Пенсионеры скинутся на железные дороги

В России все-таки появятся инфраструктурные облигации под крупные проекты. Президенту РЖД Владимиру Якунину, похоже, удалось убедить правительство, что это - единственный возможный источник инвестиций

Пенсионеры скинутся на железные дороги
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 24 января. FINMARKET.RU - После кризиса окончательно рухнула надежда на то, что гигантские дорожные и спортивные стройки и прочие "инфраструктурные проекты" в России можно будет профинансировать или за счет бюджетных средств, или с участием частных инвесторов, которых и след простыл.

Но сама инфраструктура, требующая обновления, никуда не делась, а потому чиновники продолжают искать альтернативные источники финансирования. Весь прошлый год обсуждалась другая докризисная идея: варианты размещения - по примеру Запада - специальных "инфраструктурных облигаций".

В практическую плоскость дискуссию об облигациях попытался перевести президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин. Осенью он предложил следующую схему: РЖД выпускает 20-летние облигации под гарантии государства, а выкупает их Пенсионный фонд и госбанки. Цена вопроса - 400 млрд руб. Тогда Минфин инициативу забраковал: получалось, что государство должно разместить специальный заем, а деньги передать РЖД на развитие инфраструктуры, увеличив дефицит федеральной казны на 400 млрд руб.

Но РЖД не отчаялось и нашло себе мощного союзника - вчера идею официально поддержал Владимир Путин. На совещании в Кемеровской области премьер поручил всем заинтересованным ведомствам, - включая Минфин, - рассмотреть "вопрос финансирования железнодорожной отрасли за счет размещения накопительной части пенсионных сбережений".

Деньги пойдут не только на дороги, но и на любимый премьером спорт: дочке РЖД "Скоростные магистрали", отвечающей за строительство высокоскоростной железной дороги Москва - Санкт - Петербург к чемпионату мира по футболу - 2018, необходимы инвестиции.

Главным "держателем" накопительной части пенсий является Внешэкономбанк - он и должен стать основным инвестором проекта. По итогам 2011 года объем пенсионных накоплений, которые ВЭБ инвестирует в расширенный портфель (не только гособлигации, но и корпоративные облигации и банковские депозиты), составил 1,33 трлн. рублей. Еще 5,5 трлн. рублей находится в консервативном портфеле - они сейчас инвестируется только в госбумаги. ВЭБ не против инвестировать в бумаги РЖД, если правительство даст по ним свои гарантии. Другие потенциальные инвесторы - независимые пенсионные фонды - так же не прочь поучаствовать в проекте, но они тоже ждут, когда правительство разработает четкие правила игры: пока не ясна ни сумма, ни условия размещения, ни объем правительственных гарантий.

Представитель Внешэкономбанка

"В настоящий момент Внешэкономбанк – единственный долгосрочный инвестор. ВЭБ имеет возможность вкладывать пенсионные накопления в облигации высоконадежных российских эмитентов или в облигации, обеспеченные госгарантией. Главных требования два: доходность по таким бумагам должна быть рыночной, эмитент, выпускающий такие долгосрочные облигации, должен быть высоконадежным и соответствовать требованиям по рейтингам. Нам разрешено приобретать не более 30% от одного выпуска (без госгарантий), и до 70% от одного выпуска гарантированных облигаций".

Ольга Ефремова, аналитик Номос-банка

"Чтобы инфраструктурные облигации были востребованы инвесторами, нужно, как минимум, законодательно уточнить их критерии - обеспечение и гарантии, структуру погашения и купонных выплат. Важным моментом для инвесторов в бумаги со сроком 20-30 лет должны стать гарантии со стороны государства о том, что в течение всего этого срока будут обеспечены выплаты по купонам и погашение бумаг. Сейчас, когда бюджет пересматривается несколько раз в год, и при очередном его пересмотре статья расходов на инфраструктурные облигации может быть сокращена, к такому инструменту не будет большого доверия. Для того, чтобы такие облигации стали привлекательны и для рыночных инвесторов, понадобится их включение в ломбардный список ЦБ и список бумаг, принимаемых по операциям репо.

Доходность инфраструктурных облигаций может быть сопоставима с доходностью государственных ценных бумаг плюс премия в зависимости от привлекательности и понятности конкретного проекта.

Бумаги, которые можно считать инфраструктурными облигациями, были размещены летом 2011 года - это 20-летние облигации компании "Западный скоростной диаметр" с гарантией исполнения обязательств со стороны правительства РФ и г. Санкт-Петербурга на сумму 25 млрд рублей".

Андрей Никитченко, президент НПФ «СтальФонд»

При каких условиях инфраструктурные облигации будут интересны НПФ

"Из-за длительного срока окупаемости инфраструктурных объектов срок обращения облигаций также достаточно большой (20-30 лет). Соответственно НПФ смогут инвестировать в инфраструктурные облигации только при отмене требования безубыточности по итогам года, поскольку данные ценные бумаги могут показать доходность только на длительном промежутке времени.

Кроме того, до сих пор на законодательном уровне у нас не закреплено само определение инфраструктурных облигаций. Как правило, под ними понимают корпоративные облигации, выпускаемые инфраструктурными компаниями для финансирования своих проектов либо аналогичные облигации субъектов федерации".

Как это работает в других странах

"Частные пенсионные фонды во всем мире являются единственным рыночным инвестором в проекты инфраструктуры. Речь идет, прежде всего, об англосаксонских экономиках: Канада, Австралия, Великобритания, США и в большей степени Нидерланды. Например, около 5-10% инвестиционного портфеля любого пенсионного фонда Австралии приходится на инвестиции в инфраструктуру.

За счет масштабного участия национальных пенсионных фондов таким экономикам удается реализовывать крупные инфраструктурные проекты. Примером могут служить строительство транснациональной железной дороги в Австралии, автомагистрали М25 (Лондонская кольцевая автомагистраль) в Великобритании, а также множество проектов по разработке возобновляемых источников энергии в Европе и США. За счет долгосрочности инвестиций пенсионных фондов реализация таких программ возможна также во время падения рынка, как показал пример успешного строительства дороги М 25 в условиях финансового кризиса 2008 года. Мы считаем такую практику успешной".

Чем могут быть интересны такие вложения для НПФ

"Инфраструктурные проекты - это длинные вложения, которые к тому же работают на модернизацию экономики и приносят неплохую доходность. НПФ могли бы вкладывать в развитие инфраструктуры страны часть накоплений за счет инвестирования в инфраструктурные облигации. Поэтому мы всячески поддерживаем включение инфраструктурных облигаций в список инструментов для инвестирования.

Мы уверены, что только таким образом в России можно реализовать масштабную серию проектов по модернизации устаревшей с советских времен инфраструктуры страны. Потребность в строительстве новой инфраструктуры велика, а возможность привлечения иностранного капитала ограничена. Именно поэтому национальные частные пенсионные фонды могут и должны стать основой финансового обеспечения таких проектов.

Следует учитывать, что инвестиции в инфраструктурные проекты, особенно в ситуации ограниченных госгарантий, могут нести в себе и значительные риски. Как технические (операционные), так и финансовые, связанные с тем, что прибыльность проекта приходится прогнозировать на много лет вперед. Поэтому при включении этих проектов в инвестпортфель НПФ необходимо диверсифицировать риски. На развитых рынках существуют специальные инфраструктурные фонды, которые формируют свой инвестиционный портфель из множества различных инфраструктурных проектов (в различных сферах, в разных странах). Такие фонды предлагают НПФ готовый "инфраструктурный продукт" в зависимости от выбранной фондом инвестиционной стратегии. Уверен, что с развитием инвестиций в инфраструктурные проекты и в России будет создана целая индустрия инфраструктурных фондов. Как показывает мировой опыт, это является условием для эффективности реализации таких проектов".

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
Бинбанк попросил помощи у государства. ОбобщениеБинбанк попросил помощи у государства. Обобщение
Специалисты говорят о перспективе увеличения государственной доли в банковском сектореПодробнее
"Почта России" останется без госсубсидий"Почта России" останется без госсубсидий
Вопрос финансовой помощи не будет рассматриваться, заявил вице-премьер Аркадий ДворковичПодробнее
ЦБ РФ решил предоставить Бинбанку деньги для поддержки ликвидностиЦБ РФ решил предоставить Бинбанку деньги для поддержки ликвидности
Ранее РБК сообщил, что на прошлой неделе ЦБ выделил Бинбанку кредит перед возможной санациейПодробнее
В испытывающем проблемы Бинбанке сменился глава совета директоровВ испытывающем проблемы Бинбанке сменился глава совета директоров
Его возглавил Микаил Шишханов, в этом году отошедший от управления банкомПодробнее
"Нафтогаз" в Гааге подал иск к России на $5 млрд по активам в Крыму"Нафтогаз" в Гааге подал иск к России на $5 млрд по активам в Крыму
По мнению украинской стороны, решения суда стоит ожидать до конца 2018 годаПодробнее
Собственник Бинбанка попросил ЦБ РФ о санации через Фонд консолидацииСобственник Бинбанка попросил ЦБ РФ о санации через Фонд консолидации
В Центробанке пообещали в ближайшее время принять решение по этому вопросуПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи
Конференции