Шинный фактор

Пилот Lotus Кими Райкконен одержал победу в первом Гран-при сезона Формулы 1. Британская команда к гонке в Австралии сумела лучше других разобраться с новыми шинами Pirelli, построив быстрый болид, умеющий беречь резину

Шинный фактор
Фото: Reuters

Москва. 18 марта. INTERFAX.RU – Чемпионат 2013 года по традиции стартовал гонкой в Мельбурне. Нынешнее первенство – последнее при действующем техническом регламенте. Со следующего года "королевские гонки" снова возвращаются к использованию турбомоторов. Если сегодня применяются V-образные восьмицилиндровые двигатели объемом 2,4 литра, развивающие около 750 лошадиных сил, то в 2014-м "сердцем" болидов станут "шестерки" объемом 1,6 литра, оснащенные турбонагнетателем и более эффективной системой рекуперации кинетической энергии (KERS). Если сейчас отдача от нее составляет около 80 л.с., а время использования на круге составляет около 7 секунд, то в следующем году рекуператор будет отдавать 160 "лошадей", а пользоваться накопленной в аккумуляторах энергией пилоты смогут около 30 секунд на каждом круге. Это должно снизить потребление топлива в гонке на 30%, и моторостроителям придется уложиться в рамки, так как объем бака будет уменьшен правилами.

В условиях меняющегося техрегламента инженерные штабы команд попали в щекотливую ситуацию. С одной стороны, нужно было строить машины к нынешнему сезону, с другой – уже проектировать болиды для 2014 года, так как изменение моторов приведет к существенному изменению самих машин, особенно в задней части. В большинстве конюшен-лидеров созданы две рабочие группы, одна из них занимается созданием и развитием машин для этого сезона, вторая – проектирует перспективный болид. В непростой ситуации находятся команды, покупающие моторы на стороне. Mercedes, Ferrari и Red Bull (последняя не строит двигатели, но пользуется приоритетной поддержкой Renault) уже могут строить машины вокруг почти готовых моторов. Команды, закупающие двигатели у этих компаний, вынуждены ждать, когда моторы доведут до ума.

Головной боли инженерам добавили и шинники Pirelli, поставляющей резину всем. Для повышения зрелищности и увеличения числа обгонов к нынешнему сезону были подготовлены новые составы резины, которая быстрее изнашивается. Поэтому при конструировании и на предсезонных тестах командам пришлось "учить" машины расходовать ее более экономно.

Перед стартом чемпионата никто из экспертов не стал давать прогнозов о расстановке сил в новом чемпионате. Предполагалось, что действующий обладатель Кубка Конструкторов Red Bull останется ориентиром для других команд. Конкуренцию австрийской конюшне в первую очередь составят Ferrari и McLaren. Ожидалось, что к лидерам подтянутся Mercedes и Lotus.

На тестах "Красные быки" не были особо заметными, это могло говорить и о проблемах с новой машиной, но многие подозревали команду в том, что она скрывает свою истинную силу. Пятничные тренировки это подтвердили – действующий чемпион мира Себастьян Феттель первенствовал в обеих свободных практиках, уступив ненадолго первую строчку в субботу утром, когда работал с большим количеством топлива в баках.

Квалификация началась с получасовым опозданием – над трассой в Альберт-парке днем разверзлись хляби небесные, залив трассу водой. После первого сегмента традиционно отсеялись пилоты Caterham, где в этом году нет ни Виталия Петрова, ни Хейкки Ковалайнена, компанию им составили гонщики Marussia, а также новичок Sauber Эстебан Гутьеррес и пилот Williams Пастор Мальдонадо.

Начало второй части несколько раз было перенесено из-за дождя, а затем, когда начали спускаться сумерки, судьи перенесли квалификацию на утро субботы.

Победу в ней одержал Феттель, компанию ему на первом ряду составил Марк Уэббер, который на домашней для себя трассе за всю карьеру ни разу не смог подняться даже на подиум. Учитывая, что австралийцу 36 лет и после ухода Михаэля Шумахера он стал самым возрастным пилотом, который может скоро закончить карьеру, Марку очень хотелось блеснуть в гонке.

Третьим стал Льюис Хэмилтон, который сменил Шумахера в Mercedes. Немцы подтянули форму, продемонстрировав хороший темп. А вот лучшим из гонщиков Ferrari, которая также не первый год борется с техническим кризисом, стал Фелипе Масса, зацепившийся за четвертое место. Лидер команды Фернандо Алонсо стал пятым, за ним расположились Нико Росберг (Mercedes), Кими Райкконен, Роман Грожан (оба Lotus), Пол ди Реста (Force India). Замкнул первую десятку Дженсон Баттон из McLaren.

Старт гонки прошел "посуху" и был похож на то, что происходило в прошлом сезоне. Феттель удержал лидерство и начал понемногу отрываться уже на первом круге, Уэббер традиционно провалил начало гонки (позднее стало известно, что у него барахлила KERS, что определило для него весь ход гонки), Масса смог прорваться на второе место, хорошо стартовал и Алонсо, выскочивший на третье место. Испанец попробовал провести атаку, но бразилец не уступил, а команда в начале сезона не стала приказывать Фелипе пропустить напарника вперед. Уэббер откатился на седьмое место, Райкконен прошел Хэмилтона, уступившего до этого обеим Ferrari.

Как и ожидалось, главным действующим "лицом" в гонке стали шины. Уже на пятом круге Дженсон Баттон был вынужден отправиться за свежим комплектом, так как состав supersoft моментально износился. За ним боксы посетили Марк Уэббер и Грожан.

Фелипе Масса преследовал по пятам Феттеля, не давая тому оторваться, более того, бразилец начал приближаться к лидеру, но тот свернул на пит-лейн за новым комплектом.

После первой волны посещения боксов положение в первой тройке не изменилось, за исключением лидера, которым стал вернувшийся в гонки после годичного перерыва Адриан Сутил. Немец стартовал на более жестком и износостойком составе medium, поэтому смог задержаться на трассе до 22 круга.

До этого в боксы вновь отправился Алонсо, через круг – Феттель, а затем и Масса. Это стоило Фелипе не только победы, но даже подиума. После вторых пит-стопов Алонсо опередил и Феттеля, и напарника по команде.

Красивую борьбу подарили зрителям Льюис Хэмилтон и лидер Ferrari в борьбе за второе место. Локальная победа осталась за Алонсо. А лидерствовал тем временем Кими Райкконен, который провел только один пит-стоп. Вскоре финн отправился в боксы, а лидером стал Алонсо, которому, как и шедшему следом Феттелю, да и большинству остальных пилотов, еще предстояло одно, третье, посещение боксов. После которого лидером снова стал Кими, которому его Lotus позволил лишь дважды сменить резину. Алонсо, было, попытался нагнать Райкконена, но за несколько кругов до финиша бросил эту затею. Не смог ничего противопоставить лидеру и фаворит уик-энда Себастьян Феттель. В таком порядке эти гонщики увидели первый в сезоне клетчатый флаг и поднялись на подиум. В шаге от него остановился Масса. Хэмилтон финишировал пятым, за ним гонку в очках закончили Уэббер, Сутил, ди Реста, Баттон и Грожан.

Стабильность обоих гонщиков позволили Скудерии возглавить Кубок Конструкторов, теперь вопрос в том, как долго Ferrari сможет там удержаться.

В целом, первый этап сезона можно назвать пристрелочным. Команды впервые столкнулись в очном противостоянии, получили много новой информации о работе малознакомой пока резины, узнали о поведении своих новых машин, и для некоторых команд эти известия стали холодным душем. Например, для McLaren, машина которой вполне уверенно выглядела на тестах, но провалила весь уик-энд в Австралии. В команде не исключают, что могут вернуться к прошлогоднему шасси, если в короткие сроки не разберутся с отсутствием скорости у новой МР 4-28. Причиной неудачи считается большое количество новаций в конструкции болида, тогда как новые команды в преддверии технической революции 2014 года ограничились глобальной модернизацией прошлогодних машин. Британцы оправдываются, что потенциал у их нового детища есть, но они пока не успели его раскрыть.

Ferrari начала сезон гораздо лучше, чем в прошлом году, сразу включившись в борьбу за победы, но, судя по всему, пока так и не смогла преодолеть прошлогодней проблемы с отсутствием скорости на одном быстром круге в квалификации.

Mercedes подтянул форму, показав хорошую скорость и на тестах, и на тренировках, и в квалификации, где пилоты немецкой команды уступили только Red Bull. В гонке Нико Росбергу не повезло – отказала электрика, да и Льюис Хэмилтон завоевал пятое место, но на фоне прошлогодних проблем, это уже неплохо и дате надежду на хороший сезон, если, конечно, команда не бросит модернизировать машину в середине сезона, сосредоточившись на следующем чемпионате.

Действующие чемпионы снова имеют хорошую машину, но, похоже, не совсем разобрались с работой резины, которая не позволила Феттелю оторваться от преследователей.

Новый болид Lotus, бережно работающий с резиной в купе с плавным стилем Кими Райкконена сможет еще не раз удивить по ходу сезона, если инженеры из Энстоуна также не будут сбавлять обороты при доработке машины.

В группе команд-середняков пока ясности тоже нет. Неплохой болид построен в Force India, а вот Sauber пока остался темной лошадкой. Новичок Эстебан Гутьеррес пока набирается опыта, а более опытный Нико Хюлкенберг не смог принять участие в гонке, так как перед ее началом в его машине была обнаружена утечка топлива из треснувшего бензобака, который оперативно сменить невозможно. На тестах команда показывала неплохую скорость, но ее гоночный темп пока не ясен.

В схожую с McLaren ситуацию попала команда Williams, новинка которой прекрасно вела себя на предсезонных тестах, но на тренировках перед Гран-При, по словам пилота Пастора Мальдонадо, "просто отказалась ехать". Невнятное выступление в квалификации превратилось в сход для венесуэльца в гонке и 14-место второго пилота, также дебютанта чемпионата, финна Валтери Боттаса. Хуже него выступили только конюшни команды Caterham и Marussia, которые мечтали приблизиться к средней группе, но, судя по всему, продолжат борьбу друг с другом.

Toro Rosso также пока не готова к регулярной борьбе за очки, оставаясь кузницей кадров для старшей по рангу Red Bull.

Насколько эпизодичен был успех Райкконена, станет ясно уже в ближайшие выходные, когда на трассе Сепанг в Малайзии пилоты сойдутся во "втором раунде".

Личный зачет после первого этапа:

1. К.Райкконен (Lotus) – 25

2. Ф.Алонсо (Ferrari) – 18

3. С.Феттель (Red Bull) – 15

4. Ф.Масса (Ferrari) - 12

5. Л.Хэмилтон (Mercedes) – 10

6. М.Уэббер (Red Bull) – 8

7. А.Сутил (Force India) – 6

8. П. ди Реста (Force India) – 4

9. Д.Баттон (McLaren) – 2

10. Р.Грожан (Lotus) – 1.

Кубок Конструкторов

1. Ferrari – 30

2. Lotus – 26

3. Red Bull – 23

4. Mercedes – 10

5. Force India – 10

6. McLaren – 2.

Обозреватель Илья Морозов

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'cbujh', p2: 'emwl', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector("#adfox_151179074300466320 #adfox_151179074300466320")) { document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });