ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 15:38

Евровариант ОСАГО

C 1 марта в РФ вводится европейский вариант ОСАГО. В преддверии вступления в силу нового порядка представители Российского союза автостраховщиков уточнили, что все процедуры будут вводиться поэтапно

Евровариант ОСАГО
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 1 марта. INTERFAX.RU - В первый день весны 2009 года вступают в силу новые поправки к закону об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). Во-первых, вводится порядок прямого урегулирования убытков, при котором пострадавший в ДТП может обратиться за возмещением в собственную страховую компанию, а не к страховщику виновника происшествия. Во-вторых, в рамках прямого урегулирования как дополнение вводится упрощенная процедура оформления ДТП, которой все специалисты рекомендуют пользоваться с большой осторожностью. Все новации используются в добровольном порядке. Таким образом, "консерваторы" могут придерживаться старых правил.

Новые правила ОСАГО потребуют знания условий их применения

В преддверии вступления в силу нового порядка представители Российского союза автостраховщиков (РСА) уточнили, что все процедуры будут вводиться с 1 марта поэтапно. Это означает, что сначала дополнительными правами смогут пользоваться только владельцы новых полисов ОСАГО по договорам, заключенным начиная с 1 марта. При этом ни форма полиса, ни форма извещения о ДТП меняться не будут.

Через год, как считает заместитель директора по методологии РСА Владимир Козлов, охват водителей, которые будут иметь право использовать порядок европейского протокола и прямого урегулирования убытков в ОСАГО, достигнет 100%.

Эксперты прогнозируют, что компании в новых условиях будут применять более мягкие подходы при определении суммы возмещения по ОСАГО к своим клиентам, чем к водителям, пришедшим в чужую компанию, как это происходит сейчас. В результате средняя выплата по ОСАГО для автовладельцев может подрасти. Однако это ляжет дополнительным грузом на страховщиков и ухудшит показатель убыточности в этом виде страхования.

Поправки в закон об ОСАГО определили несколько ключевых условий для реализации возможности обратиться за выплатой к прямому страховщику. Так, в аварии должны участвовать не более двух транспортных средств, в ней не должно оказаться пострадавших лиц, оба водителя должны иметь полисы ОСАГО. При упрощенной процедуре урегулирования, то есть когда водители отказываются вызывать представителя ГИБДД на место происшествия, еще одним условием окажется согласие сторон относительно виновника происшествия. Любителям простой жизни надо помнить, что отказ от вызова представителя ГИБДД возможен, если у обоих участников столкновения полисы ОСАГО выписаны после 1 марта этого года.

С той же даты, как уверяют в РСА, в правилах дорожного движения (ПДД) появятся уточнения, которые позволят водителям покидать место происшествия при упрощенном оформлении мелкого убытка.

"Мы надеемся на сознательность водителей, на то, что они не допустят урегулирования мелких имущественных убытков по обоюдному согласию сторон, если виновник ДТП оказался нетрезв", - заявил на пресс-конференции начальник проекта европейского протокола РСА Андрей Юрьев.

Он также предупредил: если водители, согласившись на упрощенную процедуру, ошибутся в оценке восстановительного ремонта автомобиля, если работы СТОА окажутся дороже 25 тыс. рублей, все средства сверх этого лимита клиенту придется заплатить из своего кармана. "Страховщик при всем желании не сможет без справки ГИБДД с места ДТП заплатить клиенту сверх этой суммы. В противном случае он подпадает под санкции налоговиков", - сказал журналистам президент РСА Андрей Кигим.

Если водитель попробует дополучить со страховщика по суду потраченные им средства при ошибочно определенной им стоимости ремонта, его может постигнуть новое разочарование. "Следует также учесть отсутствие наработанных процедур в российских судах в отношении присуждения ущерба по упрощенному урегулированию. Нужно понимать, что водителю в суде самому потребуется отстаивать свою позицию в суде и доказывать претензию на получение большего возмещения в отсутствие доказательной базы, каковой до сегодняшнего дня служила справка ГИБДД о ДТП", - пояснил президент РСА. В связи с этим он призвал водителей с определенной осторожностью использовать права, предоставленные законодателем, в случае, если у автовладельца есть сомнения относительно получения машиной неочевидных, например, внутренних, повреждений в ДТП.

Два юриста - три мнения, или право, доведенное до абсурда

Кому будет позволено применять новые правила с 1 марта 2009 года? Этот вопрос остро обсуждался почти до конца февраля. Юридический спор не исчерпан и по сей день. Автостраховщики высказываются за поэтапное применение новых правил к новым договорам ОСАГО, мотивируя эту стратегию несколькими аргументами.

"Положения закона ОСАГО о прямом возмещении вреда сформулированы таким образом, что в них не содержится описание переходного периода. С одной стороны, клиенты получают права, с другой - обязанности четко не возлагаются на страховщиков и нет ответственности за нарушение прав застрахованных. При этом ни надзор, ни Минфин РФ, ни сами страховщики не имеют права трактовать положения федерального закона", - поделился размышлениями с агентством "Интерфакс-АФИ" юрист Росстрахнадзора. "Да, мы не исключаем роста числа обращений граждан с жалобами на исполнение страховщиками закона об ОСАГО во все инстанции, в том числе в суды", - добавил он.

"Обязанности вытекают из прав граждан, предоставленных законом", - продолжил тему представитель юридической службы Минфина РФ. Что толку ссылаться на нормы договора ОСАГО и толковать о том, с какого числа полис приобретен, если пострадавший даже не является стороной договора. Его права регулируются законом", - сказал он.

В РСА считают, что поэтапное введение в действие новшеств ОСАГО обеспечит "мягкий старт" и в результате пойдет на пользу как клиентам, так и компаниям, продающим полисы ОСАГО.

Глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС), депутат Госдумы Александр Коваль сообщил "Интерфаксу-АФИ", что поддерживает позицию автостраховщиков. "В условиях жестокого кризиса, который добрался вслед за банками и до страховщиков, такое прочтение закона позволило бы мягко внедрять и с минимальными потерями реализовать нововведения. По существу, ни организационно, ни морально, ни технически страховое сообщество не готово к началу эксперимента в полном масштабе", - считает он.

Этим не исчерпываются аргументы автостраховщиков. Поэтапный переход позволит избежать всплеска мошенничества, полагают они. РСА принял решение доводить до суда все дела, связанные с мошенничеством в ОСАГО. Кроме того, законодательные изменения вводятся в разгар финансового кризиса, что резко увеличивает нагрузку на страховые компании. Страховщики опасаются и предстоящей санации сегмента. По прогнозам аналитиков, рынок могут покинуть от 100 компаний. Если уходящие страховщики обладают лицензиями на ОСАГО, их обязательства лягут на все сообщество, поскольку по полисам банкротов платит РСА из гарантийных фондов, в которые взносы делают все "живые" страховщики ОСАГО.

Вице-президент РСА Андрей Батуркин сообщил журналистам, что "законодатель, возможно, умышленно не определил четко в законе об ОСАГО категорию граждан, на которую должны распространиться нововведения с 1 марта 2009 года".

"Консультации на эту тему, проведенные с депутатами и представителями госорганов, не помогли сообществу прийти к единому мнению по этому вопросу. РСА обратился с просьбой о проведении экспертизы соответствующих положений закона об ОСАГО в Институт сравнительного законодательства и правоведения при правительстве РФ. В заключении, полученном в конце февраля, говорится о том, что новые положения закона об ОСАГО правомерно применять к полисам, приобретенным гражданами с 1 марта 2009 года", - сказал Батуркин.

С учетом этого нельзя исключить, что реально водители, имеющие на руках полисы ОСАГО, купленные до начала весны, имеют больше прав, чем им сообщают автостраховщики.

"Если вы не любитель острых ощущений, лучше дождаться истечения срока действия старого полиса и вступить в новую жизнь с новым полисом ОСАГО", - считает аналитик "Интерфакс ЦЭА" Анжела Долгополова. Однако если принципиальный интерес автовладельца к нововведениям слишком велик, он может использовать право досрочного расторжения полиса ОСАГО, хотя и понесет определенные финансовые издержки. После этого с чистой совестью водитель-новатор может покупать "пропуск в новую жизнь", новый полис ОСАГО, и пользоваться сервисом по европейским стандартам.

Новости

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });