"Формула-1": каникулы закончились

Гонщики "Формулы-1" возобновили борьбу на одной из самых старых и увлекательных трасс - Спа-Франкошам в Бельгии. Первое место завоевал Льюис Хэмилтон

"Формула-1": каникулы закончились
Фото: Reuters

Москва. 30 августа. INTERFAX.RU - Каникулы длиной в месяц, на которые уходила "Формула-1", закончились. До конца сезона осталось семь гонок, первая из которых прошла на легендарном автодроме в бельгийском Спа-Франкошаме. Эта трасса принадлежит к когорте автодромов старого типа, которых в календаре чемпионата мира остается все меньше. Трек длиной более семи километров, что уже редкость по нынешним меркам, расположен вблизи Арденнских гор, вдали от мегаполисов. Бельгийский этап несколько раз был под угрозой исключения из списка королевских гонок, но всенародная любовь болельщиков и популярность этой гонки у пилотов помогли сохранить его.

Трасса в Спа имеет ярко выраженный скоростной характер, один легендарный поворот Oue Rouge ("Красная вода") чего стоит! Перед ним пилоты разгоняются "в пол" по длинному спуску, а затем на скорости под триста километров в час взмывают вверх по трассе, причем сначала преодолевают плавный правый изгиб, после которого траектория уходит влево. Смена направления происходит в самом верху подъема, гонщики делают это вслепую. Как говорят старые пилоты, "Красная вода" отделяет мальчиков от мужчин: опытные гонщики по сухому асфальту пролетают эту связку не отпуская газа. Другое дело, что сухая гонка в Арденнах – редкость. Вот и в минувшие выходные дождь ежедневно поливал гоночное полотно, осложняя командам непростую задачу по подбору правильных настроек на гонку.

Проверки на дорогах Виталия Петрова

В субботу осадки выпали во время третьей свободной практики, но перед квалификацией трасса подсохла. Правда, не везде, в чем первым убедился Виталий Петров. Россиянин на первом же прогревочном круге широко вошел в поворот Pouhon, заехал на бордюр, где, как оказалось, еще были остатки воды. Renault моментально развернуло, отбросило на противоположную сторону трассы, где болид ударился боком о защитный рельс безопасности. Удар не был сильным, и при большем везении Виталий смог бы доехать до боксов для замены поврежденного переднего антикрыла, но надежду на это похоронил заглохший мотор, который в "Формуле-1" заводится снаружи, так как стартера в машинах нет. Позднее Виталий простодушно признался, что решил проверить, нет ли воды на бордюре. Судя по лицам руководства команды, в Renault такую проверку не очень оценили…

Квалификация была прервана на время эвакуации машины Петрова, а затем пилоты ринулись на трассу, стремясь показать хороший результат до начала очередного дождя. Осадки не были обильными, и гонщики смогли завершить заезды без остановок. Поул в очередной раз завоевал Марк Уэббер, который выбрал наилучший момент для зачетной попытки в финале квалификации. За ним расположился Льюис Хэмилтон. Третьим стал Роберт Кубица – в Бельгии Renault представила свою версию воздуховода, снижающего лобовое сопротивление на прямых и увеличивающего прижимную силу в скоростных поворотах. На удивление слабо выступил Феттель, квалифицировавшийся четвертым. За ним на стартовом поле разместились Батон, Масса, Барикелло, Сутил, Хюлкенберг, Алонсо, Шумахер, Росберг, Альгерсуари, Лиуцци, Буэми, Ковалайнен, Глок, Трулли, Кобаяши, Сенна, Ямамото, де ля Роса, ди Грасси, Петров.

Позднее стартовая решетка приобрела несколько иной вид. Шумахер был ожидаемо перемещен на десять позиций вниз – так немец был наказан после Гран-при Венгрии, где он чуть не впечатал в стену Рубенса Барикелло. Нико Росберг откатился на пять мест за внеплановую замену коробки передач. Себастьян Буэми переместился на три позиции вниз за блокировку соперника на квалификации. Прекрасно квалифицировавшийся на пятнадцатом месте Тимо Глок за то же прегрешение был переставлен уже на пять мест назад. На машину Педро де ля Росы поставили новый двигатель. Учитывая, что лимит на сезон составляет восемь моторов, а для испанца он стал уже девятым, ветеран был наказан перемещением на десять позиций назад. Не такая уж потеря, учитывая, что квалифицировался он 22-м. Зато это наказание позволило подняться на 23-е место Петрову.

Работа над ошибками

Одним из немногих слабых мест болидов Red Bull является система, управляющая стартовой процедурой: и Феттель, и Уэббер регулярно теряют лидерство уже к первому повороту из-за проблем на старте. Вот и в Бельгии у Марка произошла пробуксовка сцепления, да еще такая, что к шпильке La Source, которой заканчивается прямая старта и финиша, австралиец был уже пятым! В лидеры вырвался Льюис Хэмилтон, за ним расположился Батон, затем Кубица и Феттель. Буквально на втором круге начал накрапывать дождик, Рубенс Барикелло не рассчитал дистанцию и "затормозил" при помощи Ferrari Фернандо Алонсо. Williams беспомощно замер на обочине с оторванным колесом, а испанец смог чудом вернуться на трассу, чтобы отправиться в боксы за новым комплектом резины промежуточного типа.

Авария Рубенса привела к выезду на трассу автомобиля безопасности. Но еще до этого невозможное совершил Виталий Петров, которому жизненно важно показывать хорошие результаты – босс команды Эрик Буйе недвусмысленно намекает о том, что уже вовсю думает о перспективах Виталия в команде. Россиянин за первый круг смог пройти половину пелотона, включая Шумахера. Прорыв Петрова остановил пейс-кар, за которым запрещены обгоны.

Рестарт ознаменовался обгоном Феттеля, атаковавшего Кубицу. Невезучий Алонсо снова отправился в боксы – дождь закончился толком не начавшись, и решение о смене резины на промежуточную оказалось ошибкой. Спустя несколько кругов Петров, находившийся в "бутерброде" из двух Mercedes Нико Росберга и Михаэля Шумахера, пошел в смелую атаку на молодого немца. Машины шли бок о бок в нескольких поворотах, и победа в схватке осталась за Виталием. Более того, Нико, избегая столкновения, был вынужден выехать на участок асфальта за пределами трассы и сбросить скорость, этим сразу же воспользовался Михаэль, проскочивший мимо напарника. Росберг попытался "захлопнуть калитку", но в итоге еще и лишился одного из боковых фрагментов антикрыла, который ему оторвал Шумахер.

Льюис Хэмилтон уверенно контролировал ход гонки, развив преимущество между собой и Баттоном до десяти секунд. Действующий чемпион мира повредил переднее антикрыло в дебюте гонки и с трудом поддерживал хороший темп. О борьбе за победу речи идти не могло, Дженсон больше был озабочен атаками Феттеля.

Себастьяна, считающегося чуть ли не самым быстрым пилотом в современной "Формуле-1", в очередной раз подвела излишняя юношеская горячность. Понимая, что теряет время за McLaren Баттона, на 17-м круге он атаковал британца. Понимая, что атака не проходит, Феттель, попытался уйти в сторону, чтобы не врезаться сзади в болид Дженсона, но потерял машину на торможении. Red Bull завилял, перешел в неконтролируемое скольжение, после чего McLaren MP 4-25 получил самую натуральную пробоину по левому борту от удара носом машины пилота Red Bull. В небо взмыл фонтан кипящей охлаждающей жидкости из поврежденного радиатора, а англичанину осталось только горестно всплеснуть руками и покинуть кокпит.

Виновник инцидента отправился в боксы для замены переднего антикрыла. Вернувшись на трассу двенадцатым, он с тем же рвением бросился отыгрывать упущенное, рискованно атакуя Витантонио Лиуцци. Однако машина Force India славится низким сопротивлением и хорошо себя чувствует на скоростных трассах. Назревал очередной острый момент, опасность ликвидировали судьи, наказавшие Феттеля проездом по пит-лейн за создание аварийной ситуации в инциденте с Баттоном. Потеряв еще позицию, Себ вернулся в гонку и уперся… во вторую Force India! И вновь юное дарование из Red Bull пошло напролом в последней связке поворотов. Атака немцу почти удалась, но при этом он зацепил колесом переднее антикрыло болида итальянца. И если Шумахер, тем же манером обогнавший Росберга, коснулся того же элемента металлическим колесным диском, что позволило ему спокойно продолжить гонку, то Феттель стесал торцевую пластину боковиной покрышки, за что был наказан проколом. Вот только в этот раз Себастьяну повезло меньше – прокол проявил себя уже после заезда на пит-лейн, и гонщику пришлось целый круг ковылять "на трех ногах".

Одной из интриг в последней трети гонки вновь стал ожидавшийся дождь. Петров, пропустивший вперед оба Mercedes из-за пит-стопа, мог подняться на восьмое место, если бы Росберг и Шумахер заехали в боксы для плановой смены резины. Однако в стане "серебряных стрел" небезосновательно ждали дождя, чтобы не тратить время на лишний пит-стоп, и сразу поставить дождевой комплект. Осадки выпали позже, чем прогнозировалось, но начавшийся дождь позволил мерседесовцам сохранить свои позиции. На тот момент Петров отставал от них на десять секунд, к тому же на пятки Росбергу давил Алонсо, вынужденный прорываться наверх после столкновения с Барикелло. После того как дождь усилился, пилоты начали массово заезжать в боксы, и места в первой десятке практически не изменились. Роберт Кубица, на полметра промахнувшийся мимо своих механиков, что привело к потере времени при замене колес, пропустил на второе место Уэббера. Росберг опустился с седьмой на девятую позицию.

Так бы и финишировал Петров десятым, если бы не Фернандо Алонсо – испанец не удержал машину под дождем, приложился об отбойник и сломал подвеску. На трассу вновь выехала машина безопасности, покинувшая ее после того, как убрали замершую поперек дороги Ferrari Алонсо.

После рестарта Росберг обогнал Камуи Кобаяши и вернул такой же должок Шумахеру.

Убедительную победу одержал Льюис Хэмилтон, который заодно вернул себе и первую строчку в чемпионской гонке, сместив Марка Уэббера на второе место. Замкнул тройку призеров Кубица. Лучшим результатом Ferrari стало четвертое место Массы, который аккуратно ехал вслед за лидерами. Адриан Сутил доказал, что трасса в Спа отлично подходит Force India, завоевав пятое место. Нико Росберг стал шестым, заодно щелкнув по носу Шумахеру, который вновь уступил молодому напарнику, финишировав вслед за ним. Восьмым стал Кобаяши, принесший очередные очки Sauber. Девятым финишировал Виталий Петров, набравший два очка, за ним клетчатый флаг увидел Хайме Альгерсуари, но позднее судьи лишили его очка за срезку трассы во время обгона. Место испанца в очковой десятке занял обиженный им Витантонио Лиуцци.

До конца сезона остается шесть гонок, причем, королевские гонки покинут Европу после гонки на легендарной Монце через две недели. Приятно, что до сих пор в чемпионате сохраняется интрига. Фавориты очевидны – Red Bull и McLaren. Ferrari постепенно теряет шансы на успех, что вызвано неустойчивыми выступлениями команды в последних гонках. Сужается и количество претендентов внутри коллективов. Несмотря на то, что математические шансы на титул сохраняют немало пилотов, скорее всего главный приз разыграют Марк Уэббер, который в свои 34 года представляет сплав опыта, скорости и отличной физической формы, а также Льюис Хэмилтон. Феноменально быстрый британец в свой четвертый год выступлений в "Ф-1" научился лучше контролировать нервы, что делает его практически идеальным гонщиком. Не менее быстрому Феттелю, который не признает авторитетов, все же стоило бы поучиться у Льюиса умению справляться с прессингом. Скорость – это, конечно, здорово, но признаком мастерства является, как известно, стабильность. Этого у Себа пока маловато. Тем более что страдает из-за этого не он один – Дженсон Баттон грустно признался, что фактически лишился шансов на защиту титула.

Роберт Кубица по-прежнему делает невозможное, собирая максимальные очки, которые только позволяют лидеры. Отрадно, что свою скромную лепту в Бельгии внес и Петров. С одной стороны, он провел супер-гонку, поднявшись с 23-го на 9-е место, с другой – он сам себе и организовал все эти трудности. Стартуй он из первой десятки, может, очков было бы и больше. Будем надеяться, что в Монце, на самой быстрой трассе сезона, Виталий сможет вновь порадовать результативным финишем. Фаворитом же в борьбе за победу является команда McLaren, которая имеет самый эффективный воздуховод в чемпионате. Это не удивительно, именно конюшня из Уокинга первой придумала это устройство, внедрив его в структуру машины еще на стадии проектирования.

Зачет пилотов после двенадцати этапов:

1. Л. Хэмилтон (McLaren) – 182;

2. М. Уэббер (Red Bull) – 179;

3. С. Феттель (Red Bull) – 151;

4. Д. Баттон (McLaren) – 147;

5. Ф. Алонсо (Ferrari) – 141;

6. Ф. Масса (Ferrari) –109;

7. Р. Кубица (Renault) – 104;

8. Н.Росберг (Mercedes) – 102;

9. А. Сутил (Force India) – 45;

10. М. Шумахер (Mercedes) – 44;

11. Р. Баррикелло (Williams) – 30;

12. К. Кобаяши (Sauber) – 21;

13. В. Петров (Renault) – 19;

14. В. Лиуцци (Force India) – 13;

15. Н. Хюлькенберг (Williams) – 10;

16. С. Буэми (Toro Rosso) – 7;

17. П. де ла Роса – 6;

18. Х. Альгерсуари (Toro Rosso) – 3;

Кубок Конструкторов:

1. Red Bull – 330;

2. McLaren – 329;

3. Ferrari – 250;

4. Mercedes GP – 146;

5. Renault – 123;

6. Force India – 58;

7. Williams – 40;

8. Sauber – 27;

9.Toro Rosso – 10;

Обозреватель Илья Морозов

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'cbujh', p2: 'emwl', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector("#adfox_151179074300466320 #adfox_151179074300466320")) { document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });