ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 04:00

Конкуренция снизила цены на рынке космических перевозок

Лидер мирового рынка космических запусков Arianespace вынуждена снижать цены из-за конкуренции с компанией миллиардера Илона Маска SpaceX, которая продает свои услуги на 30% дешевле

Конкуренция снизила цены на рынке космических перевозок
В кабине космического корабля Dragon V2, который производит компания SpaceX.
Фото: Reuters

Москва. 3 июля. INTERFAX.RU – Европейская коммерческая компания Arianespace SA, осуществляющая доставку космических спутников на околоземную орбиту, снижает цены из-за ужесточения конкуренции с американской SpaceX миллиардера Илона Маска, пишет газета The Wall Street Journal.

SpaceX, основанная Маском в 2002 году, теснит на рынке космических перевозок Arianespace, 34,7% акций которой принадлежит французскому космическому агентству, в число других собственников входит 20 европейских компаний и правительственных агентств.

Маск заявляет, что в долгосрочной перспективе SpaceX планирует заняться колонизацией Марса, однако сейчас бизнес компании сосредоточен на запуске коммерческих спутников с использованием легких ракет-носителей. Компания ведет работу по созданию ракет неоднократного использования, подобных самолетам, что, по ее мнению, позволит резко снизить издержки.

По оценкам Satellite Industry Association, объем рынка запуска спутников в прошлом году составлял $5,4 млрд. Исторически ведущие позиции на нем занимали компании, связанные с государствами, у которых были средства и технологии запуска ракет и доставки грузов на орбиту. Однако тот факт, что Arianespace вынуждена снижать цены, свидетельствует о том, что менее крупные компании с более совершенными технологиями представляют собой серьезную угрозу прежним лидерам рынка. Чтобы оставаться прибыльной, Arianespace необходимы субсидии европейского правительства объемом 100 млн евро.

Согласно данным Satellite Evolution Group, предоставляющей услуги консалтинга в этом сегменте, почти половина запусков коммерческих спутников приходится на Arianespace. Компания заняла почти монопольное положение на рынке из-за неудачных запусков ракеты-носителя "Протон" ее основного конкурента российско-американского СП International Launch Services Inc.

В то же время SpaceX начала отвоевывать у европейской компании клиентов, желающих запускать небольшие спутники - весом менее 4,5 тонны. Цены у американской компании на 30% ниже, чем у Arianespace, утверждает директор парижского бюро издания SpaceNews Питер де Селдинг. Основным клиентом SpaceX является NASA. Кроме того, контракты с американской компанией заключили люксембургская SES SA, тайская телекоммуникационная компания Thaicom Public Co. и гонконгская Asia Satellite Telecommunications Co.

В качестве ответного шага Arianespace, которая не разглашает стоимость своих услуг, в последние месяцы понизила цены, заявил глава этой компании Стефан Израэл в недавнем интервью, отказавшись при этом сообщить, насколько значительно были снижены цены. Базовые цены SpaceX, которые указаны на ее сайте, находятся в диапазоне от $61,2 млн до $85 млн. За последние три года компания провела девять подряд успешных запусков ракеты-носителя Falcon 9, отметил представитель SpaceX.

Asia Broadcast Satellite Ltd., оператор шести спутников вещательных и телекоммуникационных компаний из Африки, России, Азии и Ближнего Востока, ранее в текущем году провела запуск совместно с Arianespace, но затем решил следующие четыре запуска провести со SpaceX. Азиатская компания выбрала SpaceX потому, что она "предлагает больше возможностей и может быстрее осуществлять запуски", сказал ее операционный директор Мохаммед Юссиф. В то же время эксперты полагают, что SpaceX не сможет долго предлагать низкие цены, и она уже начала их повышать.

Вместе с тем Arianespace оказывает давление на своих поставщиков, многие из которых являются ее акционерами, добиваясь снижения издержек. Европейская компания также предпринимает другие шаги, направленные на повышение своих конкурентных преимуществ. Сейчас Arianespace использует ракеты-носители Ariane 5, которые производит владеющий ее акциями Airbus Group NV, с двигателями от Safran SA. С каждым запуском компания отправляет на орбиту один спутник тяжелого класса и один - легкого. Однако коммерческие спутники неравномерно делятся на эти категории, в связи с чем компании вынуждена откладывать запуск, подыскивая подходящую пару.

Ожидается, что версия ракеты-носителя Ariane 5 большей грузоподъемностью будет готова в 2018 году. Модель позволить запускать два спутника тяжелого класса и снизит потребность в поиске спутников легкого класса, чтобы произвести запуск.

Как отмечает WSJ, Airbus и Safran работают и над сокращением издержек. В июне две компании объявили о создании СП, чтобы снизить затраты на разработку ракет-носителей в будущем и упростить структуру собственности для ускорения принятия решений. Компании планируют создать легкую ракету-носитель Ariane 6 со стоимостью запуска, по их оценкам, $70 млн, что почти в два раза дешевле, чем обходится запуск Ariane 5 действующего поколения. Ожидается, что запуски новой ракеты-носителя будет проводить Arianespace.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });