Что ждет мировую промышленность в XXI веке

Бурное развитие мировой промышленности и ее глобальная диверсификация пришлись на золотой век мировой экономики, который закончился крахом Lehmann Brothers. Эксперты составили свой прогноз развития основных отраслей мировой промышленности на ближайшие десятилетия

Что ждет мировую промышленность в XXI веке
Фото: РИА Новости / Игорь Зарембо

Лондон. 15 июля. FINMARKET.RU - 150 лет назад, в XIX веке, центр промышленного производства переместился из Китая в Великобританию. В последние 25 лет все вернулось на свои места: промышленное производство вернулось в развивающиеся страны. В это же время появились новые отрасли промышленности: прорыв произошел в биотехнологиях, информационных технологиях и в других направлениях.

Бурное развитие мировой промышленности и ее глобальная диверсификация пришлись на золотой век мировой экономики, который закончился в 2008 году крахом Lehmann Brothers. В Chatham House - одном из самых известных британских аналитических центров - подвели итоги развития мировой промышленности и подготовили прогноз на несколько десятков лет вперед. Эксперты также детально проанализировали состояние трех ключевых отраслей мировой промышленности - авиа- и автомобилестроения и фармацевтики - и торговли.

Четыре тенденции мировой промышленности: производство становится сложнее и перемещается в развивающиеся страны

  • Доля промышленности все меньше. Доля промышленности в мировом ВВП сокращается уже несколько лет подряд. В развитых странах на сектор услуг приходится все большая доля. Но доля промышленности упала в выпуске Африки и Латинской Америки.
  • В Азии доля промышленности в ВВП постоянна. Но эта стабильность иллюзорна: в Японии она снизилась, а в Китае - выросла. При этом в Индии и Южной Корее она мало изменилась.
  • При этом во всех регионах мира выросла доля услуг в ВВП, что значительно усилило темпы роста. Доля сельского хозяйства сократилась.
  • Доля промышленности в ВВП начала расти только после завершения глобального кризиса. Тогда в развитых странах начались дебаты о сокращении финансового сектора и новой промышленной политике.


Доля промышленности в мировом ВВП сокращается


  • Производство уходит в развивающиеся страны. 15 лет назад на долю развивающихся стран приходилось лишь 20% добавленной стоимости в промышленности, сегодня - уже треть. При этом промышленность в развивающихся странах продолжает расти.
  • Настоящей звездой стал Китай: в 2000 году он был самым крупным производителем в трех отраслях - табачной, текстильной и производстве товаров из кожи. 10 лет спустя Китай стал лидером в производстве одежды, изделий из резины и пластика, металлургии, электрического оборудования и машин. В 2011 году он перегнал США как промышленный производитель номер один в мире.


На развивающиеся страны приходится все больше добавленной стоимости в промышленности


  • Промышленность становится все сложнее. Еще одна важная тенденция - вторжение промышленных технологий в новые отрасли, вроде IT. Особенно эта тенденция заметна в развитых странах, где, практически, не осталось фабрик по производству обуви или одежды.
  • В развивающихся странах росли все отрасли производства: текстильная, производство металлов и оборудования, медицинской техники. Эти товары производились как для внутреннего пользования, так и на экспорт.
  • Мир зависит от ТНК. На этот же период пришелся рост значения транснациональных корпораций. Во многом из-за их инвестиций в развивающие страны. С помощью этих инвестиций передается не только капитал как таковой, но и технологии, и способы ведения бизнеса. Все больше транснациональных корпораций появляются в развивающихся странах.

Рост спроса в развивающихся странах и демография меняют лицо мировой промышленности

Спрос меняет промышленность: старое и богатое население земли хочет совсем других товаров

  • Рост промышленности в том или ином регионе, в первую очередь, зависит от внутреннего спроса. К 2020 году, согласно оценке ООН, наиболее быстро будет расти население наименее развитых стран мира.
  • Также на потребление повлияет процесс старения населения: это происходит повсеместно, но с разной скоростью и с разного старта. Кроме того, на потребление влияют сокращение размера домохозяйств и урбанизация.
  • Рост доходов на душу населения в развивающихся странах будет быстрее, чем в развитых. К 2020 году именно на развивающиеся придется 3/4 роста покупательской способности в мире. Доля Китая и Индии в этом росте составит 43%.


Потребление в мире будет расти за счет развивающихся стран


  • Эластичность спроса по доходам также меняется в зависимости от сектора и уровня развития страны: когда уровень доходов низкий, их рост приводит к росту потребления товаров первой необходимости - еды, одежды и других. По мере роста доходов все чаще покупаются более дорогие товары вроде бытовой техники. Именно поэтому их производство растет.
  • В мире стремительно растет средний класс: в ближайшие восемь лет в странах вырастут группы населения с доходами $5-10 тыс и $10-20 тыс. - к 2020 году их будет на 650 млн больше. 2/3 этого роста придется на Индию и Китай. Новый средний класс будет активно тратить. Это приведет к росту спроса на автомобили и самолеты, ведь люди будут чаще путешествовать.
  • В развитых странах после кризиса население будет тратить неохотно. Но все же ему придется увеличить расходы на здравоохранение из-за старения населения.


Мировой средний класс растет


  • Изменят мировую промышленность и новые вкусы потребителей: жители развивающихся стран перенимают западные ценности. Мировые бренды формируют спрос на новые товар. Примеры уже можно найти в Китае: там стремительно растет потребление кофе и шоколада. В развивающихся странах все большее значение имеют бренды и мода.

Предложение: все зависит от рынка труда

  • Главный фактор на рынке труда - это наличие рабочей силы. В этом смысле выиграют развивающиеся страны: именно в них в ближайшие годы будет расти возрастная группа 15-59 лет. Всего в мире эта возрастная группа пополнится на 450 млн человек, 120 млн из которых будет жить в Индии. В Китае их доля не изменится.
  • Это уже бьет по конкурентоспособности Китая: зарплаты на побережье растут быстрее производительности труда. С 2005 по 2010 года средняя зарплата в Китае росла на 19% в год против 5% в США.
  • Это связано не только с нехваткой рабочей силы, но и с изменением экономической модели Китая: экономика двигается в сторону потребления и производства более сложной продукции. В итоге, промышленность перемешается вглубь страны и в другие бедные страны, например, Вьетнам, Индию, Бангладеш и Индонезию.


В Китае зарплаты растут слишком быстро


  • В развитых странах с этим еще какое-то время будут проблемы: банки и компании боятся вкладывать деньги, а у правительств их нет. А вот в развивающимся мире достаточно сбережений для инвестиций.
  • Кроме того, на будущее промышленности влияет технический прогресс: инновации активно происходят в компьютерной сфере, биотехнологиях, генной инженерии. 3d-принтеры обещают изменить лицо мировой промышленности. Все это может привести к появлению новых отраслей.

Многое зависит от политики, которую проводят правительства, например, в сфере управления обменными курсами, стимулирования экспорта, субсидий для инвестиций и других областях.

Яркий пример такой политики - это последний кризис. Тогда правительства потратили миллиарды долларов на поддержку банков и финансовой системы. В США правительство помогло автомобильным компаниям.

Авиастроение: пока на рынке господствуют США и Европа, но их влияние падает

  • Лидерами в секторе являются Европа и США. Их главенству угрожают, главным образом, Канада и Бразилия, которые также начали развивать свое авиастроение.
  • Некоторые страны уже строят аналогичные планы. Среди них Южная Африка и Индонезия, которые уже предприняли несколько попыток увеличить долю на рынке, но пока безрезультатно.
  • Свои планы по экспансии есть у Японии, Китая, Индии и России. Преуспел в их реализации Китай, активно заключающий контакты с европейскими и американскими компаниями, которые в обмен на технологии получают доступ на рынок внутренних авиаперевозок.
  • Американским и европейским компаниям волей-неволей придется переносить производственные мощности в Азию, чтобы сохранить преимущества и быть ближе к рынку сбыта.
  • Снижение конкурентоспособности в авиастроение больно ударит по экономике Европы и США. Авиасектор - один из немногих, торговый баланс США по которым положительный. В 2011 году он принес стране профицит в $55 млрд. Профицит ЕС по торговому счету по этому сектору составляет $34 млрд. Сектор обеспечивает обеим экономикам стабильную занятость.


Спрос на самолеты будет расти


Автомобилестроение: рост обеспечат развивающиеся страны

Автомобильной промышленности принадлежит ключевая роль в технологическом, социальном и политическом развитие планеты в XX веке. В мире в создание автомобилей вовлечено 90 миллионов человек - 5% всей мировой рабочей силы.

Если автомобилестроение было бы отдельной страной, то она входила бы в десятку самых крупных экономик мира. Каждое дополнительное созданное рабочее место в автомобилестроение приводит к созданию пяти дополнительных рабочих мест в смежных секторах.

  • В мире автомобили производят 40 стран. Однако создавать новые модели могут далеко не все.
  • Развивающиеся страны все быстрее становятся главными производителями. Причем сложно объяснить, почему это происходит: влияет и рост спроса на автомобили, и дешевизна их производства.
  • В 2006-2008 годах в мире производили рекордное количество автомобилей - 70 млн штук в год. В 2009 году, после кризиса их производство упало до 62 млн штук - примерно столько же производилось в 2003-2004 годах. Но уже в 2012 году был побит новый рекорд - 84 млн.
  • За последнее десятилетие отрасль росла на 3% в год. При этом доля США и Японии, на которые приходилось 38% мирового производства автомобилей в 2001 году, снизилась до 21% в 2011 году.
  • В 2009 году Китай обошел Японию по производству автомобилей, а уже через год он производил в два раза больше, чем сосед.
  • В 2009 году развивающиеся страны производили больше автомобилей, чем тройка - Япония, Северная Америка и Западная Европа. С 2001 по 2011 годы доля развивающихся стран в производстве автомобилей выросла с 27% до 57%. Доля стран БРИК за тот же период выросла с 11% до 34%.
  • К 2020 году в мире будет производится 100 млн автомобилей. Продажи будут расти на 2,5-3,5% в год. Главный вклад в рост внесет Азия.


Развитые страны проигрывают битву за автомобилестроение


Фармацевтика: вперед к новым бизнес-моделям

В последние десятилетия прошлого века в фармацевтике произошла настоящая революция: стало легче открывать новые лекарства, общественный спрос на продукты здравоохранения вырос, а многие страны начали инвестировать в системы здравоохранения. Однако в последние годы в этой модели начали появляться серьезные проблемы.

  • Лекарства-"блокбастеры", на которых зарабатывали многие компании, оказались не по карману многим системам здравоохранения и больным людям. Появились вопросы, почему лекарства так дорого стоят.
  • Фармацевтические компании пытались оправдать это высоким качеством продукции. Но для клиентов важна цена.
  • При этом растет производство дженериков: когда патенты заканчиваются, появляется множество копий лекарства. Это сокращает прибыль брендов.
  • Компаниям становится невыгодно вкладывать в новые продукты: разработать их сложно, а требования к качеству и безопасности растут.
  • В итоге, снижается прибыль компаний, а в секторе начинается консолидация. Фармацевтическую отрасль ждет серьезная трансформация.
  • Тем не менее, в ближайшие годы сектор будет расти быстрее, чем мировая экономика. Во многом за счета азиатских стран, где рост среднего класса увеличит спрос на лекарства.


Получить одобрение на производство лекарства все сложнее



Рост сектора серьезно замедлился


Торговля: будущее за крупными торговыми центрами

Розничная торговля также полностью изменится: в развитых странах продажи падают в результате экономического кризиса, а в развивающихся структура продаж меняется благодаря росту доходов и урбанизации.

  • Розничные продажи могут принять множество разновидностей - от продаж в интернете или в современных торговых центрах до базаров.
  • В развивающихся странах все большей популярностью пользуются современные торговые центры, а в развитых странах - магазины шаговой доступности.
  • Развитие отрасли зависит от уровня жизни в развивающихся странах, особенно в Китае и Азии.
  • В 2008 году на долю Северной Америки и Европы в розничной торговли приходилось 53%, но к 2014 году их доля снизится до 43%. Их доля будет лишь немногим выше доли Азиатско-Тихоокеанского региона.
  • По мере того, как жители развивающихся стран богатеют, их потребительские привычки будут походить на потребительские привычки жителей развитых стран. Богатые домохозяйства все чаще будут тратиться на различные товары роскоши и развлечений. Расходы на продукты питания будут расти медленнее.
  • Помимо роста доходов на потреблении скажется также старение населения и повышение уровня образования.
  • В будущем будет расти рыночная доля супер- и гипермаркетов. Некоторые сферы розничной торговли, например, потребление аудио и видеопродукции переместится в интернет.
  • В целом магазины в развивающихся странах быстро позаимствуют опыт и практики у конкурентов из развитых стран. Многие торговые сети из развивающихся стран попробуют проводить экспансию. Но глобальная экспансия ритейлеров пока затруднительна.


Розничная торговля будет расти за счет развивающихся стран


FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
Президент увидел небольшой экономической рост в РоссииПрезидент увидел небольшой экономической рост в России
Президент поставил задачу к 2020 году вывести экономику РФ к темпам роста выше мировыхПодробнее
Шувалов пообещал не сливать Минэкономразвития с МинфиномШувалов пообещал не сливать Минэкономразвития с Минфином
Первый вице-премьер представил нового главу министерства экономического развития коллективуПодробнее
Индекс ММВБ обновил исторический максимумИндекс ММВБ обновил исторический максимум
Индикатор превысил отметку в 2108 пунктов на фоне выросшей нефти и укрепления рубляПодробнее
Страны ОПЕК договорились о сокращении добычи на 1,2 млн баррелей в суткиСтраны ОПЕК договорились о сокращении добычи на 1,2 млн баррелей в сутки
Входящие в картель страны снизят добычу до 32,5 млн баррелейПодробнее
Путин назначил нового министра экономического развитияПутин назначил нового министра экономического развития
Им стал Максим Орешкин. Ранее он занимал должность замминистра финансовПодробнее
Министр нефти Ирака заявил о договоренности стран ОПЕК о снижении уровня добычиМинистр нефти Ирака заявил о договоренности стран ОПЕК о снижении уровня добычи
В Саудовской Аравии утверждают, что от России картель также ждет сокращения добычи, а не заморозки ее на текущем уровнеПодробнее
Новости в разделах
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи