Как поженить рынок и госконтроль

Решением проблемы резкого роста цен на электроэнергию должно стать усиление госконтроля в отрасли, считает президент Дмитрий Медведев. Одновременно глава государства высказался за скорейшее привлечение частных игроков к управлению распредсетевым комплексом

Москва. 14 марта. FINMARKET.RU - Государство, последние годы рьяно желавшее поставить электроэнергетику на рыночные рельсы, теперь, после полной либерализации энергорынка для бизнеса и внушительного числа "новинок" в отрасли, с не меньшим энтузиазмом пытается удержать рост цен для конечных потребителей. Более того, власти заявляют о необходимости усиления государственного контроля в электроэнергетике.

В пятницу президент РФ Дмитрий Медведев на президиуме Госсовета решил взбодрить "расслабившихся" после реформы электроэнергетиков.

"Почему-то возникло ощущение, в том числе у руководства, что теперь этот рост (цен) может определяться спросом и предложением без какого бы то ни было государственного влияния, при том, что у нас электроэнергетика остается регулируемой отраслью", - обратился президент к чиновникам и энергетикам.

Флагманской темой президиума стал вопрос о причинах роста цен для потребителей и мерах по их сдерживанию. Наряду с уже обсуждавшимися ранее предложениями Д.Медведев неожиданно затронул и скорейшее привлечение в распредсетевой комплекс частных инвесторов, а также усиление роли потребителей электроэнергии в разработке правил игры на энергорынке.

Рост цен как угроза экономике

Проблема резкого роста конечных цен на электроэнергию, который наблюдается с начала текущего года, обсуждается уже не первый раз и теперь уже - на самом высоком уровне. В своем выступлении на президиуме Госсовета, посвященного развитию отрасли, Д.Медведев привел примеры "вызывающего" увеличения цен на электроэнергию и выразил опасение, что дальнейший рост может затормозить экономическое развитие страны.

"Реальной угрозой нашего экономического роста стало увеличение цен на электроэнергию. Это реальная угроза", - сказал он, отметив, что начиная с 2000 года тарифы на электроэнергию выросли более чем в три раза.

По мнению главы государства, такая ситуация в отрасли была вызвана, в том числе, "расслабленностью" энергетиков в постреформенное время, а решением проблемы должно стать усиление госконтроля в электроэнергетике. "Так не годится. Поэтому я хотел бы, чтобы все понимали свое место в этом строю", - заявил Д.Медведев.

Одновременно он призвал бизнес как потребителей электроэнергии к более плотному участию в разработке путей развития отрасли и даже предложил увеличить число представителей покупателей в наблюдательном совете НП "Совет рынка", "а то это структура - фактически филиал Минэнерго, а задумывалась она в других целях". Партнерство призвано заниматься развитием российского энергорынка.

"Потребители фактически отстранены от ценообразования - это такая тусовка, междусобойчик, который в ценообразовании не участвует", - считает Д.Медведев.

При этом предложение президента прислушиваться к бизнесу в разработке "правил игры" в отрасли "не значит, что нужно обязательно прямо так и поступить". "Но это, что называется, потребности, которые идут от земли", - пояснил свою позицию президент.

Еще одной и, пожалуй, основной причиной скачка цен вновь был назван рост тарифов на передачу, а также сбыт электроэнергии. "Основное увеличение цены приходится на распределительные сети и сбыт", - сказал Д.Медведев.

Ранее власти уже признавали, что рост цен на транспортировку в свою очередь был вызван переходом к RAB-регулированию услуг распредсетей. Этот метод тарифообразования основан на возвратности на многомиллиардные инвестиции, он несколько лет активно лоббировался государством как механизм модернизации сетевого комплекса РФ, а теперь ударные темпы перехода на новое тарифное регулирование вызывают у властей лишь критику и обвинения в росте цен.

Присутствовавший на заседании вице-премьер Игорь Сечин, который курирует отрасль в правительстве, отметил, что рост цен на распределение электроэнергии - это результат в первую очередь "регионального фактора", и на него приходятся 60% нагрузки на цену. Для решения этой проблемы И.Сечин предложил ввести в региональные тарифные органы представителей Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и "Совета рынка".

"Нам представляется, что было бы возможно проработать вопрос более плотной координации. Рассмотреть возможность внедрения туда представителей ФАС, "Совета рынка", с участием ФСТ", - заявил И.Сечин.

"Давайте это сделаем, не вопрос", - ответил Д.Медведев.

Наряду с ранее уже звучавшими из уст государства мерами по сдерживанию цен - пересмотр стоимости мощности генераторов, работающих в вынужденных режимах, сглаживание тарифов сетевых компаний - президент также назвал отмену платы за излишний резерв мощностей, нормативы которых достались современной электроэнергетике в наследство от советских времен.

Нужна ли конкуренция в распредсетях

Однако гораздо более неожиданным прозвучало высказывание главы государства по поводу скорейшего привлечения частных игроков к управлению распредсетевым комплексом и даже к приватизации компаний, подконтрольных "Холдингу МРСК".

"Хотел бы особо подчеркнуть, к тому же меня об этом постоянно просят руководители субъектов Федерации, должна произойти, наконец, передача в управление или приватизация региональных распределительных компаний, которые находятся под контролем "Холдинга МРСК", - заявил президент, полагая, что такая мера может способствовать сдерживанию роста цен на электроэнергию.

Неожиданность такого заявления заключается в том, что ранее и сам холдинг, и Минэнерго высказывались за продление до 2015 года моратория на приватизацию распредсетей, действие которого по законодательству закончилось с 2011 года. Правда, стоит отметить, что "Холдинг МРСК" все еще в поиске путей дальнейшего развития и в числе возможных перспектив называл и приватизацию, и передачу в управление зарубежным инвесторам, и переход на единую акцию.

"Нужно определиться, что нам делать - нужна ли конкуренция в распределении. Но опять же мы не должны это все затягивать. Я общался с коллегами - губернатором Петербурга, другими - у них эта проблема сверхназревшая, перезревшая просто", - посетовал президент, отметив, что этот вопрос требует скорейшего решения.

"Нужно действовать, а не спать, потому что наши тарифы растут, а мы наблюдаем за этим процессом", - сказал Д.Медведев.

Однако к вопросу приватизации распредсетей более осторожно подошла министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина. Она отметила, что это спорный вопрос - "нужно ли там иметь конкуренцию, если при этом мы дублируем ряд издержек". "Вопрос приватизации можно было бы решать, в том числе проведя эксперимент по тому, чтобы часть сетевых компаний передать в управление частным компаниям", - сказала министр. "После этого опыта уже решать, нужно приватизировать или не нужно приватизировать, и определиться, нужна здесь конкуренция или не нужна",- сказала Э.Набиуллина.

При этом, по ее мнению, конкуренция в распредсетевом комплексе должна повлечь за собой "абсолютную прозрачность" компаний, "должно быть эффективное регулирование, эффективный менеджмент".

И генераторам досталось

В ходе президиума Госсовета Д.Медведев не обошел стороной и популярную тему неисполнения инвестпрограмм генкомпаниями. На этот раз поименного оглашения "двоечников" не было, зато иностранные инвесторы по традиции были названы в числе "отличников".

"По той информации, которая у меня есть, далеко не все запланированные (на 2011 год) объекты будут введены в строй, это большое количество объектов ОГК и ТГК, которые принадлежат различным инвесторам. По всем из них идет отставание", - заявил глава государства. По мнению президента, отсрочки реализации инвестпроектов в ряде случаев могут быть вызваны объективными причинами, "но где-то это связано с восприятием основными инвесторами этих задач".

"Они считают, что это вторичные задачи, что государство в очередной раз закроет глаза на это и все простит", - считает Д.Медведев. Первоначально, по его словам, отсрочки были связаны с кризисом, когда были пересмотрены инвестиционные планы ОГК и ТГК, "еще что-то сделали потом".

"Если большинство считает принятую схему размещения объектов электроэнергетики (до 2030 г. - ИФ) неправильной и ратует за пересмотр этой схемы, то мы ее поменяем, но принятые обязательства должны исполняться - и государством, и бизнесом", - настаивает глава государства.

"Почему иностранцы, которые тоже у нас сидят в этих объектах (генкомпаниях), все делают в срок - там что, кризиса не было?" - недоумевает Д.Медведев.

Генкомпании, опрошенные "Интерфаксом", предпочли не комментировать заявления президента, а отчитываться о масштабных инвестиционных планах.

Подконтрольная итальянскому Enel ОАО "Энел ОГК-5" в 2011 году планирует ввести новые блоки на Среднеуральской и Невинномысской ГРЭС по 410 МВт каждый (ранее их ввод планировался на 2010 год, но был перенесен).

"Фаза строительства практически завершена, основное оборудование смонтировано, готово к введению в эксплуатацию и началу выработки электроэнергии. Новые прогнозы по датам пуска связаны с процедурой получения разрешений: компания сейчас завершает подготовку всей необходимой разрешительной документации", - заявила "Интерфаксу" пресс-секретарь генерирующей компании Мария Зонова.

В еще одной подконтрольной иностранному инвестору (германскому E.On) компании - ОАО "ОГК-4" - "Интерфаксу" сообщили, что реализация инвестпрограммы идет с четким соблюдением принятых сроков. "В завершающей стадии, стадии горячей пуско-наладки находятся три объекта нового строительства ОГК-4 - на Яйвинской ГРЭС и Сургутской ГРЭС-2, суммарной мощностью 1200 МВт", - сказала пресс-секретарь генкомпании Анна Мартынова. Блоки будут введены в строй по плану - в июне и августе-сентябре 2011 года.

Представитель генкомпании также напомнила, что в 2010 была пущена ПГУ мощностью 400 МВт Шатурской ГРЭС.

Получить комментарий крупнейшего игрока отрасли - "Газпром энергохолдинга", владеющего ОАО "ОГК-2" , ОАО "ОГК-6", ОАО "ТГК-1" и ОАО Мосэнерго" (ТГК-3) - "Интерфаксу" не удалось. Хотя когда-то именно "Газпром" в числе первых просил государство оптимизировать инвестпрограммы своих генкомпаний с поправкой на кризис.

Представитель другого участника рынка, также владеющего значительными мощностями (ОАО "ТГК-5, ОАО "ТГК-6", ОАО "ТГК-7", ОАО ТГК-9") - "КЭС-Холдинга" - сообщил "Интерфаксу", что в 2011 году КЭС планируют ввод двух крупных энергетических объектов. Это новый блок на Сызранской ТЭЦ 235 МВТ и ПГУ мощностью 124 МВт на Пермской ТЭЦ-6. "Таким образом, инвестиционная программа холдинга вступила в активную фазу, с учетом этих проектов в ближайшие 3 года мы планируем ввести порядка 1400 МВт новой мощности, а до 2017 года - в общей сложности 3 тыс. МВт", - сообщила представитель компании Надежда Рукина.

В ОАО "ОГК-3" замечания президента считают "вполне справедливыми и обоснованными". "В ОГК-3 своевременное завершение собственных инвестпроектов считают задачей под номером один", - заявил "Интерфаксу" пресс-секретарь компании Максим Радецкий.

"Вместе с тем, несовершенство существующей в России модели строительства энергообъектов "под ключ", необязательность банковских гарантий, приводит к угрозам срыва установленных правительством сроков ввода объектов", - отметил собеседник агентства.

Столкнувшись с этим, ОГК-3 недавно вынуждена была расторгнуть договор с EPC-подрядчиком (ЗАО "Энергопроект") строительства 3-го энергоблока Харанорской ГРЭС в Забайкалье. "Взяв на себя управление проектом, генкомпания уверена, что не допустит нарушений условий ДПМ (договора на предоставление мощности)", - заверяет ОГК.

В ОАО "Интер РАО ЕЭС", которое владеет и управляет рядом генерирующих активов РФ, в том числе крупнейшей генкомпанией ОАО "ОГК-1", заявляют, что в текущем году новых вводов на объектах холдинга не планируется. Все проекты исполняются вовремя, а в качестве примера собеседник агентства привел пуск в 2010 году новых 450 МВт Калининградской ТЭЦ-2 (совместный с "Газпромом" проект).

Как сообщалось, в августе 2010 года правительство РФ утвердило перечень обязательных инвестпроектов в генерации электроэнергии. Эти объекты включены в договоры на предоставление мощности (ДПМ), которые фиксируют обязательства инвесторов по вводу новых мощностей, а также гарантируют спрос на такие мощности.

Всего ОГК и ТГК должны в рамках ДПМ ввести 28 ГВт до 2017 года.

/Финмаркет/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
Суд в Лондоне примет решение по иску РФ о долге Украины в $3 млрд в течение 1-3 месяцевСуд в Лондоне примет решение по иску РФ о долге Украины в $3 млрд в течение 1-3 месяцев
Киев в декабре 2015 года допустил дефолт по евробондам, выкупленным Россией в декабре 2013 года на средства Фонда национального благосостоянияПодробнее
Alibaba будет спонсором Олимпийских игр до 2028 годаAlibaba будет спонсором Олимпийских игр до 2028 года
Сотрудничество начнется уже на ближайшей зимней Олимпиаде, которая пройдет в 2018 году в южнокорейском городе ПхёнчханПодробнее
КС допустил выплату частичной компенсации экс-акционерам ЮКОСаКС допустил выплату частичной компенсации экс-акционерам ЮКОСа
Она может быть выплачена в случае обнаружения нового имущества компанииПодробнее
Банки попросят ЦБ отменить обязательный перевод бюджетных выплат на карты "Мир"Банки попросят ЦБ отменить обязательный перевод бюджетных выплат на карты "Мир"
Предполагается, что с 1 января 2018 года все операции по счетам, на которые поступают деньги из бюджета, будут осуществляться только с помощью отечественных картПодробнее
Правительство решило не тратить доходы от более высоких цен на нефтьПравительство решило не тратить доходы от более высоких цен на нефть
Предполагается, что в следующем году при $55 за баррель нефти бюджет может получить дополнительно около 1,4 трлн рублейПодробнее
Deutsche Bank оценил вероятность отмены санкций США против РФ в 65%Deutsche Bank оценил вероятность отмены санкций США против РФ в 65%
В связи с этим банк оптимистично настроен по поводу курса рубляПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи