ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 05:53

У "Аэроэкспресса" возникли сложности с двухэтажными поездами

Из-за роста евро у "Аэроэкспресса" возникли проблемы с обслуживанием контракта Stadler на 685 млн евро, предполагающего поставки 25 двухэтажных электричек

У "Аэроэкспресса" возникли сложности с двухэтажными поездами
Первый двухэтажный электропоезд ЭШ2 в депо Белорусского вокзала.
Фото: ТАСС, Михаил Джапаридзе

Москва. 13 ноября. INTERFAX.RU – ООО "Аэроэкспресс" ищет решение валютного вопроса в контракте на поставку двухэтажных электричек швейцарского концерна Stadler, заключенном в евро.

"У нас сам кредит в рублях. Но сейчас проблема есть, и мы ею занимаемся, какие-то решения будут. Пока не хочется говорить. Еще недели две", - заявил журналистам генеральный директор российской компании Алексей Криворучко, отвечая на вопрос, нет ли у компании сложностей с обслуживанием договора в связи с ростом курса европейской валюты.

"Разные варианты могут быть. Что-то можно, может быть, растянуть по времени - в несколько этапов сделать", - добавил он, подчеркнув однако, что пока ничего не меняется, и перевозчик следит за развитием ситуации.

Говоря о возможности получения средств Фонда национального благосостояния, Криворучко отметил, что такой вариант не исключен, так как компания уже подала соответствующую заявку, и ее рассматривает Минэкономразвития. "Может быть комбинация источников, потому что ситуация сейчас меняется - курс, деньги, длина денег", - добавил топ-менеджер.

В то же время он исключил вариант продажи долей в компании для финансирования проекта. "Компанию продавать мы точно не будем", - заявил он, добавив, что у "Аэроэкспресса" "есть еще прилично времени", чтобы решить вопрос с финансированием контракта. Российская компания уже заплатила швейцарской аванс в 4 млрд рублей.

Исполнительный вице-президент Stadler Питер Йенелтен, со своей стороны, заявил "Интерфаксу", что в случае возникновения проблем с оплатой поездов, швейцарский концерн будет открыт для переговоров. "Stadler известен тем, что всегда готов найти совместно устраивающий компромисс. Посмотрим - мы прагматичные люди", - сказал он.

Пока Йенелтен не видит критических рисков в оплате заказанных составов. "Я исхожу из того, что поезда нужны, пассажиры однозначно будут. Мы понимаем, конечно, что рост будет не такой, как в последние годы, но рост все равно будет. И на сегодняшний день мы не видим никаких признаков того, что "Аэроэкспресс" хочет что-то менять в рамках контракта, какие-то условия корректировать. Все остается в силе, как и подписано", - отметил топ-менеджер.

"Все 25 поездов, которые законтрактованы, не полностью обеспечивают потребности "Аэроэкспресса", поэтому мы уверены, что их мы сделаем", - добавил представитель Stadler.

В то же время он напомнил, что двусторонним соглашением предусмотрен опцион на поставку дополнительных поездов, поэтому если возникнут сложности, он может быть реализован позже или не реализован в принципе. "Но опасности (по первым 25 поездам - ИФ) мы не видим", - резюмировал Йенелтен.

Церемония запуска первого шестивагонного двухэтажного аэроэкспресса, произведенного Stadler, прошла в четверг в депо имени Ильича на Белорусском вокзале. Мэр Москвы Сергей Собянин пообещал, что полная замена подвижного состава "Аэроэкспресса" на новый произойдет примерно через 3-4 года.

Контракт на поставку двухэтажных пассажирских поездов у Stadler "Аэроэкспресс" подписал в 2013 году. По итогам тендера швейцарская компания получила право на поставку 172 вагонов. В рамках твердого контракта на 381,3 млн евро (без учета НДС) предусмотрен заказ 118 вагонов (16 составов по четыре вагона и 9 составов с шестью вагонами). За счет двухэтажных электричек "Аэроэкспресс" рассчитывает увеличить пропускную способность на своих маршрутах на 30-40%.

Общая сумма контракта составляет 685 млн евро. За последние три месяца рубль сильно ослаб по отношению к доллару и евро. Доллар на торгах Московской биржи в четверг торгуется выше 46 рублей, евро - выше 57 рублей.

"Аэроэкспресс" заявлял, что планирует финансировать контракт за счет заемных средств, при этом предусмотрена лизинговая схема. Газпромбанк последовательно открывает компании 15-летние кредитные линии для поставки электричек. Ранее представитель ПБа сообщал "Интерфаксу", что банк готовит выпуск проектных облигаций с покрытием швейцарского экспортного кредитного агентства SERV для финансирования сделки по покупке компанией "Аэроэкспресс" двухэтажных электричек у концерна Stadler. При этом банк отмечал, что выступает "организатором финансирования проекта на сумму до 27,3 млрд руб., включая предоставление кредитных средств и выпуск проектных облигаций с SERV".

Кроме того, сообщалось, что "Аэроэкспресс" претендует на средства ФНБ для финансирования ряда своих проектов, в том числе покупки электричек. Из ФНБ компания рассчитывала привлечь до 90% от этой суммы, а остальные 2,4 млрд руб. - выделить самостоятельно (при сроке окупаемости в 12,9 лет). В то же время, "Аэроэкспресс" может получить государственные средства не напрямую из ФНБ, а опосредованно, через Российский фонд прямых инвестиций.

Весной исполнительный директор "Аэроэкспресса" Алексей Сорокин заявлял агентству, что валютные риски по контракту учтены в бизнес-модели проекта, но не уточнил, какой рост евро заложен в бизнес-модели.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });