Города - арена битвы богатых и бедных

Силовая линия конфликта правящих богачей и угнетенных бедняков сегодня проходит по улицам мегаполисов. Число бедных в городах стремительно растет, и завтра они решат навсегда отвоевать общественные пространства. Так будут выглядеть революции XXI века

Города - арена битвы богатых и бедных
Фото: Reuters

Нью-Йорк. 24 мая. FINMARKET.RU - Марксисты и либералы вместе с озабоченностью наблюдают за ростом беднейшего населения в мировых столицах и просто крупных городах планеты. За двадцать лет число городских жителей удвоилось, в 2030 году в них будут жить четыре миллиарда человек. Плата за небывалую скорость урбанизации - резкой рост бедности, появление огромных трущоб на окраинах городов, обострение социальных конфликтов. Все чаще города становятся ареной разрушительных беспорядков и волнений. Городские бунты разгораются то в Каире, то в Лондоне, то в Стокгольме.

Марксист: жители окраин захотят отвоевать города у богачей

Марксисты видят в битвах за городские пространства будущее социальных революций. У нового пролетариата - беднейших горожан - нет былой силы, он уже не может парализовать работу государства или захватить власть на выборах или силой восстания. Но зато он может сделать жизнь богачей невыносимой, захватив центральные площади, парки и проспекты крупных городов, утверждает английский географ Дэвид Харви - один из самых влиятельных марксистов современной эпохи, в 2007 году The Times Higher Education Guide включил его в список из 18 самых цитируемых интеллектуалов всех времен в области гуманитарных и общественных наук.

Свои взгляды на будущее городов он изложил на этой неделе в интервью SPIEGEL ONLINE.

  • Традиционный рабочий класс не может парализовать государство, отстаивая свои требования, и эта сила больше не воспринимается верхушкой всерьез.
  • Законы города и качество жизни в них определяют не люди, которые там живут, а сила капитала, считает ученый. Урбанизация - это канал, через который излишки капитала вкладываются в строительство новых городов для высшего сословия.
  • Богатые решают, кто будет жить в городе, а кто нет. Кроме того, правящий класс пытается создать в городах проекты, которые сделают город уникальным, а значит жизнь в нем будет дороже. К ним относятся и культурные объекты, как музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, олимпийские сооружения или стадионы для мировых спортивных чемпионатов.
  • Считалось, что наличие собственного жилья предотвращает социальные волнения, но в тех же Соединенных Штатах оно теперь есть у многих. И горожане вскоре начнут настаивать на своем праве на город и отвоевывать у богачей приватизированные пространства, например, парки. Хотя для активной и жесткой борьбы пока нет нужной политической силы, считает Харви.

Либерал: городское развитие - это управленческая задача

Другой американский экономист Тимоти Тэйлор, "радикальный центрист" (так называют себя современные умеренные либералы), тоже озабочен тем, что низший класс в городах в ближайшие годы будет расти внушительными темпами, и не прислушиваться к нему станет невозможно.

В своей статье "Глобальная урбанизация и управленческая задача" Тэйлор анализирует статистику Всемирного банка и делает неутешительные выводы:

  • Развитые страны этот период урбанизации пережили в ХХ веке. Развивающиеся двигались в этом направлении последние 20 лет: число городских жителей выросло с 1,5 млрд. в 1990 году до 3,6 млрд. в 2011 году. Это более половины населения земного шара. К 2030 году число горожан вырастет до 4 млрд. человек.
  • Выгоды от переезда в город очевидны не только с точки зрения повышения доходов и продвижения по карьерной лестнице, но и с точки зрения других целей, таких, как доступ к чистой воде, образованию и здравоохранению. Это все влечет бедных людей в города, а территории трущоб начинают расти.
  • Города не в состоянии удовлетворить спрос на основные услуги и предоставить нужное число ожидаемых рабочих мест. Около 1 млрд. человек живут в городских трущобах в развивающихся странах, и их число, по прогнозам, вырастет еще на 500 млн. до 2020 года.
  • Самыми быстрыми темпами трущобы растут в странах Африки южнее Сахары, Юго-Восточной Азии и Западной Азии. Сейчас 62 % городского населения Африки живет в трущобах.
  • Нерегулируемая миграция в города может привести к перегрузке, загрязнению или чрезмерному их разрастанию. Управленческая задача властей сейчас, по мнению Тэйлора, состоит в том, чтобы создать и институциональную, и материальную инфраструктуру для этих жителей.
  • Дороги, канализация, уличное освещение, здравоохранение, уборка отходов, сложные высотки из качественных материалов - все это нужно построить в трущобах. Оно может простоять на месте до 150 лет. И за это время площади городов вырастут втрое - с 200 тыс. до 600 тыс. квадратных километров.
  • Задача правительств развивающихся стран - решить, как построить инфраструктуру и жилье, которое сможет позволить себе даже самый бедный человек их государства.



/Финмаркет/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
Российской экономике предсказали еще один год неопределенностиРоссийской экономике предсказали еще один год неопределенности
Выводы экспертов, выступавших в рамках открытой сессии "Экспертного совета аналитиков", организованной "Гильдией аналитиков и риск-менеджеров" совместно с "Интерфаксом"Подробнее
Еврокомиссия начала расследование против Германии из-за VolkswagenЕврокомиссия начала расследование против Германии из-за Volkswagen
Аналогичные процедуры начаты в отношении Чехии, Литвы, Греции, Люксембурга, Испании и ВеликобританииПодробнее
ЦБ РФ отозвал лицензии у четырех московских банковЦБ РФ отозвал лицензии у четырех московских банков
Речь идет о Вега-банке, М2М Прайвет банке, Международном банке развития и банке "Русский финансовый альянс"Подробнее
Евро упал к рублю до минимума почти за полтора годаЕвро упал к рублю до минимума почти за полтора года
Падению курса способствовали итоги заседания Европейского центрального банкаПодробнее
"Аэрофлот" назвал низкую загрузку бортов дополнительным фактором массовой отмены рейсов"Аэрофлот" назвал низкую загрузку бортов дополнительным фактором массовой отмены рейсов
В авиакомпании подчеркнули, что определяющим этот фактор не являетсяПодробнее
"Газпром" подписал контракт на строительство первой морской нитки "Турецкого потока""Газпром" подписал контракт на строительство первой морской нитки "Турецкого потока"
Компания Allseas должна будет уложить по морскому дну более 900 км газопровода, используя крупнейшее в мире строительное судноПодробнее
Новости в разделах
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи