17 ноября 1991 года
Хроника последних дней СССР в новостях "Интерфакса"
При содействии Российского
исторического общества
Поделиться:

Иван Полозков "Интерфаксу": Партию запретили – партия жива!

Иван Полозков "Интерфаксу": Партию запретили – партия жива!
Иван Полозков
Фото: Владимир Завьялов, Александра Чумичева/ТАСС

В 1990 году была создана Компартия РСФСР. Ее первым руководителем стал Иван Кузьмич Полозков. В ноябре 1991 года Указом президента РФ Бориса Ельцина деятельность КПСС и КП РСФСР на территории России была прекращена.

О создании партии, ее деятельности, о позиции руководства партии в период от августовского путча до роспуска СССР в интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Вячеславу Терехову рассказывает бывший первый секретарь ЦК КП РСФСР Иван Полозков.

Поздно создали партию коммунистов России

- Почему надо было в самое горячее время борьбы руководства КПСС за сохранение реформированного Союза создавать отдельно российскую партию?

- Поздно мы ее создали! Вот что жалко. Надо было раньше: когда только-только начались брожения в КПСС. Уже тогда некоторые здравомыслящие интеллигенты, причем не только члены партии, но и беспартийные, например, такие как Валентин Распутин, Вячеслав Клыков, Георгий Свиридов, коммунисты Юрий Бондарев, Петр Проскурина, Егор Исаев и другие представители национальной русской интеллигенции, приходили ко мне в Краснодаре и задавали вопрос: что же вы сидите? Надо создавать политический отряд российской компартии, иначе СССР развалится, иначе Россию раздербанят. Вот так прямо и предупреждали!

Это было за два года до первого учредительного съезда КПРФ. Вот если бы тогда была создана компартия России, тогда бы СССР не развалился, тогда бы КПСС так позорно не капитулировала. Тогда бы все шло и планомерно, и созидательно, и в прогрессивном русле, оставаясь советской социалистической, но глубоко реформированной республикой.

Коммунисты России отказались бы от многого старого, порочного и взявши из глубины наших веков все ценное и полезное, Россия, СССР сейчас не заглядывались бы, восхищаясь китайской, вьетнамской и еще чьей-то поступью к прогрессу. СССР тогда бы давал пример и сейчас был бы далеко-далеко впереди от Америки, от Англии, от Германии.

Нам, создавшим КПРФ, не хватило ума сделать это чуть пораньше, а может и мужества! Нам не хватило времени для того, чтобы остановить процессы разрушения. Вот если бы КПРФ была создана на полтора-два года раньше, ничего подобного не произошло.

- В моих интервью я часто слышу, что создание вашей партии спровоцировало развал КПСС, а соответственно и СССР.

- Все, от кого вы это слышите, это ненавистники России или антисоветчики, антикоммунисты. Это невежество. Это тупость. Это непонимание политических процессов. Это мое глубокое убеждение, оно проверено на очень-очень многих примерах, оно осмыслено.

И если сегодня Путин заявляет о том, что та модель капитализма, которую мы сегодня имеем, не имеет права на существование, бесперспективна, губительна, то я хочу напомнить, что, мы это говорили еще в 89-м году. Я, в частности, на пленуме об этом говорил. И не только я об этом говорил, но и многие другие – те, кто был способен мыслить. Они видели, что в СССР много надо пересматривать, от многого надо отрешиться, нужна модернизация, нужны какие-то реформы, но СССР должен был в мировом прогрессе задавать тон. Для этого у нас были все основания – материально-техническая база, оборонный щит, сплоченное общество, национальная идея, духовно-нравственные основы, которые созданы были и до нас, и в советское время. Вот эта база нам позволяла шагнуть очень далеко.

Я ездил в Китай с большой делегацией, жил там две недели. Вы, наверное, помните, как меня щипали, карикатуры публиковали. Я изучал опыт китайский, я писал докладные записки в Политбюро, в правительство. И Ельцину, и Рыжкову, и Лукьянову, и Горбачеву, и Ивашко – всем, кто ответственен был за те процессы, которые проходили. Я говорил, что в Китае очень много интересного надо брать. Но Николай Иванович Рыжков ездил в Швецию, ему шведская модель очень нравилась. Кто-то ездил в Западную Германию, восхищался. Надо было по крупицам собирать, и мы за это выступали.

КПРФ имела программу экономического, социально-политического развития. Она называлась "программа Воронина". Воронин Юрий Михайлович, доктор наук, был заместителем Руслана Хасбулатова (в Верховном Совете РСФСР – ИФ). Он с группой ученых, которые теперь называются ученые социалистической ориентации, просто с группой патриотов, энтузиастов сделали прекрасную программу. Мы с ней рвались, стучались во все двери – и к Рыжкову, и к Лукьянову, и к Горбачеву, и в министерство обороны, и в КГБ к Крючкову, всех поднимали.

У ГКЧПистов не нашлось лидера

- Как Вы отнеслись к августовскому путчу?

- Вы сказали – путч. Но путча никакого не было, это чушь собачья. Я лично предлагал Крючкову не создавать ГКЧП в том виде, в каком он появился. Это была инициатива патриотов, среди которых, к сожалению, не нашлось лидера, не нашлось хорошо мыслящего и ответственного человека, который бы спас Отечество и общество. Но я ведь предлагал Крючкову, Шенину, Янаеву совершенно иной вариант. Не послушали. Тогда я хлопнул дверью, ушел из этого ГКЧП вместе с генерал-лейтенантом КГБ Прилуковым, который был начальником КГБ по Москве и Московской области. Мы тогда ушли из ГКЧП потому, что говорили: нужны действия, а не разговоры, не трясущиеся руки, а железная воля. А так что же мы собираемся? А мы собирались часто. Собираемся, говорим, сотрясаем воздух, но ничего не делаем.

У нас был совершенно четкий план. Я его излагал не один раз. Собрать съезд народных депутатов СССР. Он был готов. Мы подушно знали, кто и как проголосует. Горбачеву даем отставку, а предварительно собираем пленум компартии России, исключаем его из партии под бурные аплодисменты, единогласно, выходим на второй день на съезд народных депутатов СССР, отзываем его из депутатов, он же от коммунистов был, и решаем вопрос о президентской власти. Вполне законно. Так, как поступили с Хрущевым наши предки, которые тогда еще живы были все.

Не Ленин, а Троцкий боялся создания КП России

- А почему и Ленин, и Сталин были против создания компартии Российской Федерации, считая, что она тогда просто войдет в клинч с центром?

- У Ленина этого не было, У Троцкого было. Он откровенно заявлял, что это будет партия русских шовинистов, ни в коем случае нельзя этого допустить.

Дело в том, что около 56% коммунистов состояли на партийном учете на территории РСФСР. Это – больше десяти миллионов человек. Таким образом, в КПСС было российское большинство. И естественно, все нерусские, но националисты, сепаратисты этого страшно боялись.

Я знал это, я говорил это, я на пленуме выступал, поднимал этот вопрос. Если уж мы идем на создание российской компартии, то нужен пересмотр устава, реконструкция основного тезиса жизни партии демократического централизма, новые отношения республиканских партий внутри КПСС. Горбачев кое к чему прислушался, ввел в Политбюро на XXVIII съезде лидеров российской компартии, но это было ублюдочно, ущербно. Это было не до конца осмыслено.

Дальше – Сталин. И он никогда не выступал против, нигде вы этого замечания у него не найдете.

- Тогда почему при нем не была создана такая партия внутри КПСС?

- Объясняю. Когда Сталин правил страной, задачи были не те, тогда централизация была крайне необходима. Что такое провести индустриализацию? Это взять надо было научить узбеков говорить по-русски, а тем более строить самолеты. Они же строить их начали! Надо было поднять окраины за счет русского мужика, и политически самостоятельная сила в России, тем более патриотически настроенная в этом случае, естественно, мешала бы решению тех задач, которые ставились по централизации, по индустриализации СССР в целом, и мешала бы мобилизации ресурсов. Поэтому Сталин в какой-то мере был прав, не пойдя на создание партии коммунистов России.

Послевоенная ликвидация сплошного разрушения народного хозяйства, которое нам досталось после 45-го года! Нужна была жесткая централизация. Нужен был крепкий центр. И тут Сталина можно понять. Ведь почему случилось "ленинградское дело"? Потому что заговорили о том, что грабят Россию, извините, я откровенно так выражаюсь. Что за счет России поднимается экономика, облагораживаются даже те регионы, которые живут значительно жирнее, чем русские. Ведь "ленинградское дело" - это не только Кузнецов и Попков, это ведь тысячи людей, которые пошли под нож, потому что столкнулись две тенденции развития страны.

Но когда мы уже подняли страну из разрухи и увидели, что союзные республики начали жить значительно лучше, чем Россия, что у них появились свои Академии наук, свое телевидение, журналы, то стало понятно, что дальнейшее развитие нужно переосмыслить, необходимы новые подходы. Стало ясно, что в России обязательно должна быть самостоятельная политическая сила.

Чем русский народ свершил такое прегрешение, что его лишают самостоятельного голоса, самостоятельного творческого настроения? Почему слово "русский" нельзя было произносить? Почему патриотически настроенных писателей гнобили, обозвав их почвенниками, деревенщиками и так далее? Шестидесятники с антирусским настроем возникали: Рождественский, Окуджава, Любимов... И многие, многие, многие распоясались. Что хотели, то и делали.

Все, кто способен был мыслить, понимали, что творится неладное в нашем доме, что нужны какие-то противовесы. А какой противовес мог быть? Политический, идейный, прежде всего. А потом правовой, законный. И все бы было нормально, и не было бы развала СССР. И убрать Горбачева было за что! И Ельцина посадить в тюрьму было за что! И в 91-м году, и в 90-м году, и в 89-м году. Вы же, наверное, прекрасно знаете его выступление в Конгрессе США? (Выступление Б.Ельцина в Конгрессе США состоялось в июне 1992 года – ИФ). И уже за это выступление, надо было его встретить во Внуково, надеть наручники и отвезти на Колыму, куда отвез Дзержинский его деда, подальше только.

- Скажите, если Вы все так хорошо понимали и Вас поддерживали, почему 30 лет назад в декабре, когда заявили о том, что Советский Союз распался, ЦК КПРФ не призвал членов компартии России выступить отдельно?

- Этот вопрос для меня отчасти неожиданный. Почему не призвал? Мы тогда вели борьбу очень активную. Призывали, выступали, митинговали, нас арестовывали, членов ЦК КПРФ били. Ваш покорный слуга дважды был подвержен аресту. Зюганова били не один раз, других товарищей тоже арестовывали. Борьба была! Просто вы, журналисты, тогда все замалчивали.

- Проясните – Геннадий Зюганов председатель ЦК какой КПРФ?

- Действующая ныне КПРФ была образована в феврале 1993 года как восстановленная КП РСФСР. Поэтому Зюганов первый секретарь ЦК именно той компартии России, которая была создана в июне 1990 года, где ваш покорный слуга был избран первым секретарем. Зюганов спокойно и уверенно продолжает то дело, которое мы тогда затеяли. Не без ошибок, не без просчетов, не без ноток недовольства в его адрес, но он уверенно и спокойно ведет партию. И она сейчас единственная оппозиционная сила не только в России, но и в мире, которая стоит на коммунистических идеях, на социалистической основе.

Другие новости в этот день 30 лет назад