Регионы влезают в долги

Требование повысить уровень жизни врачей и учителей обходится местным властям все дороже. На здравоохранение и образование уже идут больше половины консолидированных расходов региональных бюджетов, на экономику денег остается все меньше, долги регионов растут

Регионы влезают в долги
Фото: Reuters

Москва. 27 мая. FINMARKET.RU - Рост доходов региональных и местных бюджетов в первом квартале 2013 года более чем вдвое отстает от роста их расходов: 4,5% и 9,6% соответственно. Доходы муниципалитетов выросли на 6-6,5%, а доходы бюджетов субъектов федерации сократились в абсолютном измерении на 1,2%. Расходы бюджетов разгоняют "майские" указы президента, власти субъектов федерации обязаны платить врачам и учителям больше.

Это беспокоит и экспертов, и чиновников. В четверг на заседании правительства Дмитрий Медведев поддержал предложение члена Экспертного совета при правительстве экономиста Владимира Назарова обсудить правило увеличения дотаций и бюджетных кредитов регионам при существенном ухудшении экономической конъюнктуры.

Премьер поручил Минфину проанализировать это предложение и представить заключение ему лично. В любом случае, по вопросу поддержки региональных бюджетов за счет бюджетных кредитов уже в этом году решено провести отдельное совещание в правительстве.

Часть регионов сокращает традиционный для начала года профицит: в сумме по всем регионам он по итогам трех месяцев этого года составил 255 млрд руб., это на 21% меньше, чем год назад. Уже очевидно, что в этом году профицит обнулится гораздо раньше, чем в прошлом, когда год был закончен региональными и местными бюджетами с дефицитом в 273 млрд руб.

  • Но профицит и в начале года есть не у всех: 13 регионам собственных доходов (даже с учетом межбюджетных трансфертов) уже не хватило. Субъекты федерации и муниципалитеты более активно стали выходить на рынок заимствований. Расходы на обслуживание их долгов выросли на 25,6%.
  • Структура региональных консолидированных бюджетов резко социализировалась. Это последствия исполнения регионами прошлогодних майских указов президента Владимира Путина, потребовавшего повысить зарплаты работникам госсектора. Расходы регионов и муниципалитетов на образование увеличились на 22,9%, на здравоохранение - на 15,1%. В совокупности на эти две и ранее самые крупные статьи расходов теперь уходит более половины консолидированного бюджета регионов.
  • Себя власть тоже не забывает. Расходы на оплату труда региональным и местным чиновникам (без учета правоохранительных органов и судебной системы) выросли по сравнению с прошлым годом на 8,5%.
  • Зато на 3,5% в абсолютных числах меньше досталось национальной экономике, на 4,1% - ЖКХ. С учетом инфляции (7,2%) сокращение этих расходов еще более заметно.





Борис Копейкин, рейтинговое агентство Standard&Poor's

"Эти данные подтверждают тенденции, о которых мы говорили в апреле. Операционный баланс консолидированных региональных бюджетов стал меньше: расходы, и прежде всего, такие негибкие, как зарплаты, растут быстрее доходов. Нет пока достаточной федеральной помощи, чтобы компенсировать это давление.

Ясно, что есть много технических аспектов, связанных с результатами именно первого квартала: часть платежей по налогу на имущество, которые в прошлом году приходились на март, а этом - ушли на апрель. От некоторых регионов, с которыми работает агентство, мы знаем, что в апреле ситуация стала несколько лучше из-за роста сборов налога на прибыль. Но фундаментально это картины не меняет.

Надо понимать, что стоит за опережающим ростом расходов на образование и здравоохранение. С одной стороны, это хорошо. Сложно надеяться на рост эффективности в этих секторах, качества услуг при тех мизерных зарплатах, которые там были. Но с другой стороны, зарплаты - это расходы, которые будут расти и дальше, от этого потом очень трудно отказаться.

При этом все меньше и меньше тратится на развитие, на инфраструктуру. Если расходы на это даже в номинальном виде снизились, то с учетом инфляции стали значительно меньше.

Структура расходов меняется, и картина к концу года будет только усугубляться".

Владимир Шишов, Центр исследования бюджетных отношений

"Первый квартал - не показателен. Основная масса расходов не достигла своего оптимума. Регионы по ряду решений пока еще не имеют полного представления о предстоящих расходах. Исконно русская традиция - в первом квартале только запрягать лошадей.

В условиях ухудшения макроэкономических показателей часть расходов придется неизбежно сокращать. На обещанных выплатах по социальным обязательствам, зарплатах учителей, врачей, сэкономить не удастся. Эти обязательства будут выполнены на 100%. Риск секвестра нависнет над бюджетом развития, бюджетными инвестициями, региональными частями госпрограмм.

Положение усугубляется тем, что в некоторых регионах до 70% местных дорожных фондов остались в прошлом году не тронутыми и перешли в виде остатков на этот год. По сути, эти деньги лежат мертвым грузом и тоже не работают на развитие. И есть тренд на снижение уровня исполнения такого рода расходов".

Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов

"Если смотреть итоги только I квартала, то вроде бы ничего серьезного не происходит. На такой краткосрочной перспективе финансовые результаты могут оказаться не показательными. Ожидания по всем направлениям скорее негативные. А их тоже можно оценивать.

По всем прогнозам темпы экономического роста замедлятся. Остается риск падения цен на нефть и нового кризиса. Падение заработных плат, прибыли компаний неизбежно отразится на региональных бюджетах, главные источники пополнения которых НДФЛ и налог на прибыль.

Есть ожидание тяжелого выполнения прошлогодних майских указов президента по зарплатам бюджетникам. А в связи с этим возникает риск, что при планировании бюджетов следующего года и дальше объемы инвестиций будут сокращаться. А значит, надеяться на рост налогового потенциала в регионах не приходится.

При этом долговая нагрузка в регионах выше по сравнению с той, что была перед кризисом 2008 года. Если негативные тенденции разовьются, то регионам теперь будет гораздо сложнее, чем тогда, выйти на рынок заимствований.

Долгосрочных позитивных трендов в бюджетной сфере пока нет".

Теги: бюджет
FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
Козак заявил о временном характере заградительных пошлин на нефтепродуктыКозак заявил о временном характере заградительных пошлин на нефтепродукты
Пошлина на бензин в 90% будет вводиться, если цены на нефтепродукты вырастут на 20% за кварталПодробнее
"М.Видео" откажется от бренда Media Markt после покупки сети"М.Видео" откажется от бренда Media Markt после покупки сети
Интегрировать приобретенный бизнес планируется до конца 2019 года, магазины Media Markt превратятся в "М.Видео" и "Эльдорадо"Подробнее
Еврокомиссия ввела пошлины в 25% на товары из США объемом 2,8 млрд евроЕврокомиссия ввела пошлины в 25% на товары из США объемом 2,8 млрд евро
Мера начнет действовать с 22 июняПодробнее
РФ присоединится к ЕС в торговом споре в ВТО против США по пошлинамРФ присоединится к ЕС в торговом споре в ВТО против США по пошлинам
В Минэкономразвития подчеркнули, что участие в этом споре в качестве третьей стороны не ограничивает право России самой начать аналогичный спор против ВашингтонаПодробнее
Суд Лондона разрешил заморозить активы "Газпрома" по ходатайству "Нафтогаза"Суд Лондона разрешил заморозить активы "Газпрома" по ходатайству "Нафтогаза"
Ранее Апелляционный суд Швеции приостановил исполнение решения Стокгольмского арбитража по спору о транзитном контрактеПодробнее
Россия предложит увеличить добычу ОПЕК+Россия предложит увеличить добычу ОПЕК+
Как пояснил Александр Новак, ситуация на нефтяном рынке дает основания нарастить производство на 1,5 млн баррелей в суткиПодробнее
Недвижимость
Последние новости
EБразилия Бразилия– : –15:00Коста-Рика Коста-Рика15:00DНигерия Нигерия– : –18:00Исландия Исландия18:00EСербия Сербия– : –21:00Швейцария Швейцария21:00