Три "баранки" Петрова

Себастьян Феттель из Red Bull одержал победу на третьем этапе чемпионата мира "Формулы-1". Россиянин Виталий Петров запомнился упорной борьбой с более быстрой машиной Льюиса Хэмилтона, но вновь не добрался до финиша

Три "баранки" Петрова
Фото: Reuters

Москва. 5 апреля. INTERFAX.RU – Прошлогодняя гонка в Малайзии впервые за время своего проведения прошла не в 14, а в 17 часов по местному времени. Это было решением Берни Экклостоуна. Владелец коммерческих прав "Ф-1" таким образом решил позаботиться о европейской аудитории. Раньше западноевропейским зрителям приходилось вставать аж в 7 утра, чтобы посмотреть Гран-при. Понятно, что не все могут пойти на такой подвиг в выходной, что подтверждалось низкими рейтингами. Перенос времени на более позднее время помог получить положительный медийный результат, а вот для спорта итоги получились не самые однозначные.

В прошлом году еще до середины гонки на трассу обрушилась стена воды, которую и ливнем назвать язык не поворачивался! В это время года осадки на экваторе идут как по часам: ежедневно, примерно в период с 17 до 21 часа с неба льет как из ведра. В сезоне-2009 пилоты не успели проехать и половины дистанции, когда гонка была остановлена, после того как в воде начала всплывать машина безопасности. Лидировавший на тот момент Дженсон Баттон, как и все остальные пилоты, находившиеся в очковой зоне, получили лишь половину зачетных баллов, так как гонка только пересекла экватор. Для того чтобы хотя бы частично избежать прошлогодних неприятностей, в этом году гонку перенесли на час раньше – на 16 часов по местному времени или 12 часов – по московскому. Помогло отчасти.

Торопливость лишней не бывает…

… это поняли гонщики Ferrari и McLaren, опозорившиеся в субботу, вылетев из борьбы за поул уже в первой части квалификации. А все благодаря "достижениям" цивилизации. Дождь в Сепанге начался еще перед квалификацией. Видя это, многие гонщики выстроились на выезде с пит-лейн еще до старта первой сессии, чтобы успеть показать результат до усиления осадков. В основном торопились середняки и аутсайдеры. Пилоты Скудерии и Макларена оставались в боксах. В итоге, получилась, в общем-то, комичная ситуация. Пока более слабые машины утюжили трассу, с опаской поглядывая на стремительно темнеющее небо, не предвещающее ничего хорошего, лидеры, глядя на мониторы метеорадаров, обещавших прекращение осадков, ждали, что остальные пилоты подсушат для них траекторию. Но в этот раз угадали те, кто поверил собственным глазам, а не электронике, и поторопился покинуть боксы. Когда обе Ferrari и McLaren соизволили вырулить на трассу, было уже поздно – хлынул тропический ливень и скорости резко упали. Ни Льюис Хэмитон, ни Фелипе Масса, ни лидер чемпионата Фернандо Алонсо не смогли выйти из первой части квалификации! Кстати, пилоты Red Bull Феттель и Уэббер судьбу не искушали, успев показать неплохой результат до усиления дождя, то же сделали Шумахер и Росберг из Mercedes.

Неудача признанных авторитетов помогла командам-новичкам, только осваивающимся в "Формуле-1", побороться за более высокие стартовые позиции: Хейкки Ковалайнен на Lotus смог квалифицироваться 15-м, Тимо Глок (Virgin Racing) – 16-м!

Действующий чемпион мира Дженсон Баттон формально избежал позора, но во время одной из попыток вылетел и завяз в гравии, поэтому хоть и занял 17-е место, позволяющее принять участие во втором сегменте, но выступить в нем не смог.

Зато смог Виталий Петров. Россиянину было нелегко, его разворачивало, носило по трассе, но наш пилот неплохо справился со своей задачей. Во второй части квалификации осадки стихли, трасса чуть подсохла, и Виталий выехал не на чисто дождевой резине, а на промежуточном типе. После пары кругов влаги на асфальте стало чуть меньше, и наш соотечественник смог заставить учащенно забиться многие сердца – сначала второй, потом первый! Причем, соревновался наш пилот не с кем иным как с Шумахером! Сюрреалистичная картина – еще несколько лет назад вряд ли кто-то реально мог допустить, что какой-то парень из Выборга будет в далекой Малайзии в реальной борьбе "греть" лучшего гонщика всех времен и народов! Отрезвление пришло очень быстро. Те, кто выехал на трассу буквально на пару-тройку минут позже, получили еще более сухую трассу – асфальт в тропиках сохнет очень быстро! И пока Петров менял резину его, казалось бы, неплохое время было моментально сдвинуто вниз – за пределы первой десятки. Виталий, может, и смог бы побороться за выход в финал квалификации, но дождь возобновился, и времена на круге снова упали! Михаэль Шумахер на сопоставимой по скорости машине смог показать, кто здесь семикратный чемпион и успел запрыгнуть на десятое место, Петров остался одиннадцатым. С одной стороны, это лучший результат в квалификации в его недолгой карьере, с другой – он реально мог побороться за места на первых пяти рядах стартового поля. Тем более что Роберт Кубица, который является ориентиром в Renault для россиянина, в финал попал.

Поляк, кстати, изрядно повеселил. Перед началом третьей части на выезде с пит-лейн в линию выстроились гонщики нескольких команд, ожидающие зеленого сигнала светофора, разрешающего выезд на трассу. Пилоты намеревались выехать как можно быстрее, потому что ливень зарядил с новой силой и воды на трассе постоянно прибавлялось. Самым "умным" стал Кубица. Роберт объехал всю эту выстроившуюся кавалькаду справа, дождался начала сессии, и нагло подрезая кого-то из пилотов, стоявшего первым, уехал вперед! Не иначе Виталий Петров рассказал коллеге о принципах дорожного движения на российских дорогах…

Маневр "джигит на Гелендвагене" Кубице, кстати, не помог – судьи остановили квалификацию из-за дождя. Минут через пятнадцать, пилоты смогли продолжить борьбу. В угадайке по выбору типа резины победил Марк Уэббер, поставивший промежуточный тип. Австралиец подождал, пока ему подсушат трассу конкуренты, а затем выстрелил. Итог - второй поул в карьере и третий из трех в этом году для Red Bull! Mercedes привез Нико Росберга на второе место, Себастьян Феттель стал на этот раз третьим. За ним расположился Адриан Сутил, умеющий хорошо пилотировать свою Force India в дождь. Новобранец Williams Нико Хюлькенберг впервые пробился в финал и стал пятым, опередив опытнейшего партнера по команде Рубенса Барикелло. Бразилец, ставший седьмым, выступает в команде в роли "дядьки" для юного немца. Вперед, кстати, он выпустил Кубицу. Шестое место Роберта – очередной звоночек для Петрова. Великий (в настоящем) и ужасный (в прошлом) Михаэль Шумахер пристроился на стартовой решетке рядом с Барикелло – на восьмом месте, за "красным бароном" расположились Камуи Кобаяши (Sauber) и Витантонио Лиуцци (Force India). Японец достоин похвалы за попадание в десятку сильнейших уже в своей пятой гонке в карьере. Обе машины команды из Индии говорят о том, что она перешла из разряда аутсайдеров в середняки.

Не топайте по педали газа, Марк!

Воскресенье встретило гонщиков переменной облачностью. Дождя не было, хотя по небу гуляли не предвещающие ничего хорошего тучки. Гонка ожидалась веселой – вряд ли кто-то сомневался, что Ferrari c McLaren будут вяло отсиживаться в хвосте пелотона. Так и вышло.

Невероятно амбициозный Себастьян Феттель (в этом он точно похож на Шумахера!) после того, как погасли стартовые огни, не стал миндальничать ни с Росбергом, ни с собственным напарником Уэббером – сместившись вправо перед первым поворотом Себастьян, благодаря более позднему торможению, выскочил в лидеры. Отыграл две позиции и Кубица, ставший после этого четвертым. Петров, по сравнению с предыдущими Гран-при, где он отыгрывал по 6-7- мест сразу, в этот раз был не так активен. К первому повороту Виталий стал девятым, обогнав двоих соперников и войдя в очковую зону. В утешение стоит отметить, что обгоны во второй десятке и гонщиков из первой – это совсем разное дело.

Зато Хэмилтон стартовал ожидаемо, поднявшись на семь позиций после первого круга. Дальше "жертвами" британца стала парочка из Toro Rosso - Себастьян Буэми и Хайме Альгерсуари, а затем и Кобаяши. Чуть позже Льюис догнал Петрова. На шестом круге Хэмилтон обогнал ошибившегося в последней шпильке россиянина, но Виталий показал характер. Пристроившись за McLaren, он разогнался на стартовой прямой и вернул себе позицию, обойдя Хэмилтона в связке первого и второго поворотов. Это сродни подвигу, так как машина британца была быстрее. Более того, гонщику из Выборга удавалось сдерживать напор чемпиона мира на протяжении нескольких кругов, но чуда не произошло, и Хэмилтон прошел Renault россиянина. После пит-стопа темп у машины Виталия упал, он проиграл две позиции пилотам Toro Rosso, а затем машина и вовсе остановилась на трассе – отказ коробки передач. Третий сход подряд для нашего соотечественника.

Гонщики Ferrari вели себя не столь ярко как Хэмилтон, постепенно отыгрывая позицию за позицией. Скорее всего, дело было в твердом комплекте резины, на котором стартовали алые болиды. Льюис же активно жег мягкий комплект, стремясь отыграть как можно больше мест. Тихо ехавший на десятом месте Шумахер остановился после десятого круга из-за проблем с креплением колеса. Бесцветная гонка ветерана. Ярким был лишь огненно-красный шлем легендарного гонщика, режущий глаз на фоне серебристой раскраски машин и комбинезонов Mercedes. Не такого возвращения ждали от Михаэля.

Зато в Red Bull, похоже, уже с начала сезона определились, кто в команде первый номер…

Если спросить у руководителя любой конюшни, какому гонщику отдается предпочтение в его команде, он будет долго и красиво рассуждать равноправии обоих пилотов. Так называемая командная тактика – больная тема для "Формулы-1". В Ferrari в свое время практически сломали Рубенса Барикелло, заставляя в некоторых гонках (даже там, где это не было необходимо для победы в чемпионате) пропускать вперед Шумахера.

После этого в "Формуле" была официально запрещена командная тактика. Дирекция чемпионата прослушивает все радиопереговоры между гонщиками и руководством. Приказ пропустить напарника, как и запрет на его обгон, теперь наказывается. Но это касается прямого приказа. Кто сказал, что нужную информацию нельзя донести другими словами? Самый банальный пример, когда гоночный инженер, получивший соответствующий приказ от главы команды, говорит своему подопечному, наседающему на лидирующего напарника, что у него на самом деле хуже темп, что надо поберечь резину (хотя на телеметрии видно, что все как раз наоборот). Вот и в Малайзии отличилась команда Red Bull. Примерно через 15 кругов после старта в стане "Красных быков" поняли, что австралиец сокращает отставание от Феттеля. И тогда из боксов Марку спокойно сообщили, что он слишком сильно давит на газ: резину, мол, не бережешь… И сразу после этого, разрыв между пилотами, который на тот момент составлял не более секунды и сокращался, сразу вырос на полторы! А затем и на пит-стопе Уэббера почему-то и гайковерт в колесе застрял. На секунду. Но этого хватило, чтобы после своего посещения боксов Феттель остался лидером.

Скучная, в общем-то, гонка в исполнении пилотов Ferrari стала изрядно веселее после экватора дистанции. Сменив жесткие шины на мягкий комплект, обе красных машины смогли поднять темп и бросились вслед за Баттоном. Причем, Масса заехал в боксы гораздо раньше Алонсо, машина которого вообще странно себя вела, издавая непонятные звуки при переключениях передач вниз под сброс газа. Да и решение о длинном первом отрезке на жестких шинах оказалось ошибкой. До пит-стопа Массы обе Ferrari шли рядом, но после того как Алонсо после десяти кругов на жестком типе выехал из боксов, он оказался уже в 11 секундах от Фелипе.

Бразилец тем временем настиг Баттона и начал атаковать действующего чемпиона мира. Стимулом для Массы был Фернандо, который на новом комплекте резины устрашающе быстро настигал напарника. Масса пошел в отчаянную атаку и проскочил мимо британца, которого действительно быстро настиг Алонсо. Фернандо атаковал везде, где только можно, но безрезультатно. На предпоследнем круге в первом крутом правом повороте Ferrari вырвалась, было, вперед, но McLaren был на лучшей траектории и смог быстрее выйти из поворота. а вот Алонсо не смог – странные звуки двигателя были не случайны. Сзади Ferrari сначала закурил легкий дымок, но первая же попытка разогнаться вызвала выброс белого облака горячего масла, и мотор окончательно испустил дух. В прямом смысле этого слова. Позже выяснилось, что еще до старта на Ferrari испанца отказало сцепление, и он всю гонку промучился при переключениях передач, которые удавалось менять только с перегазовкой, отсюда и повизгивания мотора, который не дожил двух кругов до финиша. Все-таки Фернандо – настоящий чемпион и профессионал: на неисправной машине он не просто держал высокий темп, но еще и обгонял не самых медленных соперников.

Себастьян Феттель одержал первую победу в сезоне, на этот раз немцу не помешали никакие технические проблемы. Марк Уэббер помог Red Bull заработать дубль, Нико Росберг стал третьим. В шаге от подиума остановился Роберт Кубица, принесший Renault очередные крайне важные очки. Адриан Сутил подтвердил силу Force India, финишировав пятым. Хэмилтон стал шестым, за ним расположились Масса, Баттон, Альгерсуари и Хюлкенберг. Последние, кстати, набрали первые в карьере очки. У нашего пилота в графе "очки" по-прежнему ноль – "баранка". Более того, благодаря трем сходам, в турнирной таблице Петров пока располагается на последнем месте, уступая пилотам Virgin, Lotus и HRT. Скорость у Виталия есть, это очевидно, но нет опыта езды по многим трассам чемпионата, он пока не умеет работать с настройками автомобиля. А Renault может ездить быстро – Кубица уже привез 30 очков в копилку команды. Догнать поляка нереально, но начать бороться за очки Петров обязан начать в ближайшее время.

Сход Фернандо Алонсо подарил чемпионату нового лидера в лице стабильного Фелипе Массы. Более того, между первыми семью гонщиками – менее десяти очков после трех гонок. Это, несомненно, подогревает интерес к чемпионату, но есть опасения, что интрига умрет очень быстро. Это произойдет в том случае, если Red Bull будет стабильно доезжать до финиша. А то, что эта команда до сих пор играет в другой лиге, видно невооруженным глазом. Преимущество на круге "Красных быков" сейчас составляет около 1 секунды с круга. Это минимум. О том, насколько феноменально быстрое шасси построил гений аэродинамики Эдриан Ньюи, говорит тот факт, что в Малайзии и Феттель, и Уэббер ехали, если не в половину педали, то уж точно не гнали во весь опор, выжимая из машины все возможное. А учитывая, что на болидах этой команды стоит далеко не самый сильный двигатель Renault, то становится понятно, почему концерн Mercedes, обладающий сегодня самым мощным и надежным мотором в чемпионате, по формальным признакам зимой отказал Red Bull в поставке своих движков. Их бы просто никто и никогда не догнал! Но, если б да кабы… То тогда лучшей была бы машина McLaren! Если бы несколько лет назад тогдашний глава команды Рон Деннис удержал у себя Ньюи, построившего две чемпионские машины для Мики Хаккинена на рубеже веков, то сегодня Макларены, оснащенные мерседесовскими двигателями, а не Red Bull с его Renault, правили бы бал!

Через две недели нас ждет четвертый этап чемпионата мира в Китае. Вряд ли до европейских гонок противники Red Bull смогут радикально ускорить свои машины, поэтому именно Феттель и Уэббер отправляются в Поднебесную фаворитами. Точнее, один Феттель – Марк слишком активно топчет акселератор…

Зачет пилотов после трех этапов:

1. Ф. Масса (Ferrari) – 39;

2. Ф. Алонсо (Ferrari) – 37;

3. С. Феттель (Red Bull) – 37;

4. Д. Баттон (McLaren) – 35;

5. Н.Росберг (Mercedes) – 35;

6. Л. Хэмилтон (McLaren) – 31;

7. Р. Кубица (Renault) -30;

8. М. Уэббер (Red Bull) – 24;

9. А. Сутил (Force India) – 10;

10. М. Шумахер (Mercedes) – 9;

11. В. Лиуцци (Force India) – 8;

12. Р. Баррикелло (Williams) – 5;

13. Х. Альгерсуари (Toro Rosso) – 2;

14. Н. Хюлькенберг (Williams) – 1.

Кубок Конструкторов:

1. Ferrari – 76;

2. McLaren – 66;

3. Red Bull – 61;

4. Mercedes GP – 44;

5. Renault – 30;

6. Force India – 18;

7. Williams – 6;

8. Toro Rosso – 2.

Обозреватель Илья Морозов

/Интерфакс/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Спорт
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи