархитектуры. Несколько проще облегчить жизнь в подземке инвалидам по зрению. Для них планируется ввести систему звукового оповещения о графике движения поездов, а также видоизменить ограничительные полосу, сделав ее более выпуклой.

Сами инвалиды говорят, что не всегда забота о них приводит к желаемым результатам. Например, на некоторые пандусы невозможно заехать без посторонней помощи, а, значит, теряется сам смысл установки подобных приспособлений. То же самое касается и низкопольных автобусов. Они хороши для пожилых людей и молодых мам, но колясочники без специальных подъемов (аппарелей), которыми должны быть оборудованы остановочные павильоны, пользоваться ими не могут. Кроме того, недавно Всероссийские общества инвалидов и слепых (ВОИ и ВОС) выдали отрицательное заключение на проект по замене обычных пешеходных зебр на экспериментальные. На Ленинском проспекте за 0,5 м до начала проезжей части чиновники установили тактильные направляющие - пупырышки, которые чувствуются даже через толстую подошву обуви, а крутой бордюр у кромки тротуара заменили на шершавый спуск. В горадминистрации считали, что все эти приспособления значительно облегчили жизнь инвалидам и готовились распространить опыт во всех округах Москвы, однако эксперты пришли к выводу, что первый блин, по традиции, вышел комом: "пупырышки" оказались слишком высокими, а спуск, заменивший бордюр, вышел крутоват, поэтому люди на костылях, незрячие и колясочники постоянно спотыкались.

"Чтобы реально помочь инвалидам, чиновники сами должны пересесть в коляски и надеть на глаза темные повязки. Но влезать в нашу шкуру, пусть даже ради чистоты эксперимента, пока никто не хочет", - заявил Interfax.ru инвалид-колясочник Игорь Анохин. По его словам, он несколько лет добивался установки в своем подъезде пандуса и даже заручился поддержкой управы. Однако созданное в доме ТСЖ объявило инвалиду, что большинство жильцов не хочет засорять подъезд дополнительными конструкциями.

/Интерфакс/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
В России
11 из 13 задержанных в офисе ФБК назначен административный арест11 из 13 задержанных в офисе ФБК назначен административный арест
Во вторник суд рассмотрел последний из 13 поступивших накануне протоколов о неповиновении полицииПодробнее
Глава Россельхознадзора объяснил ввоз из Белоруссии санкционных продуктовГлава Россельхознадзора объяснил ввоз из Белоруссии санкционных продуктов
По словам Сергея Данкверта, тонны фруктов и овощей везут в обход КПППодробнее
В Госдуме предложили запретить ненормированный рабочий день для ряда гражданВ Госдуме предложили запретить ненормированный рабочий день для ряда граждан
Речь идет о беременных женщинах, работниках в возрасте до 18 лет, а также тех, кому это запрещено по состоянию здоровьяПодробнее
Росавтодор не заметил последствий акций недовольных "Платоном" перевозчиковРосавтодор не заметил последствий акций недовольных "Платоном" перевозчиков
По данным ведомства, ощутимого влияния на рынок грузоперевозок оказано не былоПодробнее
Минобороны РФ опровергло обвинения США в поставках оружия "Талибану"Минобороны РФ опровергло обвинения США в поставках оружия "Талибану"
Ранее о поставке Россией оружия талибам в Афганистане заявил американский генерал СкапароттиПодробнее
Навального арестовали на 15 сутокНавального арестовали на 15 суток
Оппозиционера признали виновным в неповиновении сотрудникам полиции при задержанииПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи