Гран-при под знаком страшной аварии

Очередной этап "Формулы-1" принес победный дубль и первое место в командном зачете Ferrari, главным же событием стала авария финского пилота

Гран-при под знаком страшной аварии
Фото: Reuters

Москва. 28 апреля. INTERFAX.RU - Увлекшись скоростью, очками, стратегией и скандалами, многие забывают, что "Формула-1" - спорт очень опасный, порой смертельно. Гран-при Испании в Барселоне хорошо об этом напомнил.

Испанский "выскочка"

Первые три гонки сезона, прошедшие в Австралии, Малайзии и Бахрейне, многие специалисты считали подготовкой к основной битве, которая начнется на первом европейском этапе чемпионата мира в каталонской Барселоне. Сражение предстояло нешуточное - прошедшей зимой команды работали на тестах с новыми машинами именно на этой трассе, поэтому, по идее, у участников чемпионата Ф1 было время понять, как выжать из своих машин в Испании все возможное. А значит, стоило ожидать и сюрпризов. И зрители их дождались.

Больше всех о важности испанского Гран-при говорил босс команды McLaren-Mercedes Рон Деннис, прямо заявлявший, что в Барселоне чемпионат стартует заново. Забегая вперед, можно смело сказать, что старт маклареновцы провалили. По итогам квалификации обе серебристые машины, еще недавно претендовавшие на чемпионство, заняли лишь пятую и шестую позиции на третьем ряду стартового поля. Если с малым количеством топлива на борту Льюис Хэмилтон и его партнер Хейкки Ковалайнен смогли продемонстрировать неплохую скорость на круге, то в финальной части квалификации, которую машины проходят с тем объемом бензина, с которым им предстоит стартовать в гонке, их болиды сильно замедлились.

На этом фоне две летающие Ferrari действующего чемпиона мира Кими Райкконена и Фелипе Массы смотрелись подавляюще быстрыми. Но вовсе не они, а представитель совершенно другой команды "навел шороху" среди команд. Двукратный чемпион мира испанец Фернандо Алонсо второй год не блещущей Renault вклинился на стартовой решетке между двумя парнями в красных комбинезонах. Уроженец Овьедо имел шансы уйти в гонку с поула, но в последний момент Райкконен все-таки отобрал у него право стартовать с первого места. Что, впрочем, не сильно расстроило 120-тысячную испанскую торсиду, совсем не ожидавшую такой прыти от земляка.

Причин развитой скорости французской машины могло быть две - фантастический прогресс самой машины и небольшое количество топлива. Учитывая, что чудес в современной Ф1, где борьба идет на уровне сотых секунды, не бывает, второй вариант выглядел более реальным.

Четвертое место на старте досталось поляку Роберту Кубице из BMW Sauber. Команда баварского автоконцерна в этом сезоне вмешалась в спор двух лидеров - McLaren и Ferrari. Все смелее звучат мнения о том, что если лидеры оступятся по ходу сезона, немецкая "конюшня" сможет побороться и за чемпионство. В самой команде руководство не спешит закидывать всех шапками, постоянно твердя о недостатке скорости. Цель BMW на сезон определена - это стабильный набор очков в гонках и первая победа в Гран-при.

Тотальное превосходство

Сразу после старта гонки Фелипе Масса на своей Ferrari без напряжения обогнал Алонсо, восстановив статус-кво. Две красные машины полетели по трассе, но их пыл быстро остудил автомобиль безопасности, выехавший на трассу после столкновения Адриана Сутила (Force India) и Себастьяна Феттеля (Toro Rosso). Хэмилтон успел проскочить на четвертую позицию, обойдя Кубицу. Рестарт гонки прошел на четвертом круге, и две Ferrari снова понеслись вперед. Алонсо шел третьим, потихоньку отставая, но спокойно держась впереди Хэмилтона. На первую дозаправку и смену шин испанец заехал на 16-м круге, показав, что топлива в его машине было не так уж мало, и определенного прогресса в Renault все-таки добились. К сожалению, по итогам гонки дважды чемпион так очков и не набрал - отказал двигатель.

Центральным событием этапа стала жуткая авария Хейкки Ковалайнена. На 23-м круге перед началом скоростного правого поворота, которой пилоты проходят на скорости почти 250 км/ч, от левого переднего колеса отлетел какой-то фрагмент. Покрышка мгновенно превратилась в сдувшийся воздушный шарик, и машина по прямой, не снижая скорости, влетела почти под прямым углом в ряды старых покрышек, установленные по краям трассы. Удар был такой силы, что автомобиль ушел под покрышки до заднего антикрыла. Подбежавшие спасатели не смогли самостоятельно вытащить из этого завала машину. На трассу выскочили сразу два новых автомобиля - безопасности и "скорой помощи". Молодого финна извлекали из разбитой машины в течение нескольких минут, в течение которых на командном мостике его команды руководители с непроницаемыми лицами вглядывались в мониторы, надеясь на лучший исход. Вздох облегчения прошел по стадиону только после того, как увозимый на каталке Ковалайнен нашел силы поднять вверх большой палец, показав, что все в порядке.

Произошедшая с Ковалайненом авария сильно напомнила инцидент с Михаэлем Шумахером в уже далеком 1999 году. Претендовавший на чемпионскую корону немец очень похоже улетел с трассы в английском Сильверстоуне и получил перелом ноги.

Полное обследование финна показало, что он цел и невредим. От серьезных неприятностей его спас углепластиковый монокок, являющийся одновременно легким и крепким коконом, внутри которого сидит пилот. Композит способен выдерживать жесточайшие удары при несопоставимой, по сравнению с алюминием и сталью, массе. Еще пятнадцать лет назад исход аварии Ковалайнена мог быть совсем другим. Но гибель Роланда Ратценберга и Айртона Сенны в 1994 г. перевернула сознание участников чемпионата - с тех пор безопасность машин Королевы автоспорта ставится во главу угла.

Нынешнюю гонку ожидаемо выиграл Кими Райкконен из набравшей хороший темп Ferrari, вторым пришел его партнер Фелипе Масса, бронзу заработал Хэмилтон.

Очередной дубль Ferrari позволил команде выйти на первое место в командном зачете и на 12 очков опередить бывшего лидера - BMW. Немецкая команда имеет в своем активе 35 очков. McLaren после четырех этапов находится на третьем месте с 34-мя очками.

В зачете пилотов безоговорочным лидером является Кими Райкконен с 29-ю очками, Льюис Хэмилтон отстает на девять очков, Роберт Кубица - 10, а Фелипе Масса - на 11.

Обозреватель Илья Морозов

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'cbujh', p2: 'emwl', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector("#adfox_151179074300466320 #adfox_151179074300466320")) { document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });