Осторожные россияне

Потребительское доверие в России медленно, но верно растет. С июня по декабрь индекс потребительского доверия в России вырос на 4 пункта до 86, свидетельствует исследование Nielsen. Однако по сравнению с оптимизмом потребителей в Бразилии, Индии и Китае, Россия находится в числе наиболее "депрессивных"

Москва. 28 января. IFX.RU - В мировом масштабе доверие потребителей и их готовность тратить растет. Лидерами по оптимизму являются азиатские страны, такие как Китай, Индонезия и Индия. В России идут те же процессы восстановления, но не столь быстрыми темпами. "Конвертация" потребительского оптимизма в реальные продажи в 2010 году будет проходить заметно медленнее, чем на других рынках. Такие выводы делают эксперты компании Nielsen, подготовившие международное исследование потребительских настроений в декабре 2009 года.

Потребители доверяют

К потребителям возвращается доверие к экономике. В целом по миру, индекс потребительского доверия, рассчитываемый Nielsen, вырос до 87 пунктов в декабре прошлого года против 82 пунктов в июне 2009-го.

Самыми "доверчивыми" оказались жители Индонезии. Затем следуют потребители Индии и Бразилии. Причем, в топ-10 стран с самыми высокими показателями индекса оказались преимущественно страны Азии. При этом быстрее всего доверие растет в Гонконге (регион Китая). Здесь индекс с июня вырос на 21 пункт до 100.

В России с июня по декабрь индекс потребительского доверия вырос только на 4 пункта, составив 86.

"Разница между темпами ожидаемого восстановления в разных странах может быть огромна. Если в азиатских рынках потребители уже начали распускать пояса, то в России, а также во многих странах со зрелой экономикой, медленный рост потребительского доверия еще не транслировался в широкую готовность тратить", - говорит Ольга Белова, директор отдела потребительских исследований "Nielsen Россия".

"Потребители России вступили в новый год с осторожным оптимизмом. Индекс потребительского доверия хотя и недотягивает до среднемирового, все же демонстрирует медленный рост - за счет позитивных изменений по всем ключевым показателям индекса. И это хорошие новости для одной из стран с наиболее депрессивными макроэкономическими показателями в европейском регионе", - комментирует О.Белова.

Рецессия - доколе?

На вопрос о том, все ли еще их страна пребывает в рецессии, потребители в разных регионах мира отвечают совершенно по разному.

Так, 83% респондентов в Китае, 73% в Гонконге и 60% в Сингапуре считают, что их страна вышла из рецессии в 4-м квартале 2009 года. Это резко контрастирует с тем, как оценивают состояние национальной экономики потребители в Мексике, США, Великобритании, Украине, Испании и Турции, где 90% опрошенных уверены, что экономика их страны по-прежнему в зоне рецессии.

В Европе зарегистрирован медленный рост позитивных потребительских настроений. К примеру, в Германии доля респондентов, которые говорят, что их страна находится в рецессии, снизилась с 85% в июне до 71% в декабре 2009 года. Здесь каждый четвертый участник, ответивший, что страна находится в рецессии, ожидает выхода из нее в течение года. Даже в Испании, где оказалось больше всего потребителей, считающих, что их страна находится в глубокой рецессии, 28% респондентов надеются, что до конца года ситуация изменится к лучшему.

В России 82% опрошенных уверены, что страна находится с рецессии, что, впрочем, меньше, чем полгода назад, в июне 2009 года (88% опрошенных). При этом каждый четвертый (27%) из российских "рецессионистов" верит, что спад в экономике закончится в ближайший год.

"Медленно, но верно" - мантра, которая поддерживает европейский регион, включая Россию, на пути к восстановлению в 2010 году. То же относится и к США", - говорит О.Белова.

Финансы не поют романсы

Оценка потребителями состояния своих финансов за полгода улучшилось. В декабре уже почти каждый второй (48%) в мире, по данным исследования, считает состояние собственных финансов на ближайший 2010 год отличным или хорошим. В июне таковых было 43%.

Самыми оптимистичными по этому показателю оказались индонезийцы. Среди них 27% считают состояние собственных финансов отличным. В Индии и Бразилии таковых 12% и 10% соответственно.

У россиян мнение о своем материальном положении также улучшилось. В декабре 55% наших соотечественников назвали состояние своих финансов хорошим или отличным против 49% в июне. Правда, доля тех, кто считает свое финансовое состояние отличным, невелика (5% в июне и 4% в декабре).

К шопингу готовы?

Итак, финансовое самомнение у потребителей в мире повысилось. Теперь вопрос в том, как жители разных стран намерены тратить свои свободные средства (оставшиеся после основных затрат на проживание - покупки продуктов питания и коммунальных платежей). Как свидетельствует исследование, предпочтения потребителей сильно разняться.

К примеру, предусмотрительные азиаты намерены больше инвестировать и сберегать, тогда как россияне, прежде всего, выбирают покупку одежды и путешествия.

Так, по данным исследования Nielsen, Китай лидирует по планируемым частным инвестициям (57% респондентов сообщили, что планируют потратить свободные средства на покупку акций и вложения в инвестиционные фонды), покупке новых технологических новинок (44%).

Впрочем, китайцы также не забывают о сиюминутных тратах и развлечениях, занимая второе место после России по намерениям тратиться на покупку новой одежды (53%) и путешествия (50%). Что касается путешествий, то "азиатские потребители серьезно порезали эту статью расходов в период экономического спада, и как только ситуация улучшилась, с удовольствием принялись планировать заслуженный отпуск", - говорит Джеймс Руссо, вице-президент подразделения Nielsen Consumer Insights, которое занимается изучением глобальных потребительских тенденций.

В Европе общее настроение потребителей в отношении новых покупок можно охарактеризовать как "умеренный пессимизм". Лишь каждый третий (30%) участник исследования в регионе считает ближайшие несколько месяцев удачным временем для покупки товаров.

Россия - в общем европейском тренде и даже на общем фоне выглядит оптимистичнее. 34% считают ближайшие полгода хорошим временем для совершения покупок, в июне таковых было 29%.

Список приоритетных статей расходов в России изменился незначительно. На первых местах - покупка одежды (58%), ремонт и обустройство дома (46%), сбережения (45%), покупка технологических товаров (41%), а также отпуск и путешествия (40%).

Еще одним показателем медленного восстановления покупательной способности потребителей в России может служить тот факт, что доля респондентов, которые продолжают экономить, покупая более дешевые марки продуктов питания, снизилась с 40% в июне до 33% в декабре.

"Частное инвестирование и частное потребление являются значимыми факторами, которые стимулируют восстановительные процессы в азиатских странах сегодня", - отмечает Ольга Белова.

Однако первый фактор слабо развит в России (по данным исследования, лишь 7-10% респондентов планируют вкладывать свободные средства в рынок акций и инвестиционные фонды) то второй - частное потребление - пока восстанавливается слишком медленно, что сказывается на темпах восстановления экономики, подчеркивает эксперт.

"Лишь когда потребители получат больше оснований для уверенности, они будут готовы отбросить всю осторожность и начать тратить. Пока же "конвертация" потребительского оптимизма в реальные продажи в 2010 году будет проходить заметно медленнее, чем на других рынках", - полагает О.Белова.

За работу беспокоимся меньше

Настроение потребителей улучшились и в отношении рынка труда. В декабре 37% потребителей в мире оценивали свои перспективы трудоустройства на ближайший год как отличные или хорошие (в июне таковых было 30%).

Показательно, что 7 стран из десятки, наиболее оптимистично оценивающих перспективы трудоустройства, - из Азии. Впереди планеты всей - Индия и Индонезия, где соответственно 83% и 70% респондентов считают свои перспективы на рынке труда хорошими или отличными.

Россияне в своих оценках гораздо более сдержаны. Только 27% считают их хорошими или отличными (против 23% в июне).

На что жалуетесь?

Для российских потребителей главным источником для беспокойства по-прежнему является экономика, однако общее напряжение в этом вопросе снижается.

За последние полгода россияне стали заметно меньше волноваться о сохранении работы и состоянии национальной экономики, зато все больше их заботит состояние собственного здоровья и рост цен на ЖКХ. Последний пункт в декабре занимает третье место в списке главных источников для беспокойства - вместе с такими пунктами, как сохранение рабочего места, благополучие и образование детей.

/IFX.RU/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail

Новости по теме

Мир поверил в экономику

Экономика
S&P понизило рейтинги Китая впервые с 1999 годаS&P понизило рейтинги Китая впервые с 1999 года
Рейтинговое агентство отмечает увеличение экономических и финансовых рисков в КНРПодробнее
"Онэксим" Прохорова продал "Сноб" его гендиректору"Онэксим" Прохорова продал "Сноб" его гендиректору
Это был последний российский медиа-актив группы, которая ранее продала РБК группе ЕСН Григория БерезкинаПодробнее
ЦБ вслед за "Открытием" санирует БинбанкЦБ вслед за "Открытием" санирует Бинбанк
Финансовое оздоровление будет проводиться через Фонд консолидации банковского сектораПодробнее
Бинбанк попросил помощи у государства. ОбобщениеБинбанк попросил помощи у государства. Обобщение
Специалисты говорят о перспективе увеличения государственной доли в банковском сектореПодробнее
"Почта России" останется без госсубсидий"Почта России" останется без госсубсидий
Вопрос финансовой помощи не будет рассматриваться, заявил вице-премьер Аркадий ДворковичПодробнее
ЦБ РФ решил предоставить Бинбанку деньги для поддержки ликвидностиЦБ РФ решил предоставить Бинбанку деньги для поддержки ликвидности
Ранее РБК сообщил, что на прошлой неделе ЦБ выделил Бинбанку кредит перед возможной санациейПодробнее
Новости в разделах
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи
Конференции