ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 22:56

2009: Неузнаваемое лицо энергореформы

Российская электроэнергетика пережила первый год без РАО "ЕЭС России", он же год кризиса и падения спроса. Эксперты говорят, что год пройдет более чем достойно, хотя многое осталось на 2010 год

2009: Неузнаваемое лицо энергореформы
Фото: Reuters

Москва. 28 декабря. INTERFAX.RU - Для российской электроэнергетики 2009 год должен был стать своеобразным тестом - первый год "свободного плавания" без РАО "ЕЭС России", год кризиса и падения спроса, 50%-ная либерализация энергобиржи, окончательное оформление "правил игры" - рынка мощности, инвестобязательств.

Тест оказался гораздо сложнее, чем можно было предположить в начале года - к объективным внешним обстоятельствам энергетики добавили сугубо внутренний фактор. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС поставила под сомнение саму парадигму развития отрасли: вопросы инвестиций в новые мощности померкли перед угрозой надежности уже созданного.

Позитивный итог - тест пройден, хотя многое осталось на 2010 год.

Негативный итог - разрушились надежды на свободное существование рынка и способность бизнеса самостоятельно решать проблемы.

Реформа Анатолия Чубайса не то чтобы провалилась, но начала менять лицо, и оно все менее и менее узнаваемо. Да, государство оставило рынок. Другой вопрос - кто будет на нем конкурировать? Если в 2008 году частных инвесторов пугала энергетическая мощь "Газпрома", то в 2009 году на рынке начал появляться новый гигант - ОАО "Интер РАО ЕЭС", и контроль над ним также осуществляет государство.

Собирай и властвуй

В начале 2009 года отрасль более или менее отвечала исходному замыслу реформаторов РАО "ЕЭС России": частные генераторы конкурируют на рынке, объединенные в холдинг распредсети ждут приватизации в 2011 году, РАО "Энергетические системы Востока", ФСК и "РусГидро" готовятся продать попавшие к ним нераспроданные активы РАО и инвестировать в развитие, "Интер РАО" начинает осваивать немногочисленные генерирующие активы в РФ. Много нюансов и деталей, но в целом, как сказали бы энергетики предыдущего призыва, "ровно то, что и задумывалось".

Перетасовку выделенных из РАО "ЕЭС" активов предвещал еще А.Чубайс, правда, он говорил о горизонте минимум в два года и, хочется верить, о частных инвесторах. Но главный реформатор ушел и теперь готовится приватизировать "Роснано", государство же рассудило по-иному: 2009 год дал начало концентрации энергоактивов.

Во-первых, кризис поставил крест на реализации "непристроенных" активов бывшего РАО "ЕЭС". Начало положила ОГК-1 - уже в марте от ФСК и "РусГидро" она перекочевала под управление "Интер РАО". Позднее вице-премьер Игорь Сечин, курирующий в правительстве энергетику, предложит передать "Интер РАО" и другие непроданные энергоактивы. С середины года уже все, что осталось "плохо лежать" после реформы, автоматически ассоциировалось с этой компанией. Например, конфликт акционеров в ТГК-11 разрешился переходом генкомпании к "Интер РАО". Туда же могут отправиться находящиеся у ФСК и неоплаченные КЭСом пакеты в ТГК-6 и ТГК-7.

Удивительно, но передать "Интер РАО" активы хотят даже портфельные инвесторы. ФК "Открытие" договорилась о продаже "Интер РАО" своих энергоактивов, причем, по информации источника в одной из госкомпаний, не без участия государства.

Завершающим аккордом может стать объединение "Интер РАО" и "РусГидро", о котором все чаще говорят участники рынка. Эта идея, похоже, нравится (пока как идея, конечно) и новому главе "РусГидро" Евгению Доду, месяц назад возглавлявшему "Интер РАО". В Минэнерго об объединении пока ничего не слышали, сказал недавно министр энергетики Сергей Шматко.

Даже если слияния не произойдет, в 2010 году конкурентный сектор отрасти предстоит делить четырем госкомпаниям - "Газпрому", "Интер РАО", "РусГидро" и "Росэнергоатому". Суммарно они контролируют порядка 105 ГВт мощностей страны, или около 50% установленной мощности всей энергосистемы.

Среди частных генераторов с государственными энергогигантами можно сопоставить только "Евросибэнерго" Олега Дерипаски с 19,5 ГВт. К весне со своей стратегией на рынке должна определиться АФК "Система", купившая в 2008 году башкирскую генерацию и планирующая сформировать энергохолдинг с минимум 20 ГВт мощностей. Меньше не имеет смысла, справедливо отмечал вице-президент АФК Петр Безукладников.

Конкурировать с госкомпаниями могли бы крупные иностранные инвесторы. Однако пришедшим в отрасль в период реформирования РАО "ЕЭС" Enel ("Энел ОГК-5"), E.On (ОГК-4) и Fortum (ТГК-10) теперь приходится непросто: неопределенность с возвратом инвестиций, правилами рынка и просто падение спроса не совсем то, чего они ожидали, покупая активы в РФ. Те же, кто ранее отказался от вхождения на российский рынок, например, германская RWE, скорее довольны своим решением и интереса к нашей энергетике пока не проявляют.

Концентрация происходит не только в генерации. Летом стало известно, что "Холдинг МРСК" может перейти на единую акцию со своими "дочками" и вообще не уверен в целесообразности их продажи после 2011 года. В этом году возобновились и дискуссии по поводу изначально спорного разделения "Холдинга МРСК" и ФСК. Официального подтверждения возможное объединение сетевых компаний, однако, не получило.

Путь к консолидации энергосбытового бизнеса открывает разработанная "Советом рынка" система борьбы с неплатежами на рынке, в рамках которой статус гарантирующего поставщика вместе с клиентами будет переходить от должников к более финансово благополучным игрокам, акции будут служить залогом на случай банкротства, а механизм фингарантий изначально отсеет часть сбытов с рынка.

Стабилизация кризиса

Первое, с чем пришлось бороться энергетикам в 2009 году, - падение спроса на электроэнергию. За несколько первых месяцев потребление в стране закрепилось на уровне 2006 г., отыграв назад весь рост, накопленный отраслью за два года. К положительной динамике спроса удалось вернуться лишь в ноябре. Итогом года должно стать снижение энергопотребления по сравнению с 2008 г. на 4,8%.

Представители генераторов надеются если не на рост, то хотя бы на стабилизацию спроса в 2010 году. Но даже если потребление будет подниматься на 2% в год, докризисного уровня удастся достичь лишь к 2013-2014 гг., подсчитали в рыночном регуляторе НП "Совет рынка".

Реакция энергобиржи на падение спроса стала гордостью для ее создателей и болью для производителей: рыночный механизм сработал четко - с начала кризиса цены рухнули почти на четверть. Вывести их на прежний уровень и даже выше смогли только недавние декабрьские морозы, продержавшиеся всего одну неделю.

Энергетиков спасли тарифы. Правительство утвердило поквартальный рост цены на газ, благодаря чему за первое полугодие генкомпании смогли аккумулировать достаточно средств, чтобы к концу года прогнозировать прибыли, или даже (например, "Мосэнерго", ОГК-2, ТГК-1) рассчитывать на рост показателей. По 2010 году государство было не таким благосклонным: тарифы на электроэнергию вырастут на 8%, на газ - с 1 января на 15%. Но это уже не так критично, так как доля регулируемого сектора энергорынка сократится с начала года до 40%, с июля 2010 года - до 20%.

Кстати, кризис подверг сомнению одну из базовых ценностей реформы электроэнергетики - либерализацию. "Заморозить" ее просили потребители еще летом 2008 года. Государство сказало "нет" - и это решение можно признать одним из главных итогов уходящего кризисного года.

Необязательные инвестиции

- Зачем строить, если нет спроса? - спрашивали энергетики. - Кризис не вечен, - отвечало государство. Этот диалог продолжался долго, пожалуй, слишком долго. В итоге, намеченное на лето-осень подписание новых обязательств генераторов по строительству мощностей - договоров на предоставление мощности (ДПМ) - переходит в 2010 год.

Неофициально согласование новых обязательств с поправкой на кризис завершено, ДПМ могут быть подписаны уже в январе. Но генераторы не торопятся: государство еще не утвердило концепцию - пятую по счету - рынка мощности, который должен вернуть энергетикам вложенные инвестиции. Только месяц назад появилась методика оценки экономической обоснованности ценовых заявок на продажу новой мощности. Но и в нее государство уже начало вносить изменения буквально на ходу - при проведении конкурентного отбора мощностей на 2010 год, жалуются генераторы. Такой подход не вызывает доверия со стороны энергетиков, и они настаивают на подписании ДПМ лишь в день утверждения долгосрочного рынка. Последнее намечено на февраль.

Тем временем строительство по ДПМ затормозилось. ОГК и ТГК в 2009 году построили лишь 1 ГВт новых мощностей, а должны были 4,3 ГВт. Около 80% инвесторов выбиваются из графика строительства, говорил С.Шматко. В итоге ГОЭЛРО-2, запланированное при РАО "ЕЭС", должно растянуться до 2019 года, тогда как ранее 25 ГВт, "зашитые" в ДПМ, предполагалось ввести в 2012 году.

"Помогать" тем, кому кризис помешал инвестировать в обязательные стройки, государство будет просто: найдет новых инвесторов. Первый кандидат на продажу - ТГК-2 группы "Синтез". Источник в Минэнерго говорил, что в перспективе эту судьбу могут разделить еще три генкомпании.

Строить новые станции все-таки придется. Не из-за спроса, а из-за того, что старые мощности ненадежны.

Этого не могло произойти

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС - главное событие года. И не только потому, что это крупнейшая катастрофа в электроэнергетике России, что под завалами станции погибли 75 человек, а энергосистема лишилась 6,4 ГВт мощности. Авария случилась на самой надежной ГЭС страны. И пока Следственный комитет Генпрокуратуры ищет виновных, все чаще звучит мнение, что случившееся - следствие несовершенства созданной системы управления энергетикой.

С 17 августа мы узнали много нового о том, как работает отрасль. Оказалось, что проверки Ростехнадзора не дают гарантии, что оборудование находится в норме, качество систем автоматического управления технологическими процессами (АСУТП) не закреплено нормативными документами, "Системный оператор" не видит состояние станций, которые использует для регулирования режимов, поставщик оборудования не может контролировать процесс эксплуатации, в Минэнерго нет профессионалов, которые могут и имеют возможность следить за надежностью, в энергокомпаниях не обращают внимания на запредельные режимы работы, да и вообще, акт приема станции в эксплуатацию может быть подписан с множеством оговорок и через 20 лет после пуска.

В результате у государства появился сильный довод к тому, чтобы усилить контроль над отраслью. Первой на себе это ощутила энергобиржа: через пять дней после аварии премьер-министр Владимир Путин поручил подготовить постановление о введении государственного регулирования энергорынка в случае ЧС, ровно в срок - через три месяца - постановление вышло. Это рекорд, в некотором смысле печальный: на фоне массы просроченных реформенных документов становится очевидным, что государство умеет быстро только отбирать свободу.

На выходе закон, позволяющий Ростехнадзору проверять энергообъекты не раз в три года, а когда ведомство посчитает нужным.

Минэнерго готовит поправки в Кодекс об административных правонарушениях и даже Уголовный кодекс, ужесточающие наказание за невыполненные ремонты. В министерстве появилась комиссия для мониторинга за состоянием энергообъектов.

Регламенты по выполнению нормативов на зиму перейдут в ранг закона, опять же с ужесточением санкций за нарушения.

"Системный оператор" получит контрольные функции в отношении надежности энергокомпаний.

Восстанавливать Саяно-Шушенскую ГЭС будут еще пять лет и по новым, ужесточенным требованиям к оборудованию и эксплуатации. По этим же требованиям начнут сооружаться и новые станции, например, Богучанская ГЭС, которую "РусАлу" и "РусГидро" строго поручено построить в срок самим Владимиром Путиным.

Перемена мест

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС привела к перестановкам в руководстве двух крупнейших компаний - "РусГидро" и "Интер РАО". Последнюю покинул Евгений Дод, успешно продвигавший одобренную И.Сечиным экспансию энергокомпании. Переход Е.Дода в "РусГидро" вместе с частью менеджмента "Интер РАО" стал дополнительным аргументом в пользу возможного объединения компаний.

"Интер РАО" возглавил Борис Ковальчук - новый человек в энергетике. В отрасли сын акционера банка "Россия" Юрия Ковальчука, бывший директор департамента правительства, появился только в 2009 году - сначала был избран в советы директоров ОГК-1 и "Интер РАО", затем стал замглавы "Росатома".

Еще одним последствием 17 августа может стать увольнение замминистра энергетики Вячеслава Синюгина, до 2008 года возглавлявшего "РусГидро" и попавшего в список причастных к аварии. По информации источников в ведомствах, отставка может произойти после окончания осенне-зимнего периода.

Но знаковым для 2009 года стал окончательный уход с руководящих постов электроэнергетики команды А.Чубайса. В июле "Федеральную сетевую компанию" покинул "последний из могикан" - Андрей Раппопорт. Его место занял бывший помощник полпреда президента в Сибирском федеральном округе Олег Бударгин. Еще в начале года из другой сетевой компании - "Холдинга МРСК" - ушел Александр Казаков, его место занял экс-менеджер "Рособоронэкспорта", бывший председатель законодательного собрания Амурской области Николай Швец.

Из ключевых фигур времен РАО "ЕЭС" в энергетике остается Борис Вайнзихер, сейчас возглавляющий ТГК-1, но над ним возвышается структура управления "Газпрома".

Таким образом, постреформенной энергетикой будут руководить люди, не связанные с реформой изначально.

RAB надежды

Достижение этого года в регулировании отрасли - возвращение к теме перевода сетевых компаний на RAB. Кризис помешал перейти на новую систему тарифного регулирования в 2009 году, и у государства был повод к тому, чтобы задержать этот процесс еще минимум на год, ведь одно из следствий RAB - рост конечных тарифов на электроэнергию для потребителей, что в кризис с политической точки зрения не желательно.

Но износ сетей в стране достигает 60-70%, а в момент аварий, как, например, с Саяно-Шушенской ГЭС, на них ложится нагрузка по обеспечению перетоков. Чтобы обновить сетевую инфраструктуру, нужны триллионы. Долгосрочный тариф RAB (Regulatory Asset Base - регулируемая база задействованного капитала), основанный на норме возврата вложенного капитала, как раз позволяет их вернуть, в отличие от действовавшей до настоящего времени системы "затраты плюс". Понятный тариф на трех-пятилетний период дает сетевым компаниям возможность привлекать кредиты, а не просить, традиционно, денег у государства.

С 1 января на RAB перейдет ФСК, правда, параметры, которые утвердила для компании ФСТ, ниже тех, на которые она рассчитывала. Кроме того, новая система тарифного регулирования будет применяться к распределительным сетям в 9 регионах, дополнительно к ранее перешедшим на RAB девяти "пилотным" распредсетевым компаниям (РСК). С 1 января не удастся перейти на RAB Москве и Московской области, но это может произойти в течение 2010 года наряду с другими РСК. Такую возможность Минэнерго предусмотрело в законодательстве еще летом.

Сам факт перехода на RAB вызывает оптимизм у участников рынка и инвесторов, ведь ФСК и "Холдинг МРСК" получили инструмент для самостоятельного обновления и увеличения своих фондов. Если государство все-таки решится приватизировать распредсети, они станут одним из самых привлекательных для вложений секторов отрасли.

Закон сохранения энергии

Слово "энергоэффективность" было одним из самых повторяемых в 2009 году. Из докладов профильных чиновников оно пробралось даже в речь президента. Вероятно, этот последний факт объясняет отчасти, почему так стремительно в 2009 году был оформлен итоговый документ по энергоэффективности - закон, а вскоре появится и федеральная программа.

Внимание власти к этой теме стало катализатором. Главное же, энергоэффективность - одна из немногих вещей в энергетике, с которой согласны и государство, и потребители, и производители. Последним предстоит участвовать в рынке мощности, на котором при выравнивании цен на новую и старую генерацию через несколько лет неэффективные мощности продать будет очень сложно.

По законам моды новинки дороги: федеральная программа по энергоэффективности предполагает инвестиции до 2020 года в объеме более 12 трлн рублей.

К концу реализации этой программы эффективным в стране должно быть все: от бытовых приборов до поездов, не говоря уже собственно об энергетике.

Бизнес уже начал осваивать новую нишу, появились энергоаудиторы, энергоконсультанты, энергосервисы. Следующий шаг - энергоэффективность на основе нанотехнологий. О нем в отношении сетей уже заявил глава "Роснано" А.Чубайс.

Пожелания к Новому году

Идеальная модель 2010 года для электроэнергетики выглядит примерно так:

в I квартале правительство утверждает долгосрочный рынок мощности и выдает генкомпаниям на руки новые ДПМ;

генераторы строят намеченные 6 ГВт новой мощности, из которых 4 ГВт частные;

Саяно-Шушенская ГЭС пускает первые три гидроагрегата в течение года, а Богучанская ГЭС - в декабре, "РусГидро" и "РусАл" больше не конфликтуют;

летом появляется Генеральная схема размещения энергообъектов в РФ, и не старая до 2020 г., а новая - до 2030 г.;

потери в сетях снижаются, электроэнергия учитывается и оплачивается, а энергоэффективность становится экономически выгодной;

либерализация продолжается, энергорынок приближается к целевой модели и живет по законам конкуренции;

спрос на электроэнергию, пусть медленно, но растет, энергокомпании генерируют прибыль;

и никаких аварий.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });