ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 22:56

Голодный бунт отменяется

Россияне ждут повышения цен на продовольствие с библейским смирением и покорностью. Лишь каждый десятый готов выйти на улицу с протестом и 2% - взяться за оружие

Голодный бунт отменяется
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 17 февраля. INTERFAX.RU – Большинство россиян не знают, как бороться с ростом цен на продукты, и считают какие-либо меры протеста бесполезными. Как показывал опрос ВЦИОМа, такого мнения придерживаются 47% населения страны, еще 13% не намерены ничего предпринимать против повышения цен, который, как пугают торговцы, может достигнуть 25-25% в ближайшее время.

В начале февраля в Москве прошел брифинг представителей торговых сетей, участники которого изложили свои прогнозы на динамику продовольственных цен в текущем году. Их солидарное мнение – цены будут расти. "И сильно, - добавил пессимизма вице-президент "Дикси групп" Илья Якубсон. - До конца года рост составит в районе 30%". Эту позицию разделяет председатель правления компании "Холидей" Сергей Степанов. По его мнению, "рост цен будет значительным, по итогам года в лучшем случае он будет 25%, в худшем - 45%". Оценки в 20% придерживается и председатель координационного совета Союза независимых сетей России Олег Пономарев. "Дешевых продуктов, которые были еще в октябре-ноябре прошлого года, теперь не будет", - считает он. По его оценке, в первом квартале цены на продовольствие могут вырасти на 6-7%, а по итогам года подорожание может превысить 20%. Причиной роста представители торговли называют девальвацию рубля, наличие большого числа посредников между производителями и торговлей, а также меры, которые власти ряда регионов принимают по ограничению поступления на рынок продукции из других регионов.

Такова позиция продавцов. Что же касается россиян, находящихся по другую сторону прилавка, то они, как показывают социологические исследования, готовы смиренно терпеть любой рост на продукты. По данным ВЦИОМа, полученным в феврале, мы в большинстве своем не знаем, как с ними бороться. Тем не менее, некоторые при этом готовы при дальнейшем их повышении идти на радикальные меры - объявить голодовку, бойкотировать товары и услуги и даже взяться за ружье.

Так, каждый десятый россиянин намерен участвовать в митингах и демонстрациях, если кризис продолжит свое грязное дело. Еще 5% будут писать письма протеста (кому, не уточняется), а 3% намерены просто бойкотировать новые цены на товары и услуги. Самых радикальных в России нашлось 2%. Это те, кто грозит "при необходимости взяться за оружие", однако, есть ли оно у них, неизвестно. Еще 1% опрошенных готовы пойти на голодовку, захватывать здания и транспортные пути.

Однако большинство опрошенных (47) считает бесполезными любые меры протеста против роста продовольственных цен. Еще 13% не будут ничего делать и обещают со временем привыкнут к новым ценам, а 14% опрошенных в качестве противодействия инфляции намерены требовать повышения зарплаты. Что неудивительно, смирившихся перед лицом финансового кризиса больше всего в столицах, Москве и Петербурге. Там 57% опрошенных не намерены предпринимать никаких действий против повышения цен. К тому же, столичные жители чаще других обещают привыкнуть к новым ценникам. Не готовы к активным протестным действиям также малообразованные россияне и материально обеспеченные. Последние, кстати, чаще других говорят о готовности требовать повышения зарплаты. В целом же по стране люди стали реже требовать прибавки: если в сентябре к претензиями к работодателям выступали 11% россиян, то в сейчас уже 7%.

Но рост цен и реакция населения это не вопрос завтрашнего дня. К настоящему моменту уже 32% россиян изменили свое покупательское поведение, заменив дорогие товары более дешевыми; примерно столько же вообще отказались от некоторых видов продуктов. При этом почти каждый четвертый ищет возможность подработать, а 12% финансируют текущие траты за счет ранее сделанных накоплений.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });