"Сибирь" осталась наедине с собой

Государство наконец расстается с блокпакетом авиакомпании "Сибирь", который продавался целых 12 лет. Это не тот случай, когда собственник терпеливо ждет выгодного момента и в итоге продает задорого. Цена с каждой попыткой, напротив, снижалась

"Сибирь" осталась наедине с собой
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 30 мая. INTERFAX.RU - Бурная информационная активность, развернутая в преддверии организованного Альфа-банком аукциона, поднять цену выше стартовой не помогла. Впрочем, уже сам факт продажи актива, который по большому счету государству ничего не давал и висел мертвым грузом много лет, наверное, стоит признать достижением.

Покупателя можно было угадать с одной попытки: пакет достался ЗАО "Группа компаний С7", принадлежащему основным акционерам "Сибири", супругам Владиславу и Наталье Филевым. Победитель, не столкнувшись с конкуренцией дружественного, судя по всему, претендента №2, предложил за 25,5% акций компании 1,133 млрд рублей. Это всего на 11 млн рублей выше стартовой цены.

Голландский аукцион длиной в 12 лет

Госпакет продавался с 2001 г., однако аукционы постоянно срывались из-за отсутствия претендентов. Самим Филевым этот пакет был не нужен - они и так полностью контролировали компанию. В 2007 году Росимущество пыталось продать госдолю в "Сибири" за 2,8 млрд руб., в 2011 году - уже за 1,8 млрд руб.. Но и тогда супруги говорили: "Нам этот пакет не интересен, мы не планируем участвовать в аукционе".

После неудачных попыток Росимущества государство поручило подготовку и продажу пакета акций основному кредитору "Сибири" - Альфа-банку. В 2010 г. банк фактически спас "Сибирь" от банкротства, предоставив кредитную линию на 8,9 млрд руб. для рефинансирования долгов. Обеспечением стал контрольный пакет акций "Сибири". Кроме того, представители банка получили представительство в совете директоров перевозчика.

Своеобразный "голландский аукцион" с понижением стоимости продолжался 12 лет, и даже стартовая цена в 1,2 млрд руб. не давала гарантии успеха: Филевы выражали сомнение в справедливости оценки.

Уйти с пустыми руками и на сей раз - это было бы уже просто неприлично и вредно для репутации продавца и организатора торгов. Незадолго до аукциона прошли сразу две информационные волны: сначала стало известно, что пакетом интересуется "Трансаэро" (мотив - подробнее узнать о деятельности конкурента, введя своих представителей в совет директоров, и даже подумать о вариантах совместного развития).

Вскоре, впрочем, "Трансаэро" заявило, что не будет участвовать в аукционе, хотя такой вариант, по утверждению компании, действительно рассматривался. "Вопрос о возможности участия в данном аукционе прорабатывался "Трансаэро" самым внимательным образом. Однако результаты проведенного всестороннего изучения привели авиакомпанию к выводу, что участие в предстоящем тендере для нее нецелесообразно", - заявил авиаперевозчик.

Уже на этой неделе газета "Ведомости" сообщила, что правительство обсуждает идею укрупнения "Аэрофлота" за счет слияния с одним из основных конкурентов - "Сибирью", "Трансаэро" или "ЮТэйром". И, по данным источников газеты, наиболее предпочтительным чиновники считают консолидацию "Аэрофлота" именно с "Сибирью". Если на тендере будет предложена слишком низкая цена, пакет может быть передан в управление одной из госкомпаний - например, "Ростеху" или "Аэрофлоту" для дальнейшей консолидации с нацперевозчиком.

Правда, не в восторге от этой идеи был сам "Аэрофлот". Гендиректор компании Виталий Савельев в интервью телеканалу "Россия 24" заявил, что компания не получала предложений о консолидации с кем-то из конкурентов, а менеджмент госкомпании на сделки M&A смотрит довольно скептически. "У нас есть жизненная необходимость наращивать свое присутствие, но это совсем не означает, что мы оголтело должны с кем-то объединяться", - сказал он.

Старые приятели

Перед аукционом было известно о двух одобренных Федеральной антимонопольной службой ходатайствах, обе от структур Филевых - группы "С7" и авиакомпании "Глобус".

Альфа-банк сообщил о четырех заявках, из которых рассматривал только две - от ЗАО "Группа компаний С7" и консорциума компаний ООО "Еврофинансы-Недвижимость" и ООО "Фондовые стратегические инициативы" (обе структуры аффилированы с ИК "Еврофинансы").

В "Еврофинансах" комментарий относительно участия в аукционе не предоставили. Впрочем, задача "Еврофинансов" в истории с "Сибирью" и так более или менее ясна.

"Сибирь" значится на сайте "Еврофинансов" в разделе "партнеры". Более того, инвесткомпания уже была акционером авиаперевозчика, и довольно крупным - в конце 1990-х - начале 2000-х годов, то есть до того момента, как контроль сосредоточили Филевы.

Предсказуемый исход

Опрошенные "Интерфаксом" эксперты исходом тендера не удивлены: именно это и должно было рано или поздно произойти.

"Абсолютно предсказуемый исход. У актива есть потенциал для роста. После консолидации (супругами Филевыми - ИФ) более 75% авиакомпания стала по-настоящему семейным бизнесом", - сказал глава аналитической службы "АвиаПорт" Олег Пантелеев.

Государство получит меньше денег, чем рассчитывало некоторое время назад. "Это расплата за прошлые ошибки, за то, что государство оставило у себя такой маленький пакет, который не позволял участвовать в управлении операционной деятельностью", - сказал он.

Аналитик инвестиционной компании "Регион" Анатолий Ходоровский добавил, что развернутая в последнее время информационная активность сделала свое дело. "Если итоги конкурса будут утверждены правительством, это будет означать, что акционерам удалось договориться с государством", - отметил он.

"Это правильный, удачный исход. "Сибирь" останется независимой авиакомпанией, что будет содействовать развитию конкуренции и качества обслуживания. Также приобретение акционерами компании госпакета - это противопоставление тенденции монополизации авиационного рынка", - считает главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий.

"В соответствии с законодательством должна последовать оферта миноритарным акционерам компании по цене сделки. Миноритарии, в свою очередь, также могут сделать предложение о выкупе своих акций компанией", - напоминает инвесткомпания RMG.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
Чубайс спрогнозировал будущее пенсионной системыЧубайс спрогнозировал будущее пенсионной системы
По его мнению, пенсионная система станет работать не только на социальную, но и на инвестиционную задачуПодробнее
Экс-глава "Пятерочки" Ольга Наумова стала CEO "Магнита"Экс-глава "Пятерочки" Ольга Наумова стала CEO "Магнита"
С апреля она занимала должность исполнительного директора в "Пятерочке"Подробнее
В Госдуму внесли законопроекты о завершении "налогового маневра" в нефтегазовой отраслиВ Госдуму внесли законопроекты о завершении "налогового маневра" в нефтегазовой отрасли
Предлагаемые нормы снизят ставку вывозной таможенной пошлины на нефть, но увеличат ставки налога на добычу полезных ископаемыхПодробнее
ЕС завершил программу оказания финансовой помощи ГрецииЕС завершил программу оказания финансовой помощи Греции
В качестве последнего транша Евросоюз выплатит 24 млрд евроПодробнее
Комитет ОПЕК+ рекомендовал увеличить добычу нефти на 1 млн б/сКомитет ОПЕК+ рекомендовал увеличить добычу нефти на 1 млн б/с
Реальные поставки на рынок будут меньше: некоторые страны не смогут увеличить добычуПодробнее
Козак заявил о временном характере заградительных пошлин на нефтепродуктыКозак заявил о временном характере заградительных пошлин на нефтепродукты
Пошлина на бензин в 90% будет вводиться, если цены на нефтепродукты вырастут на 20% за кварталПодробнее
Недвижимость
Последние новости