Из стенограммы внеочередного съезда народных депутатов СССР.
"Ельцин Б.Н., Президент РСФСР.
... Около года длилась фактически "холодная война" между центром и республиками. В союзных структурах так и не смогли понять, что обретение республиками, в том числе и бывшими автономными республиками в составе республик, суверенитетов — это не происки демократов, а объективная тенденция нашего времени.
... Оценивая причины путча, не могу не сказать о роли Президента страны. Его непоследовательность в проведении реформ, нерешительность, а порой и капитуляция перед агрессивным натиском ущемленной в правах партократии — все это создавало благоприятную почву для реванша тоталитарной системы. Не думаю, что Михаил Сергеевич не знал истинной цены Янаеву, Крючкову, Пуго, Язову и другим.
... Да, сегодня мы вправе предъявить претензии Горбачеву. Подчеркиваю, претензии, но не счёт. После переворота страна, и в первую очередь Россия, стала иной, иным стал и Президент. Он нашел в себе силы, чтобы многое переоценить. Это шаг, достойный доверия. Я, например, лично верю сегодня Михаилу Сергеевичу Горбачеву значительно больше, чем даже три недели тому назад, до путча.
... Предложения по конкретным действиям.
Первое: сохранение единого экономического пространства страны. Республики (практически почти все пятнадцать) готовы заключить экономический союз, чтобы обеспечить нормальное функционирование народного хозяйства и жизнеобеспечение населения в переходный период. Конечно, требуются сегодня и меры, я бы сказал, выживания в отношении продовольствия.
Второе: создание Союза как свободного содружества суверенных государств, основанного на сосуществовании различных форм межгосударственных отношений. Вот в этом мы должны немножко отойти от новоогарёвских соглашений, то есть мы должны согласиться, что да, могут быть независимыми республики, которые настаивают на конфедерации и на федерации, и на ассоциированном членстве, и на экономическом союзе, но все-таки находятся в одной, единой системе.
Третье: сохранение союзных Вооруженных Сил при непременном контроле центра над ядерным арсеналом СССР. Нужна военная реформа. Россия со своей стороны гарантирует сохранение целостности ядерного потенциала армии. Оно не попадет ни "ястребам", ни экстремистам. Для этого сегодня создаются специальные структуры. Одновременно мы выступаем за существенное
сокращение оборонных расходов. Их уровень должен определяться двумя критериями:
оборонная достаточность и укрепление социальной защиты военнослужащих.
Четвертое: обеспечение строгих гарантий и прав человека на всей территории страны. Россия подтверждает приверженность своим договорным обязательствам по этому вопросу и будет защищать интересы россиян за пределами республики. Россия будет строить отношения с суверенными государствами на основах равенства, добрососедства, взаимной выгоды и невмешательства во внутренние дела друг друга. Российское государство, выбравшее демократию
и свободу, никогда не будет ни империей, ни старшим, ни младшим братом, оно будет равным среди равных.
Лихачев Д.С., академик, заведующий отделом Института русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР, председатель президиума правления Советского фонда культуры.
... в Договоре о создании Союза нужна, как предлагал депутат Гранин, преамбула, разъясняющая, для чего мы ратуем за создание единого Союза. Она должна быть не длинной (пять-шесть фраз), понятной народу, без чиновничьих терминов вроде "экономического пространства". И нам нужно принять декларации прав человека, прав культуры и науки.
Асатиани А.Т., Председатель Верховного Совета Республики Грузия.
... Мы, например, хоть сегодня согласны подписать договор об общем экономическом пространстве, если он тем более будет основываться на том проекте, который подготовила группа во главе с академиком С.С. Шаталиным. Наш представитель участвовал в этой работе, и мы, если будет общее согласие, присоединимся к подобному договору.
... Мы готовы рассмотреть вопросы общего оборонительного союза. Наверное, будет над этим работа. И если будет приемлемое решение, мы готовы подключиться.
(газета "Известия" от 03.09.1991 № 210 (23476); от 04.09.1991 № 211 (23477); от 05.09.1991 № 212 (23478); от 06.09.1991 № 213 (23479)).
Иван Силаев против того, чтобы "реанимировать имперский труп"
Геннадий Бурбулис: состоялся "политический чернобыль" советской империи

Егор Гайдар: оценка Горбачевым валютно-финансового положения СССР

Юрий Лужков о своем отношении к Горбачеву