От нефтяных доходов не отказываемся

Владимир Путин, выступая на коллегии Минфина, не стал зачитывать предложенные ему министертвом тезисы, содержавшие план радикального изменения всей экономики страны

От нефтяных доходов не отказываемся
Фото: Reuters

Москва. 17 апреля. FINMARKET.RU - Владимир Путин выступил на ежегодной расширенной коллегии Минфина гораздо скромнее, чем этого хотелось самому министерству. Вновь избранный президент не стал объявлять о том, что согласен на новые бюджетные правила, ограничивающие использование нефтегазовых доходов бюджета на текущие расходы. Путин ограничился лишь общей фразой - возвращаться к накоплению резервов надо, но как именно - еще предстоит решить.

Минфин явно рассчитывал на большее. В тезисах для выступления Путина (копия есть у "Финмаркета), которые премьеру готовило ведомство Антона Силуанова, значились куда более конкретные и жесткие формулировки.

Премьеру было предложено объявить отказ от трат нефтегазовых доходов (с неизбежным в таком случае сокращением доли федерального бюджета в ВВП) главным ответом на внешние и внутренние вызовы для России: глобализацию, социальное расслоение, "офшорную" экономику и усиление региональных диспропорций.

  • Новый вариант бюджетных правил должен быть основан на использовании базовой цены на нефть, рассчитываемой как средняя за последние 10 лет (или за три года в случае ее существенного падения или повышения).
  • Если цена на нефть превышает базовую, избыток нефтегазовых доходов будет направляться на пополнение Резервного фонда.
  • После достижения Резервным фондом предельной величины (7% ВВП) не менее половины нефтегазовых доходов будут сберегаться в Фонде национального благосостояния, а оставшиеся средства - направляться на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов.
  • Дефицит бюджета без учета нефтегазовых доходов (сейчас такие доходы - около половины всего бюджета) к 2020 году должен быть с нынешних 11 с лишним процентов до менее, чем 8%.
  • Кроме того, Минфин предлагал объявить об оптимизации расходов регионов: задачи региональных и муниципальных властей - консервативное бюджетное планирование, недопущение необоснованного роста расходов.
  • Неплатежеспособность субъекта РФ по своим долгам следует рассматривать как основание для отставки главы региона.

В выступлении премьера из того, что представил в правительство Минфин, остался лишь небольшой кусочек - благодарность за работу прежнему министру Алексею Кудрину. Тезисы пришлось рассказывать министру финансов Антону Силуанову, Путин лишь заметил, что "по вопросу отсечки [базовой цены на нефть для бюджета] мы подискутируем», а на предложение направлять на инфраструктурные проекты излишки нефтегазовых доходов ответил - "в целом согласен".

Выступление Путина:

О старых заслугах Минфина

"Качество бюджетной, налоговой, в целом финансовой политики во многом определяет поступательное, динамичное развитие любого государства, его устойчивость перед лицом различных шоков. Россия, как и другие страны мира, столкнулась с испытаниями глобальным кризисом в 2008-м, 2009-м, да ещё и в 2010-м годах, пожалуй.

Конечно, нельзя было спрогнозировать этот кризис и как бы определить ход его развития, но то, что Россия была готова к кризисным испытаниям, имела солидный запас прочности, – это очевидно, во всяком случае, сегодня стало абсолютно очевидно по результатам. Так, в период благополучной экономической конъюнктуры мы с вами смогли добиться и расширения экономики в целом, и укрепления финансовых институтов страны – частных финансовых институтов, государственных финансовых институтов, избавились от непомерного бремени государственного долга, сформировали фонды – и Резервный фонд, и Фонд национального благосостояния. Во многом, конечно, во многом это заслуга Министерства финансов России, и хотел бы поблагодарить всех вас, всех сотрудников министерства за эту работу. И, конечно, его прежнего многолетнего руководителя Алексея Леонидовича Кудрина, который очень много сделал, - за его профессионализм, твёрдость, ответственность и принципиальность в реализации избранной финансовой стратегии и тактики".

О приоритетах новой работы

. Первое – необходимо и дальше проводить последовательный курс на обеспечение сбалансированности бюджета и к 2015 году окончательно, твёрдо выйти на бездефицитный бюджет. У нас с вами и в этом году бездефицитный, понятно, у нас сверхдоходы с вами есть нефтегазовые, мы можем всё это покрыть, но не мне вам говорить: мы планируем небольшой дефицит в ближайшие годы с постепенным выходом на ноль. Даже небольшой дефицит, я с этим не могу не согласиться, для России, учитывая нашу зависимость от мировой конъюнктуры, – это риск, и мы должны его минимизировать.

Второе. Мы должны отдавать себе отчёт в том, что у нас сохраняется серьёзный ненефтегазовый дефицит. В 2005 году он у нас был минимальным, потом начал подрастать, а в период кризиса стал достаточно большим и угрожающим, в 2009 году – 13,7%, правда, потом он постепенно у нас снижается: в 2011 году это уже 9,5% ВВП.

Сейчас, уже на этапе посткризисного развития, необходимо принять принципиальное решение, какой ненефтегазовый дефицит мы можем себе позволить. Мы вновь должны вернуться к особому порядку использования нефтегазовых сверхдоходов, определить, какую часть из них пускать на текущее потребление и покрытие дефицита, а какую направлять на пополнение резервов. Мы в ближайшее время с коллегами этим и займёмся, так называемую нефтегазовую отсечку нам надо будет определить. Формулирование нового бюджетного правила – это вопрос оценки и нашего видения долгосрочной перспективы.

Третье. Для покрытия ненефтегазового дефицита не обойтись, разумеется, без заимствований, при этом надо очень осторожно относиться к наращиванию долговых обязательств. Низкий, безопасный уровень госдолга является нашим безусловным конкурентным преимуществом по сравнению с другими странами, поэтому стратегической задачей является сохранение умеренной долговой нагрузки. Это касается как внутреннего, так и внешнего долга.

Минфин оценивает возможный рост госдолга в течение трёх лет до примерно 15% ВВП. В целом за три года на 5% – вроде бы немало, но если мы обойдёмся без этого, будет ещё лучше. Считаю, что необходимо уложиться в этот показатель, как минимум уложиться, минимизировав внешние обязательства.

На внутреннем рынке заимствования должны проводиться тоже очень аккуратно, и мы с вами все это прекрасно понимаем. Бюджет не должен быть конкурентным для экономики, для частных предприятий на рынке финансов".

На что обратить внимание

Особо тщательно нужно подойти к формированию госпрограмм в социальной сфере. Отмечу, что за последние четыре года социальные расходы бюджетной системы в абсолютном выражении выросли в 1,5 раза и составили в 2011 году 11 трлн рублей. Это совокупно почти 20% ВВП.

Вместе с тем рост ассигнований далеко не всегда даёт адекватный результат, к сожалению. Люди порой не видят прямой связи между ростом бюджетных расходов и повышением качества жизни, изменением в содержании работы социальной и других ключевых отраслей и сфер. Уже не раз подчёркивал, что ресурсы должны идти в обмен на преобразования, на реформы, работать в интересах людей. Во главу угла государственных и муниципальных учреждений должен быть поставлен результат, удовлетворяющий потребителя, то есть конкретного гражданина.

Нам необходимо кардинально повысить эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на развитие. Это касается всех инструментов – от федеральных целевых программ до межбюджетных отношений. Так, качество исполнения и результативность такого инструмента развития, как федеральные целевые программы, остаются недостаточно высокими. Я бы даже сказал: просто они невысокие, мягко говоря. Ведомства бьются, бьются за эти финансы по ФЦП, чуть не до драки доходит и до слез, а потом в середине года начинаем смотреть, что происходит – по некоторым программам вообще никакого движения нет. Зачем нужно было тогда колотиться за эти деньги и не давать эти деньги на другие программы, по сути? Мы же блокируем эти деньги тогда на другие программы развития, которые идут успешно.

Мы начали внедрять стандарт создания благоприятного делового климата в регионах России. Убеждён: показатели привлечения инвестиций, рост налоговой базы и увеличение количества качественных рабочих мест должны лечь в основу оценки эффективности деятельности региональных и местных органов власти. Исходя из этой оценки, следует принимать решение о выделении средств на софинансирование проектов регионального развития.

О налогах

Чтобы стимулировать обновление основных фондов предприятий, принято решение не облагать налогом на имущество организаций новое оборудование, станки, технику, то есть всё, что относится к категории движимого имущества. По оценке, благодаря этой мере предприятия смогут сэкономить, то есть оставить по сути у себя в экономике, сэкономить на этих налогах до 80 млрд рублей.

У нас есть сектора, низкая налоговая нагрузка на которые экономически неоправданна и социально часто не очень справедлива. Речь прежде всего о неполном изъятии ренты от добычи природных ресурсов. Вот мы спорили и с прежним руководством Министерства финансов, и с сегодняшним постоянно, но в целом согласен, что это относится и к газовому сектору. Так, нужно быть очень аккуратным здесь, резервы там, конечно, есть, это понятно, но действовать нужно таким образом, чтобы ни в коем случае не подрывать инвестиционные планы наших добывающих компаний. Нужно действовать очень и очень аккуратно.

Два слова об акцизах на табак, на алкоголь. Нельзя считать, что за счёт повышения акцизов мы решим все проблемы фискального порядка и пополнения бюджета. Мы с вами же понимаем, взлетят цены на алкогольную продукцию и табак от резкого повышения акцизов. Что дальше? В условиях Таможенного союза будут покупать не нашу продукцию, вот и всё, или самогон будут гнать, мы же всё это проходили, поэтому нужно быть очень аккуратным. Конечно, и инфляционные процессы происходят, и другие, и нужно бороться за здоровье населения. Всё это правильно, я полностью с этим согласен, но трудно согласиться с тем, что резкое повышение решит все наши задачи. Не решит! Повышать, конечно, нужно, но аккуратненько, спокойно, исходя из реалий той жизни, в которой мы находимся, из экономических реалий и международных реалий, я имею в виду те союзы, о которых я уже упомянул. Конечно, одновременно с повышением акцизов нужно бороться и с контрафактной и контрабандной продукцией и разного рода суррогатами.

И наконец, как уже было заявлено, предполагается повысить налог на сверхпотребление. Обращаю внимание: параметры такого налога надо тщательно просчитать, он не должен затронуть людей со средними доходами. Все конкретные шаги в фискальной сфере должны быть обозначены в «Основных направлениях налоговой политики на 2013–2015 годы», работа над этим документом сейчас входит в решающую стадию.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
Госкомпании смогут оставить в санируемых ЦБ банках только уже размещенные деньгиГоскомпании смогут оставить в санируемых ЦБ банках только уже размещенные деньги
При этом ЦБ должен будет гарантировать на уровне совета директоров непрерывность деятельности этих банковПодробнее
"Роснефть" и Курдистан договорились о совместной эксплуатации нефтепровода в автономном регионе"Роснефть" и Курдистан договорились о совместной эксплуатации нефтепровода в автономном регионе
Багдад ранее назвал незаконными любые сделки об освоении нефти на территории Ирака, заключенные без его участияПодробнее
У "Северного потока-2" возникли новые проблемыУ "Северного потока-2" возникли новые проблемы
Польский МИД составил заключение, которое может лишить Россию доходов от прокачки газаПодробнее
Группа ВТБ в начале 2018 года проведет ребрендингГруппа ВТБ в начале 2018 года проведет ребрендинг
Это связано с объединением розничного и корпоративного бизнеса группыПодробнее
Индекс Dow Jones впервые за свою историю превысил отметку 23000 пунктовИндекс Dow Jones впервые за свою историю превысил отметку 23000 пунктов
С начала года индикатор 49 раз обновлял рекорды на закрытие торговПодробнее
Орешкин назвал биткойн хорошим инструментом при захвате мира искусственным интеллектомОрешкин назвал биткойн хорошим инструментом при захвате мира искусственным интеллектом
Министр экономического развития сделал такое предположение из-за роста вычислительных мощностей и майнинг-фермПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи
Конференции