3 причины опасаться велосипедистов

Столичные власти открывают пункты велоспроката, расширяют сеть велопарковок и думают над возможностью провоза велосипедов в общественном транспорте. Но увеличению числа велосипедистов на городских улицах рады не все. Основные причины, почему велосипед в городе - это не всегда благо

3 причины опасаться велосипедистов
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 3 июня. INTERFAX.RU - В Москве открывают велопарковки, увеличивают число велодорожек, предлагают новую услугу велопроката. Кроме того, планируется рассмотреть возможность разрешить велосипедистам провозить его в общественном транспорте. Но кроме сторонников передвижения на двух колесах есть и его противники. И это две оставшиеся категории участников дорожного движения - автовладельцы и пешеходы.

Эксперты выделяют три основные причины, почему велосипедисты – это не всегда здорово.

1. Высокий уровень травматизма

Велосипед экономит время, но едва ли экономит нервы, особенно в мегаполисе. Да и польза здоровью в условиях загазованного города сомнительная. К тому же велосипед продолжает оставаться не менее, а иногда и более опасным видом транспорта, чем автомобиль.

По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире на дорогах гибнет более 60 тыс. велосипедистов.

Согласно докладу ВОЗ, именно велосипедисты и пешеходы являются самой незащищенной группой среди всех участников дорожного движения. И хотя многие государства на национальном уровне пропагандируют велосипеды в качестве альтернативы автомобилям, лишь в 79 странах законодательство особо защищает эти категории участников движения и отделяет велосипеды от других транспортных средств.

В 2012 г. в одной только Москве было выявлено 80 тыс. 145 нарушений водителями требований ПДД уступить дорогу пешеходам, велосипедистам, пользующимся преимуществом.

С начала года в Москве произошло уже несколько громких ДТП с участием велосипедистов и автомобилистов, но это не исключительно российская проблема. В конце мая в Британии разгорелся скандал после того, как жительница графства Норфолк Эмма Уэй сбила велосипедиста, а потом похвасталась об этом в Twitter.

"Сбила сегодня велосипедиста. Думаю, я имею на это право, ведь он не платит дорожный налог", - написала она в своем Twitter, сопроводив твит хэштегом #чертовывелосипедисты. Уэй не была изобретателем этого хэштега: его с одинаковой интенсивностью использовали и автомобилисты, жалующиеся на очередного обладателя двух колес, игнорирующего правила дорожного движения, и велосипедисты, иронично отмечающие, что не они одни попадают в аварии.

2. Для велосипедистов нет места

Хотя велосипедисты и пешеходы одинаково незащищены в глазах статистики, когда эти две категории участников движения встречаются между собой, пострадавшим чаще всего оказывается пешеход.

Специальные велодорожки существуют далеко не во всех районах российских городов, а там, где они есть, их очень мало. Кроме того, они в основном несут рекреационную функцию – то есть это не дорожка, по которой можно доехать от дома до работы, а просто место, выделенное в парке, чтоб покататься в свое удовольствие.

Велосипедисты выезжают на проезжую часть, где вызывают гнев автомобилистов, либо же едут по тротуару, на котором мешают пешеходам. А учитывая, что на многих российских улицах часть тротуаров выделена для парковки автомобилей, разойтись на оставшемся месте пешеходам и велосипедистам непросто.

Число велосипедистов на улицах растет, но не вместе с числом дорожек, предназначенных для катания на двухколесном транспорте. Московская мэрия обещает в 2013 году увеличить протяженность велодорожек до 130 км (сейчас в столице всего 82 км специализированных дорожек), что для многомиллионного мегаполиса явно недостаточно.

Итак, дорожек российским велосипедистам категорически не хватает, а как обстоит дело в более велопродвинутых странах?

В Нидерландах пробки из двухколесных средств передвижения стали обыденным делом. В 2012 году газета Le Mondе сообщала, что велодорожки Амстердама попросту переполнены водителями. На улицы голландской столицы ежедневно выезжает около 490 тыс. велосипедов, а население города составляет около 800 тыс. человек. И число горожан, использующих велосипед в качестве основного вида транспорта, с каждым годом растет.

3. Нарушение велосипедистами ПДД

Некоторые велосипедисты могут этого не знать, но они являются такими же участниками дорожного движения, как автомобилисты и пешеходы. И правила дорожного движения на них распространяются так же, как и на всех остальных. К примеру, велосипеды должны быть оборудованы фарами или фонарями. А также велосипедисты являются водителями транспортного средства, въезд которого на тротуары и пешеходные дорожки запрещен.

Немногим лучше обстановка в городах, уже давно адаптированных к большому числу велосипедистов.

"Велосипедисты зачастую не соблюдают правила дорожного движения", - подчеркивает редактор одного из голландских журналов для велосипедистов Нэнси Ньютбум.

"Многие из них проезжают на красный свет, разговаривают в момент движения по телефону, слушают музыку в наушниках. Все это крайне опасно", - добавляет она.

Но даже когда велосипедисты формально соблюдают все правила, они вызывают гнев остальных участников движения. Почему? Потому что они не соблюдают неформальные правила, которые существуют на дороге.

Автомобилисты смирились с тем, что они стоят в пробках и подолгу ждут зеленого сигнала светофора. А велосипедист может себе позволить объехать затор и первым выскочить на перекресток. Правил он не нарушил, но нарушил устоявшийся социальный порядок.

В Британии полагают, что именно это вызывает раздражение водителей. Ситуация в их глазах во многом сходна с "синдромом безбилетника". Автовладелец заплатил транспортный налог, стоит в очереди вместе со всеми, но тут появляется кто-то, этот налог не заплативший, и пролезает вперед.

Согласно ежегодному отчету британского транспортного министерства, в 2011 году (последний доступный на данный момент отчет), только в 47% ДТП с участием велосипедиста сам велосипедист никак не поспособствовал столкновению, т.е. в 53% случаев велосипедист в той или иной степени был причиной инцидента.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'cbujh', p2: 'emwl', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector("#adfox_151179074300466320 #adfox_151179074300466320")) { document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });