ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 05:28

Наказать инвесторов за решения государства

Глава Минэнерго Сергей Шматко обвинил инвесторов на энергорынке в спекулятивных настроениях и предупредил, что недовольным государство может "сделать ручкой". Эксперты отмечают, что государство само создало проблемы с ростом цен и ему "надо научиться сначала думать, а потом делать"

Наказать инвесторов за решения государства
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 29 марта. FINMARKET.RU - Глава Минэнерго РФ Сергей Шматко в понедельник жестко раскритиковал инвесторов, недовольных мерами правительства по сдерживанию цен в электроэнергетике. Настроения на рынке он назвал спекулятивными и сообщил, что недовольным инвесторам государство может "сделать ручкой".

В то же время при более детальном погружении в тему становится ясно, что именно государство в большей степени задает темп роста конечной стоимости электроэнергии, и именно государство является крупнейшим инвестором в отрасли.

"Сплошная спекуляция"

"Я считаю, что это политика двойных стандартов, что надо все-таки быть социально-ответственным бизнесменом и понимать, что если мы такой рынок создаем, который приводит в течение короткого периода времени к росту цен в отдельных секторах экономики, в отдельных регионах на 30, на 40, до 80%, то такие нам инвесторы не нужны. Я считаю, что это не инвесторы, а спекулянты, и мы сделаем им ручкой", - заявил министр журналистам в ходе конференции Russia Power в Москве.

Проблемой удорожания электроэнергии государство озаботилось более месяца назад, когда заметило, что фактический темп роста конечных цен идет вразрез с темпом роста цен в социально-экономическом прогнозе. В качестве мер по сдерживанию цен государство назвало частичный пересмотр собственных решений в электроэнергетике, который суммарно должен привести к сокращению доходов энергокомпаний в этом году на 64 млрд рублей. Речь, в частности, идет об отказе от индексации платы за мощность с учетом инфляции, пересчете тарифов для вынужденных генераторов, сокращении инвестсоставляющей в тарифах АЭС и ГЭС, сглаживании RAB-тарифов для сетевых компаний.

С ответом на предлагаемые меры в отношении генерации выступили иностранные инвесторы - E.ON (ОГК-4), Fortum ("Фортум", Enel ("Энел ОГК-5"), которых государство всегда хвалило за исполнение своих инвестобязательств. В частности, компании направили совместное письмо в адрес премьер-министра Владимира Путина с просьбой проанализировать предлагаемые меры. Ни один российский инвестор письмо не подписал, однако, по неофициальной информации, многие из них принимали участие в его подготовке. В свою очередь российские инвесторы лишь продолжали выражать недоумение по поводу того, что государство задерживает выход правил целевого оптового энергорынка.

В то же время С.Шматко подчеркнул, что Минэнерго не отказывается от базовых принципов энергореформы, в том числе, от либерализации. "Наши планы - они были озвучены в конце прошлого года: макроэкономический прогноз правительства был 15% роста. И мы не собираемся жестко регулировать эти показатели, но, тем не менее, (собираемся) не допускать разгула и спекулятивных настроений", - заявил глава министерства.

"Если собственнику почему-то не нравятся эти планы (сдерживание цен), если он посчитает, что его ожидания обмануты - ожидания, например, могут носить спекулятивный характер, и если все ожидали, что свободный рынок даст им 50%-ный плюс в доходах в течение одного года, то нам такие ожидания не очень нравятся", - заявил также министр.

По словам С.Шматко, Минэнерго не призывает к смене собственников в электроэнергетике, но те инвесторы, которые недовольны сложившимися в настоящее время условиями, могут продать свои активы. "Если собственник от этого (действий правительства в электроэнергетике) разочаровался, он может эти активы продать по рыночной цене", - сказал С.Шматко.

Министр высказал мнение, что российская электроэнергетика в любом случае остается инвестиционно привлекательной, учитывая планы по развитию, модернизации фондов, растущие спрос и цены на электроэнергию. "Думаю, найдутся и другие желающие, которые захотят именно вот в таком партнерстве с государством работать", - сказал С.Шматко.

Регулируемые цены

Так что же такое "конечная цена на электроэнергию"? По подсчетам НП "Совета рынка", призванного вырабатывать политику на энергорынке РФ, конечная цена на электроэнергию складывается из ряда составляющих - как регулируемых, так и свободных. К первой группе относится доля стоимости оптовой электроэнергии и мощности, а также доля стоимости региональной генерации (55% и 6% соответственно). Тарифицируемые части конечной цены на электроэнергию - это региональные сети в составе ОАО "Холдинг МРСК" (27%), ОАО "Федеральная сетевая компания" (ФСК, 5%), сбытовые компании (4%) и "Системный оператор" и АТС вместе взятые (3%).

В начале марта 2011 года С.Шматко докладывал В.Путину: "Считаем, что основная проблема (в части роста цен на электроэнергию) лежит в принятых на уровне региона тарифных решениях, регулирующих транспорт электроэнергии в сетях распределительного комплекса".

С 1 января этого года, согласно постановлению правительства РФ, все МРСК завершили переход на RAB-регулирование. Согласованные с регионами и регуляторами инвестпрограммы были включены в тарифы сетевиков. Наряду с МРСК на RAB переходили и территориальные сетевые организации. Всего с начала 2011 года на RAB перешли 47 распредсетевых компаний (с учетом РСК "Дальневосточной распредсетевой компании"), 2 - с 1 ноября 2010 года. С начала прошлого года RAB-тариф уже действует для 9 РСК, ранее, с 2009 года, на новую систему регулирования перешли 9 "пилотных" распредсетевых компаний.

Тарифные решения по МРСК и территориальным сетевым организациям принимали региональные энергетические комиссии (РЭК). Предложения РЭК согласовывала Федеральная служба по тарифам (ФСТ).

После решения правительства по мерам сдерживания цен в середине марта ФСТ пересмотрела тарифное решение для "Курскэнерго" (именно Курскую область В.Путин приводил в пример как включившую пятилетнюю инвестпрограмму по сетям в один год). Всего "Холдинг МРСК" ожидает пересмотра тарифов для 13 регионов, заявлял глава холдинга Николай Швец журналистам. Совокупно доходы МРСК и ТСО должны быть "срезаны" на 25 млрд рублей.

Идея по сдерживанию роста тарифов для сетевых компаний в 2011 году состоит в том, чтобы увеличить период регулирования с 3 до 5 лет. Но для порядка 40 РКС тариф и так уже пятилетний.

На пять лет государство утверждало RAB и для ФСК. С учетом возможности привлечения долгосрочных средств компания утверждала пятилетнюю инвестпрограмму объемом 952,4 млрд рублей. Согласно озвученным правительством решениям по сдерживанию цен в 2011 году, тарифная выручка ФСК должна сократиться в этом году на 5 млрд рублей. Это соответствует сглаживанию уже утвержденного тарифа в объеме до 5%. Ситуация с возможным пересмотром RAB на 2011 году для ФСК уже возникала в 2010 году - и тогда инвесторы и аналитики говорили о том, что изменение долгосрочных правил игры может негативно сказаться на инвестиционной привлекательности компании.

В настоящий момент и ФСК, и "Холдинг МРСК" подконтрольны государству. Соответственно, основные инвестиционные решения по сетям принимаются на уровне Минэнерго и других госорганов.

На заседании президиума Госсовета в марте президент РФ Дмитрий Медведев в ходе обсуждения растущих цен на электроэнергию предложил ускорить процесс приватизации сетевых активов.

Нерегулируемые, но не совсем свободные

Что касается генерации, нерегулируемая составляющая в 2011 году в подавляющей части осталась тарифицируемой. Так, по подсчетам директора Фонда энергетической политики Сергея Пикина, тарифами ограничены порядка 74% от 162 ГВт располагаемой мощности, прошедшей конкурентный отбор (КОМ). В частности, 54% отобранных мощностей попали под ограничение цены (price cap), 16% - вынужденные мощности (ценовой компромисс государства и инвесторов, вызванный потребностью энергосистемы в этих станциях и крайне высокой стоимостью их мощности). Кроме того, еще 4% располагаемой мощности единой энергосистемы, согласно действующим нормативам, ограничены тарифом, хотя и продаются они в зонах свободного перетока без price cap (для них тариф считала ФСТ).

Таким образом, оптовые цены не либерализованы лишь для 26% мощности (42,2 ГВт) единой энергосистемы, заключил С.Пикин. Плюс к регулируемой мощности - станции в неценовых и изолированных зонах: Калининградская и Архангельская области, Дальний Восток, республика Коми и республики Северного Кавказа. На них приходятся около 20 ГВт установленной мощности.

Лишь розничная генерация, объем которой оценивается на уровне порядка 16-18 ГВт, а также электроэнергия в РФ полностью продаются по свободным ценам. Электроэнергия торгуется на специализированной бирже, при этом с начала года не наблюдалось резкого роста цен на ней, лишь в отдельные дни цена достигала высоких отметок, вызванных объективными для энергетиков обстоятельствами - погодными.

Иными словами, на оптовом энергорынке значительная часть цен, рост которых так рьяно пытается усмирить государство, была установлена им же - а значит, была вполне прогнозируема.

"Вклад частных инвесторов в конечный рост цен на электроэнергию находится в пределах статистической погрешности - не более 3%", - считает С.Пикин.

Так, по его мнению, больше всего потребитель отдает денег на компенсацию расходов на газ (его стоимость с начала года была единовременно проиндексирована на 15%), 25% - плата за услуги МРСК, 10% - транспортировка по сетям ФСК, а еще 10% - приходятся на плату генераторам по договорам на предоставление мощности частных инвесторов и тарифы АЭС и ГЭС. Тарифы для "Росэнергоатома" и "РусГидро" устанавливаются государством, а стоимость мощности в рамках ДПМ регулируется ценовыми параметрами, утвержденными опять-таки государством.

"Позиция Сергея Шматко правильная, и объясняется она тем, что министерство как госорган заботится о потребителях. А инвестор - это тот человек, который, естественно пришел заработать. При этом говоря о социальном вопросе, государство не должно забывать о таких вопросах как исполнение своих обязательств и обеспечение долгосрочных правил игры, что в свою очередь несет стабильность и элемент социальной ответственности инвесторов", - считает аналитик "ВТБ Капитала" Михаил Расстригин.

"Проблема сейчас не в том, что инвесторы не социально ответственные, а в том, что у нас не социально ответственные чиновники, принимающие тарифные решения", - уверен С.Пикин.

Получается, государству и не надо отказываться от базовых принципов реформы, так как они в меньшей степени влияют на рост цен. Исходя из анализа текущей ситуации, государство лишь нуждается в более взвешенной и продуманной политике принятия собственных решений.

Государство меняет свои же решения, заявил "Интерфаксу" представитель одной из энергокомпаний. Он упомянул, что все - и плату за мощность, и инвестсоставляющие в тарифах, и RAB - утверждало государство. При этом участники рынка, по словам менеджера, предупреждали о том, что одновременная 100%-ная либерализация и переход сетей на RAB не может не вызвать значительного роста конечных цен.

"Государству надо научиться сначала думать, а потом делать", - заявил С.Пикин.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });