ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 00:15

Кризис "кредиток" и доходы банков

В 2009 году общий объём операций по кредитным картам упал в России на 20%. Но, как подсчитало агентство Statbanker.ru, банки смогли заработать $2 млрд процентного дохода, несмотря на проблемы с активностью держателей кредиток

Кризис "кредиток" и доходы банков
Фото: Reuters

Москва. 15 января. IFX.RU - В 2009 году рынок кредитных карт практически не рос. Причина банальна: сказалось отсутствие средств на развитие бизнеса у основных кредитно-карточных игроков. Но стагнация рынка и сдержанная кризисом активность держателей кредитного "пластика" не помешали банкам получить свой процентный доход.

Основным показателем, отслеживаемым всеми банками, является объём операций по оплате товаров и услуг по кредитным картам. Ведь если по карте нет операций, то и неоткуда взяться задолженности, благодаря которой банк может зарабатывать на кредитной карте. Так вот по итогам прошедшего года совокупная задолженность по кредитным картам в России составила $5,2 млрд, подсчитало агентство финансовой статистики Statbanker.ru. Для кризисного года, когда потребители умерили свои аппетиты, не так и плохо. Результат оказался немногим хуже итогов 2008 года, когда совокупный долг по кредитным картам оценивался на уровне $5,4 млрд.

Но даже при таком раскладе банкиры смогли заработать на "кредитках" немногим хуже, чем в 2008 году. Созданный держателями кредитных карт по своим кредиткам долг позволил банкам получить в 2009 году совокупный процентный доход в размере $2 млрд, что несколько ниже, чем в 2008 году, в котором общий процентный доход составлял $2,2 млрд.

К тому же банки не сидят сложа руки и упорно продвигают свои продукты в массы, попутно стараясь расшевелить кредитно-карточных "молчунов".

Кредитно-карточный пейзаж кисти 2009 года

Наиболее активными на рынке кредитных карт в настоящее время являются не более 20 банков. По оценкам Statbanker.ru, большинство из них предлагает кредитные карты платёжных систем VISA и MasterCard, хотя есть и исключения в виде возможности оформления карт American Express и Diners Club.

Наиболее часто банки предлагали классические (или стандартные) кредитные карты. Средний по рынку обещаемый банками размер кредитной линии по таким картам составлял 220 тыс. рублей. Максимум, что обещали, - 350 тыс. рублей, минимум - 90 тыс. рублей.

При этом, как указывается в обзоре, среднестатистический житель большого города с зарплатой до 60 тыс. рублей вряд ли мог рассчитывать на кредитную линию больше 100-120 тыс. рублей.

По золотым кредитным картам размер предлагаемых банками кредитных линий был гораздо выше. Средний размер кредитного лимита по предложениям золотых карт составлял 400 тыс. рублей. Максимальный кредитный лимит мог составить 600 тыс., минимальный - 150 тыс. рублей.

Средняя процентная ставка по рублёвым кредитным картам 26% годовых, а по кредитным картам в долларах США и евро - 21% годовых.

Практически все банки предлагают льготный период кредитования. У большинства банков он составляет в среднем до 50 дней, хотя были и исключения. Минимальный ежемесячный платёж по задолженности по кредитной карте в большинстве банков составлял 10%, но в отдельных банках может составлять всего 3% от суммы задолженности по кредитной карте.

Заработать на "обслуге"

Средняя стоимость годового обслуживания классической (стандартной) кредитной карты составляет 700 рублей, а дополнительной кредитной карты - 400 рублей. Самое дорогое годовое обслуживание стандартной кредитной карты было зафиксировано на уровне 950 рублей, самое дешевое - 325 рублей, указывается в исследовании.

Средняя стоимость годового обслуживания золотой кредитной карты составляет 2,8 тыс. рублей, а дополнительной золотой кредитной карты - 1,6 тыс. рублей. Разброс здесь достаточно большой: от 4,5 тыс. рублей до 1,2 тыс. рублей.

Зарабатывали банкиры и на штрафах. Средний по рынку размер штрафа за просрочку платежа - 700 рублей. Если повезло с банком, то можно было "отделаться" штрафом всего в 500 рублей, если не очень, то можно было распрощаться и с 1 тысячей рублей.

Средний штраф за превышение кредитного лимита составляет 600 рублей. Здесь штрафная "вилка" - от 450 до 700 рублей.

Средняя комиссия за снятие кредитных средств со счёта кредитной карты в собственных банкоматах составляет 3%, но минимум в среднем 250 рублей. Максимальная единовременная комиссия достигала 5%, минимальная ставка - 0,5%.

Средняя комиссия за снятие кредитных средств с кредитных карт в "чужих" банкоматах дороже, и составляет 4%, но минимум в среднем 250 рублей. Максимальную комиссию в 5% единовременно - Минимальную ставку в 1%.

Услуга уведомления о проведённой по кредитной карте операции по SMS практически во всех банках предоставляется бесплатно. Однако, в некоторых банках за этот сервис берут ежемесячную плату. Она составляет от 30 до 65 рублей.

В 2009 году общий объём операций по оплате товаров и услуг, а также снятию наличных по кредитным картам составил в долларовом выражении $14,5 млрд, что на 20% меньше, чем в 2008 году. Общий объём платежей за год по погашению кредитов по кредитным картам достиг $14,7 млрд. Так что было на чем заработать.

"Разговорить молчунов"

Даже в кризис банки упорно подвигают свои карточные продукты. В ход идет все: ведущие операторы кредитных карт рассылают их потенциальным клиентам по почте, проводят массовые презентации карт в компаниях, карты в массовом порядке предлагаются оформить "не отходя от прилавка" в крупных торговых центрах. В результате банки привлекают большую массу новых держателей кредитных карт.

Правда, за время пути кредитной карты к ее будущему владельцу последний успевает несколько "остыть", поскольку карты отсылаются по прошествии определённого времени после подачи заявления. Зачастую согласие клиента оформить карту не всегда носит осознанный характер (“все оформляют, и я оформил”, “финансовый директор сказал, что бы оформляли”, “пристали в торговом центре, я из любопытства и согласилась оформить” и т.д.), и он успевает забыть о многих ключевых моментах продукта, отмечают в StatBanker.ru. В результате, в лучшем случае половина из всех клиентов, обратившихся за получением кредитной карты, в действительности хотя бы раз воспользовалась этой картой, т.е. совершила хотя бы одну операцию по оплате товаров или услуг, или снятия наличных в банкомате. А процент людей, которые использует карту регулярно, т.е. хотя бы один раз в месяц, ещё меньше.

Такие низкие показатели использования продукта создают для банков определённые сложности, так как на привлечение клиентов были потрачены значительные средства, а под открытые кредитные линии банкам необходимо создавать весьма существенные резервы на возможные потери. В этой связи задача мотивации использования кредитных карт как можно более широким кругом клиентов становится крайне актуальной для ряда ведущих кредитно-карточных операторов.

Для стимулирования использования карт пассивными клиентами банки используют выдачу им кредитных карт повышенной категории, изменение тарифов, снижение минимального платежа, введением специальных ставок кредита при оплате по карте крупных покупок, начисление баллов или призовых миль за как можно раннее использование карты.

Но кризис, как выясняется из приведенной выше кредитно-карточной статистики, оказался выше мотиваций.

Новости по теме

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });