"Формула-1": Историческая победа BMW

Канадский этап принес пилотам неприятный сюрприз в виде крошащегося асфальта в квалификации и первую в истории победу команды BMW

"Формула-1": Историческая победа BMW
Фото: Reuters

Москва. 9 июня. INTERFAX.RU - На прошедшем в канадском Монреале седьмом этапе чемпионата мира по автогонкам в классе Формула-1 пилот немецкой BMW Sauber впервые в истории этой команды поднялся на высшую ступень пьедестала.

Типично российская проблема

Еще несколько лет назад аудитория болельщиков "Королевских гонок" стремительно таяла. Виной тому - тотальное превосходство великого и ужасного Михаэля Шумахера, ковавшего один за другим свои титулы. Какой смысл смотреть гонку, если все равно известно кто победит? Помимо спорта, "Формула-1" - это огромный бизнес, по которому отток болельщиков нанес заметный удар. Поэтому в правила и технический регламент стали вноситься изменения, которые были призваны обострить конкуренцию. Какие из них сработали, неизвестно, но в прошлом сезоне Кими Райкконен, сменивший в Ferrari ушедшего "на пенсию" Шумахера, выиграл чемпионат в последней гонке с преимуществом в одно очко.

В этом году фанаты вновь одарены захватывающим зрелищем. После трети сезона явного лидера нет, и в нынешнем чемпионате он вряд ли появится, к тому же к паре фаворитов последних десяти лет - Ferrari и McLaren Mercedes - вплотную подобралась немецко-швейцарская BMW Sauber. Цель баварских мотористов на этот год - первая победа на одном из этапов и стабильный набор очков.

В субботней квалификации главную роль в распределении гонщиков на старте сыграл десятый поворот трассы, самый медленный участок на круге, представляющий из себя 180-градусную "шпильку". Свежий асфальт, уложенный перед этапом в этом месте, в ходе квалификации начал буквально крошиться под колесами. Знакомая проблема на наших дорогах, не правда ли? Но болиды "Формулы-1" и обычные автомобили роднит лишь одинаковое количество колес. Гоночные машины чувствительны даже к незначительным изменениям температуры воздуха и асфальта. Поэтому Кими Райкконен, с трудом завоевавший право старта с третьей позиции, сравнил управление машиной в десятом повороте с "ездой по льду". Его партнер по команде Фелипе Масса и вовсе занял по итогам квалификации шестое место. Лучше всех с трассой справился Льюис Хэмилтон (McLaren), второе место завоевал поляк Роберт Кубица (BMW), четвертым стал Фернандо Алонсо на неожиданно резвой Renault, пятым – Нико Росберг на Williams. Но все они как один жаловались на асфальт, причем практически во всех поворотах.

Красный свет – пути нет!

Канадские дорожники все-таки доказали, что хоть чем-то отличаются от отечественных, и буквально за ночь перестелили покрытие в злополучном десятом повороте, и подлатали его еще в ряде мест. Пилоты получили заверения в надежности полотна трассы.

Старт самой гонки и ее начало прошли без приключений. Хэмилтон лидировал, Кубица шел за ним, постепенно отставая, поодаль от него держался и Райкконен. Но тут вступила в действие еще одна особенность канадской трассы – многие ее отрезки, по сути, не имеют обочин, и трассу окружают бетонные стены. В одном из таких мест и "припарковал" свою Force India с отказавшей коробкой передач Адриан Сутил. Для того, чтобы спокойно убрать с трассы сломанную машину, руководством гонки было принято решение вывести на трассу автомобиль безопасности, который ограничит скорость гонщиков. По правилам, после выхода на трассу пейс-кара спортсмены не имеют права сразу заезжать на пит-лейн для дозаправки и смены шин. Сделано это для того, чтобы гонщики не неслись сломя голову, создавая аварийную обстановку. Но зачастую именно во время нахождения автомобиля безопасности на трассе посещение боксов для обслуживания дает в дальнейшем преимущество в гонке. Поэтому после того как на въезде в боксы на двадцатом круге загорелся зеленый свет, сразу пять машин-лидеров ринулись на дозаправку.

Лучше всех с задачей справились механики Ferrari и BMW Sauber. Роберт Кубица и Кими Райкконен первыми уехали от своих боксов, но на выезде с пит-лейн увидели запрещающий сигнал светофора и остановились. А вот Льюис Хэмилтон, чьи механики замешкались при обслуживании машины, красного света не увидел. Остановился молодой и горячий британец только после того, как от души наподдал сзади Ferrari Райкконена. Машина финна получила "несовместимые с гонкой" повреждения, а вот Хэмилтон гонку продолжить мог, так как замена сломанного переднего антикрыла занимает секунд десять, не больше. Справедливость восстановил Нико Росберг (Williams), который через секунду после инцидента повторил все то же самое с самим Хэмилтоном. По иронии судьбы, в этот момент загорелся зеленый, и Кубица, которого Хэмилтон не задел, быстро скрылся с места "ДТП". И правильно сделал, потому что через 50 кругов впервые в истории "Формулы-1" гонщик из восточной Европы взошел на высшую ступень пьедестала.

Причем победил Кубица на трассе, где год назад попал в жуткую аварию. Тогда от его BMW осталась только узкая "лодочка" углепластикового монокока, мало напоминавшая автомобиль. Но именно она спасла поляка не только от смерти, но и от серьезных травм.

Вторым клетчатый флаг увидел напарник Кубицы по команде – Ник Хадфельд. Третьим неожиданно пришел ветеран Формулы-1 Дэвид Култхард (Red Bull). Четвертое место досталось немцу Тимо Глоку (Toyota). Еще один претендент на чемпионскую корону Фелипе Масса (Ferrari) смог финишировать лишь пятым – бразильцу не повезло во время первого посещения боксов, когда отказала заправочная машина. Через круг ему пришлось снова заезжать на дозаправку, теряя драгоценное время. Второй пилот Scuderia Ferrari носился по трассе как угорелый, но выше головы прыгнуть не смог.

Сход двух лидеров чемпионата и стабильное выступление BMW перекроили всю ситуацию в личном и командном зачетах. Долгожданная победа вывела Кубицу с 42 очками в лидеры чемпионата. Фелипе Масса догнал по очкам бывшего лидера чемпионской гонки Л. Хэмилтона. Их у обоих гонщиков по 38, и они делят между собой вторую и третью позиции. Со второго на четвертое опустился Кими Райкконен – 35 очков. На семь очков от него отстает Ник Хайдфельд.

Очередной этап оставил после себя больше вопросов, чем ответов. Горячность Льюиса Хэмилтона и потрясающая стабильность Роберта Кубицы еще более обострили конкуренцию в чемпионате. И вряд ли 70 кругов трассы около французского местечка Маньи-Кур, где пройдет следующий этап, привнесут в чемпионат хоть какую-то ясность. Хотя красные машины получат во Франции небольшое преимущество – Льюис Хэмилтон и Нико Росберг за свои художества наказаны судьями. Вне зависимости от показанного в квалификации результата, их машины на стартовой решетке будут перемещены на десять позиций назад. Но теперь Ferrari и McLaren вынуждены считаться с почувствовавшей вкус победы BMW Saber.

Обозреватель Илья Морозов

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'cbujh', p2: 'emwl', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector("#adfox_151179074300466320 #adfox_151179074300466320")) { document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });