Феттель, опять Феттель

Себастьян Феттель завоевал очередную победу в сезоне, став двукратным победителем Гран-при Европы в Валенсии

Феттель, опять Феттель
Фото: Reuters

Москва. 27 июня. INTERFAX.RU - Городская трасса в порту Валенсии появилась в календаре Формулы 1 в 2008 году, в качестве места проведения Гран-при Европы она сменила немецкий Нюрбургринг. Временный трек сразу не очень понравился пилотам из-за неудачного сочетания поворотов, не позволяющих проводить обгоны.

Внедрение в этом году системы DRS - управляемого заднего антикрыла - позволяло надеяться, что теперь гонка станет интереснее. Интриги добавляли и некоторые, казалось бы, незначительные уточнения в правилах, вступившие в силу в минувшие выходные.

Дело в том, что в последние годы "формулические" власти тщательно следят за тем, чтобы ни одна из команд не получала подавляющего преимущества над конкурентами, чтобы сохранять зрительский интерес. В начале века никто не мог ничего сделать с Ferrari и Михаэлем Шумахером, который пять лет подряд выносил всех в "одну калитку". Гегемония Скудерии и "Красного барона" длилась до тех пор, пока не были внесены незначительные изменения в технические требования. Затем на сцену вышла Renault, на болиде которой два титула подряд взял Фернандо Алонсо. После этого на англо-французских машинах нашли хитрый демпфер масс, изрядно помогавший им проходить повороты за счет перераспределения нагрузки на осях. Демпфер запретили прямо в середине сезона 2006 г., после чего обе Renault практически "встали", а титул Алонсо завоевал благодаря заделу начала сезона.

В 2009 г. вступил в силу новый технический регламент, подаривший чудо в исполнении Росса Брауна, которому удалось создать еще в бытность главой гоночной команды компании Honda весьма удачный автомобиль с хитрым двойным диффузором. Японцы, напуганные экономическим кризисом, еще в 2008 г. решили уйти из "Формулы-1". Не поверив Брауну и эффективности нового болида, они фактически отдали ему всю команду с инфраструктурой и персоналом. Результат известен - Brawn GP в первый и последний год своего существования взяла титулы в личном и командном зачетах, подарив чемпионство Дженсону Баттону. В прошлом году победу одержал Себастьян Феттель, это случилось тогда, когда быстрые, но очень ненадежные болиды Red Bull стали регулярно доезжать до финиша.

В этом году ситуация усугубилась. Многие команды сумели обойти запрет на так называемый "двойной" диффузор, улучшавший сцепление с трассой в быстрых поворотах. Его заменила новая система выхлопа. Дело в том, что раньше конструкторы "Формулы-1" особенно не трудились над выхлопными трубами, которые были максимально короткими и выполняли лишь свою прямую функцию отвода выхлопных газов. Иногда их использовали для игр с аэродинамикой заднего антикрыла, но без особого успеха и эффекта.

В ряде конюшен, в частности в Lotus Renault и Red Bull, придумали выхлоп, раскаленные газы которого проходят под днищем автомобиля, вызывая разрежение в диффузоре и притягивая машину к асфальту. Для этого пришлось решить ряд технических проблем - в частности, защиты днища от перегрева. Для эффективной реализации этой системы пришлось "похимичить" и мотористам. Наибольшая эффективность диффузора достигается при открытом дросселе, когда поток газов многократно увеличивается, однако под полным газом машины движутся по прямой, когда диффузор и не нужен. Что же делать? Развязать педаль акселератора и подачу топлива! В итоге была создана хитрая программа управления двигателем, которая позволяет при отпущенной педали сохранять поток газов практически неизменным еще некоторое время. За это время машина успевает пройти поворот, после чего пилот снова нажимает на газ. Наибольшего эффекта добилась в этом направлении команда Red Bull. Более того, в команде придумали особый квалификационный режим мотора, при котором двигатель постоянно работает с высокими оборотами. Это, якобы, и объясняет семь из восьми поулов Феттеля. Единственный раз, когда немец не стал первым в субботу, был в Барселоне. Тогда первым стартовал… Марк Уэббер на таком же болиде! Правда, в таком режиме двигатель долго работать не может - возросший расход топлива просто не позволит машине доехать до финиша, поэтому перед гонкой инженеры устанавливают "гоночную" программу управления мотором.

Видимо, для того, чтобы "придержать" Red Bull, начиная с Валенсии было запрещено изменение картографии двигателя между третьей частью квалификации и гонкой. Это привело к тому… да ни к чему это не привело - поул снова взял Феттель! Вторым стал Уэббер.

Гонка началась по уже набившему оскомину сценарию - Себастьян снова унесся вперед, за ним сумел удержаться Уэббер, что для австралийца достижение - с начала сезона его регулярно подводит KERS, поэтому к первому повороту он обычно оказывается в конце первой десятки, а то и дальше, после чего всю гонку мужественно прорывается наверх. В этот раз такого не случилось.

На третье место прорвался Алонсо, который вместе со своим напарником Фелипе Массой удачно оттер стартовавшего перед ними Льюиса Хэмилтона. Виталий Петров второй раз в сезоне в субботу не попал в финальную десятку и отправился в гонку 11-м. При этом россиянин решил стартовать не на мягком, а на жестком типе резины. Расчет был на то, что потеряв в начале гонки из-за медленной резины, Петров сможет провести несколько коротких отрезков на мягких комплектах, что вкупе с легчающей из-за сжигаемого топлива машиной должно было принести результат. Не сработало. Виталий сразу потерял четыре места и откатился на пятнадцатую позицию и после всех своих пит-стопов на ней же и остался до самого финиша. А самым "ярким" моментом в гонке для него стало столкновение с Шумахером, которому россиянин оторвал переднее антикрыло.

Феттель удерживал трехсекундный отрыв от преследователей, контролируя ход гонки. Иногда Алонсо или Уэббер пытались обозначить угрозу, показывая лучшее время круга, однако Себастьян сразу же отвечал еще лучшим результатом, восстанавливая порядок в "прайде". Реальная борьба проходила лишь между Фернандо и Марком. После первого пит-стопа испанец вышел на второе место, затем австралиец таким же манером вернул позицию, а после третьего посещения боксов Алонсо вновь стал вторым. После чего пилоты уже откровенно доезжали гонку, в таком порядке и финишировав.

McLaren, чьи пилоты стали центром внимания в дождливом Монреале две недели назад, угнаться за первой тройкой в Испании просто не могли. Хэмилтон стал четвертым, Баттон шестым, пропустив вперед Массу. Нико Росберг поквитался с Шумахером за Канаду, приехав седьмым, тогда как немец очков не получил, приехав только семнадцатым. Молодой Хайме Альгерсуари, которого по слухам, могут заменить в Toro Rosso на пилота из программы поддержки молодых гонщиков Red Bull, завоевал восьмое место. Испанец второй этап подряд результативно финиширует, пытаясь обезопасить свое место в команде. Еще один "проблемный" пилот - Адриан Сутил - привел свою Force India на девятое место. В настоящее время немец находится под следствием по делу о ранении совладельца Lotus Renault Эрика Люкса. После гонки в Шанхае произошла темная история в одном из ночных клубов, где в ходе конфликта между Сутилом и Люксом последний получил резаные раны осколками стакана, якобы брошенного в него Адрианом. Сутил утверждает, что это была случайность, Люкс в ответ написал заявление в прокуратуру Мюнхена. Теперь пилоту предстоит разбирательство и, возможно, суд. Не исключено, что до конца этой истории Сутила за рулем боевого болида может заменить тест-пилот Нико Хюлькенберг.

Слабым утешением в Валенсии для Lotus Renault стало десятое место Ника Хайдфельда.

Следующий этап пройдет на легендарном автодроме в британском Сильверстоуне. Администрация чемпионата подготовила к этой гонке еще один "подарок". Если в Валенсии запретили менять настройку моторов, то к Гран При Великобритании система "дожигания" также будет запрещена. Отныне, если пилот отпустил акселератор, поток выхлопных газов не должен превышать 10% от того, что вырывается из труб под полным газом. Таким образом, эффективность "выдувного" диффузора значительно уменьшится и, теоретически, команды смогут приблизиться к Red Bull. Проблема в том, что кроме "Красных быков" такой диффузор стоит почти у всех конюшен, и скорость упадет у всех. вопрос - как сильно…

Положение пилотов в личном зачете после восьми этапов:

1. С. Феттель (Red Bull) - 186;

2. Д. Баттон (McLaren) - 109;

3. М. Уэббер (Red Bull) - 109;

4. Л. Хэмилтон (McLaren) - 97;

5. Ф. Алонсо (Ferrari) - 87;

6. Ф. Масса (Ferrari) - 42;

7. Н.Росберг (Mercedes GP) - 32;

8. В. Петров (Lotus Renault) - 31;

9. Н.Хайдфельд (Lotus Renault) - 30;

10. М.Шумахер (Mercedes GP) - 26;

11. К.Кобаяши (Sauber) - 25;

12. А. Сутил (Force India) - 10;

13. Х.Альгерсуари (Toro Rosso) - 8;

14. С. Буэми (Toro Rosso) - 8;

15. Р.Барикелло (Williams) - 4;

16. С.Перес (Sauber) - 2;

17. Пол ди Реста (Force India) - 2.

Кубок Конструкторов:

1. Red Bull - 295;

2. McLaren - 206;

3. Ferrari - 129;

4. Lotus Renault GP - 61;

5. Mercedes GP - 58;

6. Sauber - 27;

7. Toro Rosso - 16;

8. Force India - 12;

9. Williams - 4.

Обозреватель Илья Морозов

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'cbujh', p2: 'emwl', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector("#adfox_151179074300466320 #adfox_151179074300466320")) { document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });