ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 23:07

Отношения между США и Россией нуждаются в перезагрузке

Замгоссекретаря США Уильям Бернс дал интервью "Интерфаксу", рассказав об итогах визита в Москву и встречи с главой МИД РФ Сергеем Лавровым

Отношения между США и Россией нуждаются в перезагрузке
Фото: Reuters

Москва. 13 февраля. INTERFAX.RU - Заместитель госсекретаря США Уильям Бернс посетил на этой неделе Москву, где встретился с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым. У.Бернс по итогам визита дал интервью корреспонденту агентства "Интерфакс" Александру Корзуну

Г-н Бернс, президент США Барак Обама, а позже вице-президент Джо Байден заявили, что пришло время нажать на кнопку Reset в отношениях с Россией. Не могли бы Вы пояснить, какой конкретный смысл вкладывает новая администрация США в понятие перезапуска отношений с Россией, что изменится в политике Вашингтона в отношении России?

Во-первых, я очень рад вновь приехать в Москву. Мне особенно радостно здесь находится, когда новая администрация работает только еще несколько недель. А также продолжать работу на основе тех конструктивных первоначальных разговоров, бесед, которые состоялись между нашими президентами и между нашим госсекретарем и господином Лавровым.

Мы действительно считаем, и это подчеркнул президент Обама, что сейчас перед нами открывается важная возможность нажать кнопку "перезагрузка" и начать продвигаться вперед в новом направлении.

В предыдущие годы досадные недоразумения между нами затемняли и не позволяли нам преследовать взаимные интересы. Мы считаем, что наступило время смотреть в будущее.

Это не означает, что время от времени между нами не будет разногласий или что мы не будем спорить друг с другом. Но это означает, что мы действительно твердо настроены на то, чтобы воспользоваться этим моментом, который предоставляет новые возможности для того, чтобы вместе продвигаться вперед на основе взаимных интересов.

И то, что нам сейчас нужно сделать вместе, это перевести эти хорошие намерения в плоскость действительно практического прогресса в интересах не только России и США, но и всего мира.

И один такой конкретный пример – это сотрудничество в ядерной области. Ведь это как раз то направление, где США и Россия имеют уникальный потенциал и уникальную ответственность. Дело в том, что США и Россия в совокупности обладают 95 процентами всего ядерного арсенала в мире. И очень важно, чтобы мы подали всему остальному миру хороший пример в том, как мы управляем оставшимися ядерными арсеналами и как мы их сокращаем. И также в том, как мы работаем с другими партнерами в целях предотвращения распространения ядерного оружия, а также для обеспечения того, чтобы такое оружие не попало в руки террористов.

Можете ли Вы подтвердить сообщения СМИ о готовности администрации Обамы сократить вместе с Россией на 80 процентов запасы стратегических наступательных вооружений?

Администрация президента Обамы твердо настроена на то, чтобы провести переговоры о заключении юридически обязывающего договора взамен Договора СНВ-1. Договора, который сохранит строгий режим контроля и будет нацелен на дальнейшее сокращение наших ядерных арсеналов ниже уровней, предусмотренных Московским договором (о сокращении стратегических наступательных потенциалов – "ИФ").

Американская администрация еще не приняла никаких решений относительно деталей такого договора. Но, тем не менее, США хотели бы как можно скорее начать переговоры с нашими российскими партнерами по этому очень важному вопросу, как только Конгресс утвердит главного переговорщика

Планируете ли Вы дальнейшее существенное сокращение ядерных арсеналов?

Мы, безусловно, твердо намерены прийти к соглашению по дальнейшему сокращению ядерных арсеналов. Но мы все еще прорабатываем нашу позицию, касательно деталей такого сокращения. И мы стремимся к переговорам по этому вопросу.

Администрация Обамы относится очень серьезно к таким вопросам, как разоружение, дальнейшее сокращение ядерных арсеналов, а также контроль за распространением ядерного оружия. И когда президент Обама был еще сенатором он в 2005 году посетил Россию – я тогда был послом США в Москве. И этот визит состоялся именно потому, что он очень интересуется данной проблематикой и признает важность лидерских позиций США и России по всем этим вопросам.

Какие вопросы, на Ваш взгляд, будут обсуждаться в ходе первой встречи в апреле в Лондоне президентов РФ и США? В российских и американских СМИ прошли сообщения об идее Вашингтона вынести на саммит вопрос о заключении соглашения о совместной борьбе с коррупцией, а также о создании двустороннего механизма экономического сотрудничества?

Во-первых, это компетенция двух президентов обсуждать детали повестки дня.

Очень важными темами будут сотрудничество в ядерной области, а также контроль над вооружениями, особенно, заключение договора, который придет на смену Договору СНВ-1, что отвечает интересам обеих наших стран.

Я думаю, что еще одним очень важным пунктом повестки дня станет наше сотрудничество в сфере нераспространения оружия массового уничтожения. В наших взаимных интересах не допустить, чтобы Иран приобрел потенциал для создания ядерного оружия.

Афганистан – это еще одна сфера, представляющая взаимный интерес. И США, и Россия заинтересованы в том, чтобы Афганистан не стал платформой для экспорта воинствующего экстремизма, от которого страдали обе наши страны.

Важной темой на встрече президентов двух стран, несомненно, будут глобальные экономические вопросы. Экономики обеих наших стран серьезно затронул нынешний глобальный финансовый кризис. И обе наши страны призваны сыграть важную роль перед лицом этого вызова.

Наконец, я полагаю, что для руководителей наших стран было бы очень важно задуматься над тем, как можно было выстроить наши отношения таким образом, чтобы мы работали вместе на более систематической основе. Но пока что мы еще не внесли на рассмотрение какие-либо конкретные предложения.

Есть ли примерные сроки встречи глав внешнеполитических ведомств РФ и США? Состоится ли она до апрельского саммита и где? Может, г-жа Клинтон приедет в Москву?

Госсекретарь Клинтон очень надеется на скорую встречу с министром Лавровым. И я ожидаю, что такая встреча произойдет в самом ближайшем будущем, скорее всего, еще до встречи в Лондоне.

Но сегодня я еще не могу объявить об этом. Мои коллеги в Белом доме и министерстве иностранных дел сделают это в надлежащее время.

Продолжатся ли переговоры в формате "2+2"?

Формат "2+2" (главы внешнеполитических и оборонных ведомств РФ и США – "ИФ") был очень полезным для обеих стран. Думаю, что он будет полезным и в будущем. Разумеется, могут быть какие-то дополнительные форматы для двусторонних встреч. Сегодня я ничего не могу сказать по срокам проведения таких встреч.

Не могли бы Вы внести ясность в позицию новой администрации по ПРО. Намерены ли все-таки США или нет продолжать работы по развертыванию элементов ПРО в Польше и Чехии? От этого, как известно, будет зависеть, появятся или нет российские Искандеры в Калининградской области.

Как сказала госсекретарь США Клинтон в начале этой недели во время встречи с министром иностранных дел Чехии, мы продолжаем тесные консультации с нашими партнерами в Чехии и Польше. Мы, разумеется, выслушали российские озабоченности поводу ПРО. Я надеюсь также, что Россия отдает себе отчет в том, что ни один американский президент не может позволить себе допустить такую ситуацию, когда США станут уязвимыми для потенциального ядерного оружия на ракетах со стороны таких стран, как Северная Корея и Иран.

Но, продолжая заниматься вопросами ПРО, нам, разумеется, необходимо принимать во внимание целый ряд факторов. Например, работает ли эта система и является ли она эффективной по затратам. В чем заключается характер угрозы. Если, действительно, с помощью решительных дипломатических усилий с Россией и другими партнерами, мы сможем снизить или ликвидировать эту угрозу, то, разумеется, мы могли бы взглянуть на ПРО другими глазами.

И, разумеется, мы открыты для возможности сотрудничества как с Россией, так и с партнерами по НАТО в том, что касается новой конфигурации ПРО, которая бы использовала те ресурсы, которые имеются у каждого из нас. Мы хотим консультироваться с Россией, партнерами по НАТО, чтобы увидеть, есть ли возможность разрабатывать совместные подходы к системе ПРО, которая бы защищала всех нас.

Означает ли это, что планы развертывания американской ПРО могут быть пересмотрены в случае решения ядерной проблемы Ирана и Северной Кореи?

Как я уже говорил, это означает, что это один из факторов, которые мы будем принимать во внимание.

В том, что касается выработки совместных подходов к системе ПРО, речь идет о возможности трехстороннего сотрудничества РФ-США-НАТО в создании противоракетного щита?

Я, разумеется, могу говорить только от имени США. Но в том, что касается администрации президента Обамы, Соединенные Штаты вполне открыты для возможности новых форм сотрудничества в области противоракетной обороны.

Но, как уже говорил раньше, и как в начале этой недели сказала госсекретарь Клинтон, мы будет продолжать консультации с нашими партнерами в Чехии и Польше.

Готова ли новая администрация США принимать во внимание мнение России о том, что вопросы СНВ и ПРО должны рассматриваться в связке?

Все, что я могу сказать, это то, что Соединенные Штаты заинтересованы в детальном обсуждении всего комплекса вопросов, касающихся безопасности.

Намерена ли новая администрация США форсировать принятие в НАТО Грузии и Украины с учетом негативного отношения к этому России?

США считают альянс НАТО чрезвычайно ценным. Мы считаем, что суверенные государства имеет право сами принимать решения и выбирать, с кем вступать в альянс. Это означает, что Украина и Грузия имеют право на членство в НАТО. Но это зависит, во-первых от того, чтобы на это согласились все члены НАТО. Это также означает, что население этих двух стран, а также население любой другой страны-потенциального члена НАТО, будут поддерживать такое решение.

Это также означает, что любая страна, которая стремится к членству в НАТО, включая две страны, которые Вы упомянули, должна соответствовать критериям членства в этой организации.

Сегодня Украина и Грузия не готовы к членству в НАТО. Дело в том, что членство в НАТО- это очень сложный процесс. Это процесс, который занимает много времени. Поэтому он заслуживает того, чтобы к нему относились с осторожностью.

В то же время США твердо привержены тесным отношениям НАТО с этими двумя странами по линии двусторонних комиссий, которые недавно были созданы.

Является ли критическим для операции США в Афганистане закрытие базы в Манасе? Рассчитывают ли США в ходе контактов убедить руководство Киргизии пересмотреть данное решение? Будет ли американская сторона обсуждать или уже обсуждает данный вопрос с Россией?

Вопрос о базе "Манас" не был целью моего визита в Москву. Как сказала госсекретарь Клинтон, мы сожалеем о решении или, по крайней мере, о заявлении киргизского руководства о том, что оно пытается закрыть доступ Соединенным Штатам к базе "Манас". Министр обороны Гейтс сказал ранее на этой неделе, что база "Манас" является важной для наших коллективных усилий, направленных на достижение стабильности в Афганистане, но эта база не является незаменимой.

Мы продолжаем взаимодействовать, разговаривать с руководством Киргизии по этому вопросу. Но, тем не менее, мы рассматриваем и альтернативные варианты.

Но то, о чем мы говорили во время данного визита в Россию и то, что останется важной темой в диалоге между США и Россией, это всестороннее сотрудничество по Афганистану. Я думаю, что вместе мы можем сделать больше для продвижения наших общих интересов и обеспечения стабильности в Афганистане.

Ранее на этой неделе в Москве находилась группа наших экспертов, которые обсуждали вопросы дальнейшего сотрудничества в этой области, включая вопрос о том, как лучше для обеих сторон воспользоваться российским предложением, касающимся транзита оборудования и материалов в Афганистан.

Рассматривают ли США возможность в качестве альтернативы создания аналогичных баз в других странах Центральной Азии?

Мы рассматриваем широкий спектр вариантов

Планируют ли США обсуждать с Москвой возможность транзита военных грузов для своих сил в Афганистане?

Мы уже работаем вместе по вопросу транзита некоторых видов невоенного оборудования. Но мы, безусловно, хотели бы расширить это сотрудничество любым способом, который бы отвечал интересам наших двух стран.

США участвуют в женевских консультациях по Южной Осетии и Абхазии, очередной раунд которых пройдет во второй половине февраля. Как Вы видите перспективы решения этой проблемы и как в Вашингтоне воспринимают планы создания российских баз в этих республиках?

Не планируют ли США размещать в ответ две базы в Грузии, как пишут некоторые СМИ?

Во-первых, у Соединенных Штатов нет никаких планов относительно военных баз в Грузии.

Во-вторых, мне ничего не известно о деталях того, о чем вы говорили - о возможности создания российских баз. Но если это правда, то это будет противоречить тем соглашениям, которые Россия подписала в августе и сентябре прошлого года с французским президентом. И большая часть международного сообщества не согласна с Россией в вопросе статуса Южной Осетии и Абхазии.

Но мы считаем, что очень важно разрешить существующие разногласия мирным путем. И, в частности, женевский процесс – это тот механизм, в котором мы все участвуем, и мы продолжаем его поддерживать. И мы хотели бы взаимодействовать с Россией и с другими участниками этого процесса в том, чтобы привнести в этот регион большую стабильность.

Экономическое сотрудничество РФ и США играет большую роль. Как Вы видите перспективы такого сотрудничества в условиях и с учетом мирового финансово-экономического кризиса?

Я думаю, что и у России, и у Соединенных Штатов имеется обоюдный и растущий интерес в глобальном сотрудничестве. Дело в том, что глобальный финансовый кризис оказывает серьезное влияние на обе наши страны. И каждая из наших двух стран может сыграть роль в том, чтобы разрешить этот вопрос, в том, чтобы справиться с этим кризисом. И эта реальность углубляет наш интерес в том, чтобы расширять торговлю и инвестиции любыми возможными путями.

В прошлом существовал целых набор механизмов для расширения экономического сотрудничества между нашими странами. Во времена Ельцина и Клинтона действовала комиссия Гор-Черномырдин. Некоторые эксперты в Москве и Вашингтоне говорят, что – это как одна из идей - можно было бы возродить такие механизмы, например, создать комиссию Байден-Путин. Что Вы об этом думаете?

Мы не внесли каких-либо конкретных предложений относительно новых форм и новых структур в области сотрудничества. Это вопрос, который нам следовало бы совместно обсудить в ближайшие месяцы.

Но, тем не менее, я лично считаю, и я так считал, когда был послом Соединенных Штатов в России, что наши отношения являются очень важным фактором и нам необходимо искать возможности того, чтобы эти отношения приобрели более эффективную структуру и стали более систематическими.

Существует целый ряд различных моделей выстраивания таких отношений, которые можно было бы рассмотреть. Но пока что нами не было внесено каких-либо конкретных предложений.

Будет ли новая администрация поддерживать вступление России в ВТО?

Мы поддерживаем членство России в ВТО. Потому что это также в наших интересах.

В интервью нашему агентству в бытность свою послом вы говорили о том, что новая администрация обязательно вернется к ратификации отозванного из Конгресса российско-американского соглашения о сотрудничестве в области мирного атома. Какая судьба у этого документа?

Действительно, одним из моих последних шагов в качестве посла в России, стало подписание соглашения между Соединенными Штатами и Россией, которое называлось "соглашение один-два-три". И практически сразу после этого я вернулся в Вашингтон.

И я по-прежнему считаю, что существует большой потенциал сотрудничества в области мирного атома между Россией и США. И новая администрация сейчас пересматривает целый ряд вопросов, включая вопрос о сотрудничестве в области мирного атома. А также вопрос о том, каковы будут следующие шаги по нашему соглашению. И нам также нужно будет очень продуманно, взвешенно посоветоваться с американским конгрессом.

Как Вы видите перспективы энергодиалога с Россией после январского кризиса с поставками газа в Европу через территорию Украины?

Реальность состоит в том, что на сегодняшний день Россия добывает самое большое в мире количество газа и нефти. И на сегодняшний день Соединенные Штаты являются самым крупным потребителем. Так что совершенно ясно, что нам необходимо вести серьезный и устойчивый постоянный диалог по вопросам энергетики.

И, мне кажется, что такой диалог должен основываться на тех принципах, с которыми мы все согласились на саммите "восьмерки" в Санкт-Петербурге в 2006 году. То есть речь идет о рыночном подходе, о транспарентности, о диверсификации путей обеспечения спроса, транзита и поставок энергоносителей.

И нам также нужно вместе взглянуть на те вызовы, с которыми мы столкнемся в XXI веке. Энергоэффективность, а также альтернативные источники энергии, как, например, чистая энергия, получаемая из угля. То есть существует опять-таки целый ряд вопросов XXI века, по которым мы могли осуществлять полезное сотрудничество.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });