ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 22:30

Как поженить рынок и госконтроль

Решением проблемы резкого роста цен на электроэнергию должно стать усиление госконтроля в отрасли, считает президент Дмитрий Медведев. Одновременно глава государства высказался за скорейшее привлечение частных игроков к управлению распредсетевым комплексом

Как поженить рынок и госконтроль
Photostogo.com/Russian Look

Москва. 14 марта. FINMARKET.RU - Государство, последние годы рьяно желавшее поставить электроэнергетику на рыночные рельсы, теперь, после полной либерализации энергорынка для бизнеса и внушительного числа "новинок" в отрасли, с не меньшим энтузиазмом пытается удержать рост цен для конечных потребителей. Более того, власти заявляют о необходимости усиления государственного контроля в электроэнергетике.

В пятницу президент РФ Дмитрий Медведев на президиуме Госсовета решил взбодрить "расслабившихся" после реформы электроэнергетиков.

"Почему-то возникло ощущение, в том числе у руководства, что теперь этот рост (цен) может определяться спросом и предложением без какого бы то ни было государственного влияния, при том, что у нас электроэнергетика остается регулируемой отраслью", - обратился президент к чиновникам и энергетикам.

Флагманской темой президиума стал вопрос о причинах роста цен для потребителей и мерах по их сдерживанию. Наряду с уже обсуждавшимися ранее предложениями Д.Медведев неожиданно затронул и скорейшее привлечение в распредсетевой комплекс частных инвесторов, а также усиление роли потребителей электроэнергии в разработке правил игры на энергорынке.

Рост цен как угроза экономике

Проблема резкого роста конечных цен на электроэнергию, который наблюдается с начала текущего года, обсуждается уже не первый раз и теперь уже - на самом высоком уровне. В своем выступлении на президиуме Госсовета, посвященного развитию отрасли, Д.Медведев привел примеры "вызывающего" увеличения цен на электроэнергию и выразил опасение, что дальнейший рост может затормозить экономическое развитие страны.

"Реальной угрозой нашего экономического роста стало увеличение цен на электроэнергию. Это реальная угроза", - сказал он, отметив, что начиная с 2000 года тарифы на электроэнергию выросли более чем в три раза.

По мнению главы государства, такая ситуация в отрасли была вызвана, в том числе, "расслабленностью" энергетиков в постреформенное время, а решением проблемы должно стать усиление госконтроля в электроэнергетике. "Так не годится. Поэтому я хотел бы, чтобы все понимали свое место в этом строю", - заявил Д.Медведев.

Одновременно он призвал бизнес как потребителей электроэнергии к более плотному участию в разработке путей развития отрасли и даже предложил увеличить число представителей покупателей в наблюдательном совете НП "Совет рынка", "а то это структура - фактически филиал Минэнерго, а задумывалась она в других целях". Партнерство призвано заниматься развитием российского энергорынка.

"Потребители фактически отстранены от ценообразования - это такая тусовка, междусобойчик, который в ценообразовании не участвует", - считает Д.Медведев.

При этом предложение президента прислушиваться к бизнесу в разработке "правил игры" в отрасли "не значит, что нужно обязательно прямо так и поступить". "Но это, что называется, потребности, которые идут от земли", - пояснил свою позицию президент.

Еще одной и, пожалуй, основной причиной скачка цен вновь был назван рост тарифов на передачу, а также сбыт электроэнергии. "Основное увеличение цены приходится на распределительные сети и сбыт", - сказал Д.Медведев.

Ранее власти уже признавали, что рост цен на транспортировку в свою очередь был вызван переходом к RAB-регулированию услуг распредсетей. Этот метод тарифообразования основан на возвратности на многомиллиардные инвестиции, он несколько лет активно лоббировался государством как механизм модернизации сетевого комплекса РФ, а теперь ударные темпы перехода на новое тарифное регулирование вызывают у властей лишь критику и обвинения в росте цен.

Присутствовавший на заседании вице-премьер Игорь Сечин, который курирует отрасль в правительстве, отметил, что рост цен на распределение электроэнергии - это результат в первую очередь "регионального фактора", и на него приходятся 60% нагрузки на цену. Для решения этой проблемы И.Сечин предложил ввести в региональные тарифные органы представителей Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и "Совета рынка".

"Нам представляется, что было бы возможно проработать вопрос более плотной координации. Рассмотреть возможность внедрения туда представителей ФАС, "Совета рынка", с участием ФСТ", - заявил И.Сечин.

"Давайте это сделаем, не вопрос", - ответил Д.Медведев.

Наряду с ранее уже звучавшими из уст государства мерами по сдерживанию цен - пересмотр стоимости мощности генераторов, работающих в вынужденных режимах, сглаживание тарифов сетевых компаний - президент также назвал отмену платы за излишний резерв мощностей, нормативы которых достались современной электроэнергетике в наследство от советских времен.

Нужна ли конкуренция в распредсетях

Однако гораздо более неожиданным прозвучало высказывание главы государства по поводу скорейшего привлечения частных игроков к управлению распредсетевым комплексом и даже к приватизации компаний, подконтрольных "Холдингу МРСК".

"Хотел бы особо подчеркнуть, к тому же меня об этом постоянно просят руководители субъектов Федерации, должна произойти, наконец, передача в управление или приватизация региональных распределительных компаний, которые находятся под контролем "Холдинга МРСК", - заявил президент, полагая, что такая мера может способствовать сдерживанию роста цен на электроэнергию.

Неожиданность такого заявления заключается в том, что ранее и сам холдинг, и Минэнерго высказывались за продление до 2015 года моратория на приватизацию распредсетей, действие которого по законодательству закончилось с 2011 года. Правда, стоит отметить, что "Холдинг МРСК" все еще в поиске путей дальнейшего развития и в числе возможных перспектив называл и приватизацию, и передачу в управление зарубежным инвесторам, и переход на единую акцию.

"Нужно определиться, что нам делать - нужна ли конкуренция в распределении. Но опять же мы не должны это все затягивать. Я общался с коллегами - губернатором Петербурга, другими - у них эта проблема сверхназревшая, перезревшая просто", - посетовал президент, отметив, что этот вопрос требует скорейшего решения.

"Нужно действовать, а не спать, потому что наши тарифы растут, а мы наблюдаем за этим процессом", - сказал Д.Медведев.

Однако к вопросу приватизации распредсетей более осторожно подошла министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина. Она отметила, что это спорный вопрос - "нужно ли там иметь конкуренцию, если при этом мы дублируем ряд издержек". "Вопрос приватизации можно было бы решать, в том числе проведя эксперимент по тому, чтобы часть сетевых компаний передать в управление частным компаниям", - сказала министр. "После этого опыта уже решать, нужно приватизировать или не нужно приватизировать, и определиться, нужна здесь конкуренция или не нужна",- сказала Э.Набиуллина.

При этом, по ее мнению, конкуренция в распредсетевом комплексе должна повлечь за собой "абсолютную прозрачность" компаний, "должно быть эффективное регулирование, эффективный менеджмент".

И генераторам досталось

В ходе президиума Госсовета Д.Медведев не обошел стороной и популярную тему неисполнения инвестпрограмм генкомпаниями. На этот раз поименного оглашения "двоечников" не было, зато иностранные инвесторы по традиции были названы в числе "отличников".

"По той информации, которая у меня есть, далеко не все запланированные (на 2011 год) объекты будут введены в строй, это большое количество объектов ОГК и ТГК, которые принадлежат различным инвесторам. По всем из них идет отставание", - заявил глава государства. По мнению президента, отсрочки реализации инвестпроектов в ряде случаев могут быть вызваны объективными причинами, "но где-то это связано с восприятием основными инвесторами этих задач".

"Они считают, что это вторичные задачи, что государство в очередной раз закроет глаза на это и все простит", - считает Д.Медведев. Первоначально, по его словам, отсрочки были связаны с кризисом, когда были пересмотрены инвестиционные планы ОГК и ТГК, "еще что-то сделали потом".

"Если большинство считает принятую схему размещения объектов электроэнергетики (до 2030 г. - ИФ) неправильной и ратует за пересмотр этой схемы, то мы ее поменяем, но принятые обязательства должны исполняться - и государством, и бизнесом", - настаивает глава государства.

"Почему иностранцы, которые тоже у нас сидят в этих объектах (генкомпаниях), все делают в срок - там что, кризиса не было?" - недоумевает Д.Медведев.

Генкомпании, опрошенные "Интерфаксом", предпочли не комментировать заявления президента, а отчитываться о масштабных инвестиционных планах.

Подконтрольная итальянскому Enel ОАО "Энел ОГК-5" в 2011 году планирует ввести новые блоки на Среднеуральской и Невинномысской ГРЭС по 410 МВт каждый (ранее их ввод планировался на 2010 год, но был перенесен).

"Фаза строительства практически завершена, основное оборудование смонтировано, готово к введению в эксплуатацию и началу выработки электроэнергии. Новые прогнозы по датам пуска связаны с процедурой получения разрешений: компания сейчас завершает подготовку всей необходимой разрешительной документации", - заявила "Интерфаксу" пресс-секретарь генерирующей компании Мария Зонова.

В еще одной подконтрольной иностранному инвестору (германскому E.On) компании - ОАО "ОГК-4" - "Интерфаксу" сообщили, что реализация инвестпрограммы идет с четким соблюдением принятых сроков. "В завершающей стадии, стадии горячей пуско-наладки находятся три объекта нового строительства ОГК-4 - на Яйвинской ГРЭС и Сургутской ГРЭС-2, суммарной мощностью 1200 МВт", - сказала пресс-секретарь генкомпании Анна Мартынова. Блоки будут введены в строй по плану - в июне и августе-сентябре 2011 года.

Представитель генкомпании также напомнила, что в 2010 была пущена ПГУ мощностью 400 МВт Шатурской ГРЭС.

Получить комментарий крупнейшего игрока отрасли - "Газпром энергохолдинга", владеющего ОАО "ОГК-2" , ОАО "ОГК-6", ОАО "ТГК-1" и ОАО Мосэнерго" (ТГК-3) - "Интерфаксу" не удалось. Хотя когда-то именно "Газпром" в числе первых просил государство оптимизировать инвестпрограммы своих генкомпаний с поправкой на кризис.

Представитель другого участника рынка, также владеющего значительными мощностями (ОАО "ТГК-5, ОАО "ТГК-6", ОАО "ТГК-7", ОАО ТГК-9") - "КЭС-Холдинга" - сообщил "Интерфаксу", что в 2011 году КЭС планируют ввод двух крупных энергетических объектов. Это новый блок на Сызранской ТЭЦ 235 МВТ и ПГУ мощностью 124 МВт на Пермской ТЭЦ-6. "Таким образом, инвестиционная программа холдинга вступила в активную фазу, с учетом этих проектов в ближайшие 3 года мы планируем ввести порядка 1400 МВт новой мощности, а до 2017 года - в общей сложности 3 тыс. МВт", - сообщила представитель компании Надежда Рукина.

В ОАО "ОГК-3" замечания президента считают "вполне справедливыми и обоснованными". "В ОГК-3 своевременное завершение собственных инвестпроектов считают задачей под номером один", - заявил "Интерфаксу" пресс-секретарь компании Максим Радецкий.

"Вместе с тем, несовершенство существующей в России модели строительства энергообъектов "под ключ", необязательность банковских гарантий, приводит к угрозам срыва установленных правительством сроков ввода объектов", - отметил собеседник агентства.

Столкнувшись с этим, ОГК-3 недавно вынуждена была расторгнуть договор с EPC-подрядчиком (ЗАО "Энергопроект") строительства 3-го энергоблока Харанорской ГРЭС в Забайкалье. "Взяв на себя управление проектом, генкомпания уверена, что не допустит нарушений условий ДПМ (договора на предоставление мощности)", - заверяет ОГК.

В ОАО "Интер РАО ЕЭС", которое владеет и управляет рядом генерирующих активов РФ, в том числе крупнейшей генкомпанией ОАО "ОГК-1", заявляют, что в текущем году новых вводов на объектах холдинга не планируется. Все проекты исполняются вовремя, а в качестве примера собеседник агентства привел пуск в 2010 году новых 450 МВт Калининградской ТЭЦ-2 (совместный с "Газпромом" проект).

Как сообщалось, в августе 2010 года правительство РФ утвердило перечень обязательных инвестпроектов в генерации электроэнергии. Эти объекты включены в договоры на предоставление мощности (ДПМ), которые фиксируют обязательства инвесторов по вводу новых мощностей, а также гарантируют спрос на такие мощности.

Всего ОГК и ТГК должны в рамках ДПМ ввести 28 ГВт до 2017 года.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });