ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 13:15

"Несущественная" большая тройка

ФАС не согласовала проект закона, позволяющий распространить на компании мобильной связи статус существенных операторов. Позиция ведомства разошлась со мнением Минкомсвязи

"Несущественная" большая тройка
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 25 июня. FINMARKET.RU - Высшие чиновники России признают, что государственное регулирование в ряде случаев является избыточным. Но периодически находятся желающие установить госрегулирование в новых отраслях - депутаты предложили признать компании мобильной связи "существеными операторами", что предполагает обязанность этих операторов предоставлять свои сети для присоединения других операторов по регулируемым государством тарифам. Эту позицию поддержало Минкомсвязи, но Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила против.

ФАС не согласовала проект закона, позволяющий распространить на компании мобильной связи статус существенных операторов. Также ФАС отказалась согласовать подготовленный Минкомсвязи проект официального отзыва правительства РФ на законопроект, говорится в сообщении антимонопольного ведомства.

Кроме того, ФАС направила в правительство и Минкомсвязи предложение исходить при определении операторов, подлежащих госрегулированию, из принципов доминирования на рынке, а не из технических критериев.

Как сообщалось, Минкомсвязи поддержало концепцию законопроекта, предполагающего распространение статуса существенного оператора на компании мобильной связи. Концепция предполагает доработку термина "существенный оператор" во второй статье закона "О связи". Законопроект был предложен депутатом Госдумы Максимом Коробовым.

Статус существенного оператора предполагает его обязанность предоставлять свои сети для присоединения других операторов по регулируемым государством тарифам. В настоящее время существенными признаются только операторы фиксированной связи, которые вместе с аффилированными лицами обладают в географически определенной зоне нумерации или на всей территории РФ не менее чем 25% монтированной емкости либо имеют возможность осуществлять пропуск не менее чем 25% трафика.

Внесение поправок М.Коробова может позволить считать существенными мобильных операторов "большой тройки" - ОАО "Мобильные телесистемы" (МТС), ОАО "Вымпелком" и ОАО "Мегафон".

По мнению ФАС, "предлагаемые изменения необоснованно расширяют круг операторов связи, чья деятельность подлежит государственному регулированию, распространяя его, в частности, на сотовых операторов".

"Применение методов ценового регулирования на рынках, находящихся в состоянии конкуренции, может привести к стимулированию роста издержек предприятий, что повлечет за собой негативные последствия для потребителей, а также приведет к созданию дополнительных необоснованных административных барьеров входа на телекоммуникационный рынок", - заявила ФАС.

Это не первая попытка через внесение изменений в закон "О связи" распространить госрегулирование на конкурентные сектора рынка телекоммуникаций, напоминает ведомство. Ранее ФАС неоднократно давала отрицательные заключения, которые поддерживались отраслевым регулятором и правительством, на аналогичные законопроекты.

Между тем, действующее антимонопольное законодательство потенциально позволяет причислить все компании "большой тройки" к доминирующим компаниям, на которые ФАС предлагает распространить госрегулирование.

Согласно закону "О защите конкуренции", доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%. Исключение может быть сделано в случае, если ФАС установит, что, несмотря на превышение 50%-ного порога, положение субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В ряде случаев доминирующей может быть признана и компания, занимающая менее половины, но более 35% рынка.

В настоящее время ни один из операторов "большой тройки" не занимает более 35% рынка РФ по количеству абонентов. По состоянию на конец I квартала доля МТС составляет 32,8%, "Мегафона" - 24,5%, "Вымпелкома" - 24,3%. Доли по выручке, соответственно - 36,2%, 31,4% и 32,4%.

В то же время, на сотовые компании потенциально может быть распространено другое положение закона "О конкуренции", согласно которому доминирующим может быть признано положение каждого из трех хозяйствующих субъектов, совокупная доля которых превышает 50%. Это правило действует, если каждого из них превышает доли других компаний на рынке.

По аналогичной схеме доминирующей может быть признана каждая из пяти компаний, в совокупности занимающих более 70% рынка.

Впервые идею причислить мобильных операторов к разряду существенных в августе 2006 года озвучил Виталий Слизень, который незадолго до того момента покинул пост директора департамента госполитики в области ИКТ Мининформсвязи (став гендиректором ЗАО "Синтерра") и являлся помощником М.Коробова. Он же был автором поправок, которые отменили плату за входящие звонки на мобильные телефоны (принцип "платит звонящий", CPP).

Сами сотовые операторы всегда скептически относились к предложению о признании их существенными и выступали против этого законопроекта.

"Если есть желание усилить регулирование отраслью, то я не понимаю, зачем это делать, - говорил недавно "Интерфаксу" президент МТС Михаил Шамолин. - Мобильная связь - одна из немногих отраслей российской экономики, в которой цены снижались на протяжении последних 15 лет, а во всех отраслях, где регулировалось ценообразование - они росли". "Я считаю, что сотовая отрасль росла такими темпами, потому что там было оптимальное госрегулирование. Уровень конкуренции на рынке мобильной связи - один из самых высоких в России", - сказал М.Шамолин.

Ассоциация региональных операторов связи (АРОС), напротив, поддержала позицию Госдумы, напомнив, что операторы "большой тройки", особенно "Вымпелком", в ряде регионов затягивают решение вопроса о присоединении сетей либо вовсе отказывают в присоединении. Это сказывается на тарифах региональных операторов для абонентов, делая их неконкурентоспособными по сравнению с "большой тройкой", утверждает АРОС.

"Связьинвест", компании которого в совокупности занимают четвертое место по количеству абонентов на мобильном рынке РФ, комментировать законопроект М.Коробова отказался.

Между тем, недавно первый замгендиректора холдинга Александр Провоторов заявил, что объединение активов "Связьинвеста" на базе "Ростелекома" происходит без создания преференций в области регулирования.

"В текущей системе регулирования сохраняются условия, не способствующие эффективной конкуренции на рынке. Законодательство требует дальнейшего развития в связи с избыточным уровнем регулирования деятельности группы "Связьинвест", - сказал А.Провоторов.

"Нерегулируемый доступ к ромуингу на сетях федеральных сотовых операторов приводит к заградительным тарифам", - отметил он.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });