21 ноября 1991 года
Хроника последних дней СССР в новостях "Интерфакса"
При содействии Российского
исторического общества
Поделиться:

Горбачев и Шеварднадзе: "Наши отношения прошли суровое испытание"

Москва. 21 ноября. ИНТЕРФАКС. Михаил Горбачев и Эдуард Шеварднадзе вновь оказались вместе. "Вы знаете наши отношения, они прошли суровое испытание", - сказал Михаил Горбачев в четверг на коллегии МИД СССР, представляя только что назначенного министра.

"После августа президент сделал важные выводы. Я счел возможным работать вместе с ним", - заявляет теперь Шеварднадзе. Их сближение могло произойти уже сразу после путча, но кто-то из них, а, может быть, и оба упустили шанс. Когда встал вопрос о замене Александра Бессмертных на посту министра, коллектив МИД просил Горбачева назначить на его место Шеварднадзе, а последнего - согласиться на назначение. Все дело решил бы один президентский телефонный звонок в Советскую внешнеполитическую ассоциацию, которую возглавлял Шеварднадзе. Но звонка не последовало.

Выбор президента пал на Бориса Панкина, которого Горбачев, по его собственному признанию, "знал очень давно по комсомольским годам".

Три месяца, проведенные Панкиным в небоскребе на Смоленской площади, войдут в историю советской дипломатии как последние для прежнего МИД СССР. И как рекордные по краткости пребывания на посту министра Бориса Панкина. Теперь абсолютно ясно: выбор, сделанный президентом, был в духе той самой "неправильной кадровой политики", за которую Горбачева критиковали после путча. "Бывшего соратника по комсомольским годам" не восприняли ни в самом МИД СССР, ни - что, может быть, самое главное в данном случае - ни в суверенных республиках. Борис Ельцин и другие лидеры согласились все-таки на существование видоизмененного союзного внешнеполитического ведомства, но... без Панкина.

Деликатность ситуации, в которой оказался бывший министр, а также старая дружба с ним побудили президента предложить ему пост государственного советника по внешнеполитическим вопросам. Но, видимо, из-за боязни стать малоприметной тенью Шеварднадзе, и понимая недолговечность в нынешних условиях любого такого поста, Панкин предпочел заменить скомпрометировавшего себя во время путча посла СССР в Лондоне Леонида Замятина.

Итак, Эдуард Шеварднадзе после указа Михаила Горбачева вновь переехал на седьмой этаж здания на Смоленской площади, чтобы осуществить им же выдвинутую в свое время идею о слиянии МИД и МВЭС СССР. "Очень многие дипломаты не скрывали своего желания видеть Шеварднадзе на посту министра, - сказал корреспонденту "Интерфакса" начальник Управления информации МИД СССР Виталий Чуркин. - О том, что это желанная фигура, можно было судить еще в августе, когда коллектив МИД просил его назначения".

Другие новости в этот день 30 лет назад